В ожидании инноваций

Текст | Ольга ШАПОВАЛОВА

Каучуковая промышленность должна ответить на вызовы времени.

На все случаи жизни

 

Каучуки уже давно относятся к материалам, необходимым в самых разных случаях жизни. Из каучуков изготавливаются специальные резины для разнообразных уплотнений, отвечающих за тепло-, звуко-, воздухо- и гидроизоляцию разъемных элементов зданий, в санитарной и вентиляционной, в гидравлической, пневматической и вакуумной технике. Каучуки применяют для электроизоляции, производства медицинских приборов и других изделий медицинского назначения.

В ракетной технике синтетические каучуки используются в качестве полимерной основы при изготовлении твердого ракетного топлива, в котором они играют роль горючего, а в качестве наполнителя используется порошок селитры (калийной или аммиачной) или перхлората аммония, который в топливе играет роль окислителя.

В России около 40% каучука идет на широкий ассортимент резинотехнических изделий (более 50 тыс. видов), среди которых технические изделия из мягкой резины, подошвы для обуви, ленточные транспортеры, разнообразные трубы и шланги, электроизоляция, герметики, клеи, краски на латексной основе и многое другое.

Но основная часть производимой резины, конечно, используется в производстве автомобильных и велосипедных шин. Это самое массовое применение каучуков. Причем если для авиационных шин требуется прежде всего натуральная резина (она повышает ресурс изделия), то автомобильные шины изготовляются из смеси натурального и синтетического каучука. В каждом случае разработчики ищут оптимальное соотношение этих компонентов. Шины для грузовиков и автобусов содержат 30–40% натурального каучука. Иногда его доля доходит и до 85%, если шина должна выдерживать серьезные вертикальные нагрузки.

Легковые же автомобили вполне нормально ездят на шинах, в которых всего 15–20% натуральной резины. Однако когда важен коэффициент сцепления колеса с дорожным полотном, например на автомобильных гонках, для колес используется исключительно синтетическая резина. Не исключено применение в шинах и новых типов синтетической резины.

Большой потенциал

 

У российской каучуковой индустрии большой технологический и инновационный потенциал, унаследованный еще от советской промышленности.

Сократив объем производства каучука более чем в три раза по сравнению с 1980-ми годами, Россия сохранила позиции экспортера мирового значения. На нашу страну приходится 8–10% мирового производства синтетических каучуков.

Некоторое время назад из-за кризиса практически все предприятия сокращали объем производства, исключение составили ОАО «Омский каучук» и ОАО «Казанский завод синтетического каучука». В 2009 году стагнация отечественного автопрома привела к резкому падению потребления каучуков, и российский рынок синтетических каучуков сузился.

В 2010 году темп роста производства уже составил 142% по сравнению с 2009 годом. По данным Росстата, выпуск синтетических каучуков в РФ вырос в январе — августе 2011 года на 8,3%, до 953 тыс. тонн, по сравнению с тем же периодом 2010 года. Индекс химического производства РФ за этот период составил по сравнению с тем же периодом предыдущего года 107,2%. В последнее время мировые цены на латекс значительно выросли (на 25–26% с сентября по декабрь 2010 года).

Выпуск шин для легковых автомобилей в РФ вырос в январе — августе 2011 года на 25,9% относительно того же периода предыдущего года, до 20,6 млн штук, свидетельствуют данные Росстата. Шин для грузовых автомобилей произведено 5,7 млн штук (рост на 14%), шин для сельхозтехники — 1,07 млн штук (рост на 20,7%). Индекс производства резиновых изделий относительно того же периода предыдущего года — 115,4%.

Среди лидеров отрасли — СИБУР, одна из немногих компаний в мире, чье производство синтетических каучуков охватывает всю технологическую цепочку производства данного вида продукта, включая выделение индивидуальных углеводородов, производство мономеров и полимеров. Доля продукции СИБУРа в России составляет: по изопреновому каучуку — 16%, бутилкаучуку — 29%, бутадиеновому каучуку — 35%, эмульсионному бутадиен-стирольному каучуку — 50%, растворному бутадиен-стирольному каучуку — 100%, бутадиен-нитрильному каучуку — 82%, термоэластопластам — 100%.

По суммарным мощностям в каучуковом сегменте (600 тыс. тонн) СИБУР входит в десятку мировых лидеров. Эта компания известна как учредитель конкурса идей по применению синтетических каучуков и полипропилена.

ОАО «Омский каучук» занимает одно из лидирующих мест среди российских производителей синтетического каучука. В результате кризиса 1990-х годов предприятие столкнулось с серьезными экономическими трудностями и практически прекратило свою деятельность, как и многие другие заводы.

После прихода генерального инвестора, ЗСТПФ «Титан», здесь была построена и пущена установка для выпуска нового стабилизатора каучуков, налажено производство гипериза, создано производство пропилена, расконсервированы другие производства. С 2006 года на ОАО «Омский каучук» функционирует система менеджмента, соответствующая требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001.

Ефремовский завод синтетического каучука активно участвует в экономическом сотрудничестве со странами Европейского союза. География поставок продукции предприятия — каучука СКД и высокомолекулярного полиизобутилена — обширна: страны Западной, Восточной и Центральной Европы, США, Марокко, Иран, страны СНГ. На заводе налаживается производство растворного стирол-бутадиенового каучука. Это очень перспективный и высокоэффективный материал, используемый в шинной, строительной, обувной, резинотехнической промышленности.

Новый каучук пользуется высоким экспортным спросом. Для шинной промышленности разрабатывается новая технология производства неодимового цис-полибутадиена. Он используется при изготовлении протекторов и других деталей шин.

ОАО «Синтез-Каучук» делает ставку на производство изопренового каучука нового поколения — СКИ-5. Каталитическая система на основе соединений неодима позволяет улучшить технологию производства и качество продукта. Самое же главное ее преимущество — экологичность.

В процессе синтеза неодимового полиизопрена не образуется вредных летучих продуктов — олигомеров изопрена, как это происходит при применении традиционного титанового катализатора, уменьшается количество сточных вод производства, исчезают коррозионно-активные примеси. Появление на рынке СКИ-5 очень своевременно, так как сегодня в мире переходят на изготовление экологически чистых, так называемых «зеленых» автомобильных шин.

Сейчас каучук СКИ-5 прошел омологацию во всех шинных компаниях РФ («Сибур — Русские шины», «Нижнекамскшина») и СНГ («Белшина» и «Росава»), и эти потребители готовы к замене СКИ-3 на СКИ-5. Другая марка неодимового полиизопрена — каучук СКИ-5ПМ применяется в производстве пищевых, медицинских, цветных резиновых изделий, обуви, игрушек и средств защиты органов дыхания.

Пока неизвестно, ждет ли российскую каучуковую отрасль новое инвестиционное оживление. Только «Нижнекамснефтехим» инвестировал в создание новых мощностей по выпуску этого сырья, тогда как на большинстве предприятий отрасли даже имеющиеся мощности загружены слабо. Соответственно и «Нижнекамскшина» в 2010 году произвела 10,957 млн шин, что на 16% больше, чем в 2009 году. Увеличение выпуска шин в прошлом году было обусловлено ростом спроса со стороны как автопроизводителей, так и вторичного рынка. Сказалась стабильная в 2010 году работа автозаводов. В 2011 году предполагалось выпустить 11,888 млн шин при мощности завода в 12,15 млн шин в год.

Интеграция и инновации

 

Одна из ключевых проблем каучуковой индустрии России состоит в том, что она технологически слабо интегрирована с отечественными производителями шин, а ведь это важнейший потребитель синтетического каучука.

За счет разработки новых рецептур и марок каучуков для производства новых моделей шин можно было бы налаживать более тесное сотрудничество с шинниками и даже интеграцию с мировыми производителями шин. В каучуковой индустрии примером такой компании является «Галополимер», прямой конкурент DuPont.

Однако российский шинный рынок и так в значительной мере «глобализирован», не менее двух третей его занимает импорт, а также покрышки, произведенные на российских заводах западных компаний.

Консолидация нефтехимии от первичной переработки нефтяного и газового сырья до производства мономеров, из них — синтетического каучука, а затем и готовой продукции в виде шин и резинотехнических изделий может обеспечить максимальную эффективность использования сырья и максимальную доходность производства.

Ключевая задача российской каучуковой и шинной индустрии — инновационное развитие. Его новый глобальный тренд уже намечается и связан с экологизацией как технологий, так и конечной продукции. В связи с этим большое значение имеет производство продукции из вторичного сырья, что ведет к существенной экономии первичного углеводородного сырья и является важным способом борьбы с загрязнением окружающей среды использованными шинами.