Назад, в 70-е
Текст | Сергей ХЕСТАНОВ
участников
Скорее всего, те кризисные явления, которые наблюдаются сейчас — это продолжение нерешенных проблем, оставшихся с 2008 года. Основы нынешних проблем были заложены достаточно давно.
Фактически, начало накопления противоречий, которые привели к кризису, приходится примерно на 1982 год. С приходом к власти в США президента Рейгана начался курс развития экономики за счет наращивания госдолга, и этот процесс шел без малого 30 лет. То, что происходит сейчас — отголоски той политики, которую начал еще Рейган.
Кроме того, в 2008 году монетарные власти практически всех стран пытались решить проблемы начавшегося кризиса за счет вливания денежных средств. На некоторое время это сняло остроту проблем, но, поскольку ни одно из противоречий не было устранено, при малейшем ухудшении экономической ситуации все старые болезни вновь проявляются. Собственно говоря, это мы сейчас и видим.
Существует два пути решения накопленных проблем, причем это философски разные пути. Первый путь: все банкроты объявляются банкротами, все активы распродаются по той цене, по которой их хоть кто-нибудь покупает, и после этого начинается новый цикл роста. До 1929 года почти все циклические кризисы заканчивались именно так.
Второй путь, который, к сожалению, более вероятен в настоящих условиях: инфляция. Те же самые долги за счет инфляции уменьшаются до такой степени, что их достаточно легко выплатить. Политика монетарных властей и Соединенных Штатов, и Евросоюза ведется именно по инфляционному сценарию.
Скорее всего, повторится ситуация, которая один раз уже была в экономике в 1970-х годах — так называемая стагфляция. Заключается она в том, что одновременно развивается и стагнация, и приличная инфляция, причем инфляция по твердым валютам, что не соответствует стереотипам россиян. Мы привыкли, что доллар и евро являются очень твердой валютой, за счет того что в США и Европе очень низкая инфляция.
Впрочем, оборотная сторона этого процесса заключается в том, что нефтегазовые цены, скорее всего, останутся на достаточно высоком уровне, что благоприятно для российской экономики.
Мой прогноз: повторится стагфляция 1970-х годов, когда в развитых странах одновременно развивается и инфляция, и стагнация экономики, а для стран — экспортеров сырья (прежде всего для России) это означает достаточно высокий и весьма комфортный уровень цен.
Вспомним, золотое время Советского Союза приходится на первую треть 70-х и первую треть 80-х годов. А это как раз был период стагфляции в развитых странах.
Есть еще одна интересная деталь, которая увеличивает достоверность подобного прогноза. Дело в том, что в 1973 году произошла очередная арабо-израильская война, которая тоже способствовала росту нефтяных цен. В настоящее время в арабском мире также происходят бурные события, которые имеют своим итогом те же самые последствия — рост нефтяных цен.
Прошло 30 лет, история сделала очередной виток, и вот сейчас, уже в совершенно других условиях, но тем не менее повторяются те факторы, которые спровоцировали стагнацию 70-х.
Если говорить о цифрах, в 70-е годы инфляция по тому же самому доллару составляла и 10, и 13, и 15 % годовых. А если вспомнить, что инфляция действует по правилу сложных процентов, то есть процент на процент, то, в общем-то, пять — семь лет такой монетарной динамики, и все долговые кризисы будут легко разрешены. Просто потому, что долги обесценятся до такой степени, что заплатить их будет действительно не трудно.
Записала Анастасия Карпова
Сергей Александрович Хестанов — управляющий директор УК «Финам Менеджмент». Окончил Киевский государственный университет, аспирантуру. Автор ряда научных работ.
Разработал и внедрил одну из первых на российском рынке систем управления рисками коммерческого банка.
На фондовом рынке работает с 1994 года. С 2004 года является председателем экспертного совета инвестиционного холдинга «Финам». С 2006 года по настоящее время — управляющий директор управляющей компании «Финам Менеджмент». С 2011 года управляющий директор ООО «АЛОР Групп»