Крыть нечем


Текст | Ирина СКЛЯРОВА


Резиновая крошка против асфальтобетона.

Первые месяцы осени — традиционный сезон скидок во всей строительной отрасли. Рынок резиновых покрытий для спортивных и детских площадок здесь не исключение. Именно сейчас на нем разгорается настоящая конкурентная борьба.

Резиновая крошка уверенно вытесняет асфальт, бетон и гранитный отсев с детских и спортивных площадок. Потребителю предлагаются самые разные варианты покрытия на основе резиновой крошки, полученной из отходов шинной промышленности. Покрытие сооружается непосредственно на объекте по технологии наливного пола поверх бетона, асфальта или гравийного покрытия.

Отрасль услуг по настилу резиновых покрытий в крупных городах сегодня показывает убедительный рост. Зарплаты рабочих в этой сфере одни из самых высоких. Организации, которые делают резиновые покрытия, занимают особое место среди строительных компаний, предлагающих узкоспециализированные услуги на локальных рынках. В силу того что заказчиками таких работ выступают преимущественно муниципальные структуры и гораздо реже частные лица, эта особенность рынка заметно влияет на уровень конкуренции и методы поиска клиентов.

В Москве насчитывается порядка 100 крупных компаний, специализирующихся на резиновых покрытиях, аффилированных с городскими властями и префектурами. Все они попали в «резинопокровный» бизнес двумя путями. Первый путь — от общего к частному. Это компании, оказывающие широкий спектр строительных услуг ЖКХ: от жилищного строительства до асфальтоукладочных работ и прокладки инженерных коммуникаций. На завершающем этапе от любой строительной компании, возводящей жилой комплекс, городские власти требуют проведения работ по благоустройству прилегающей территории. Часто для крупных компаний выделение дочерней фирмы, занимающейся благоустройством дворов, является логичным развитием бизнеса. Большая часть компаний, укладывающих резиновую крошку, как раз и появились в результате подобной диверсификации бизнеса. Это легко объяснимо: материнская компания обеспечивает им фронт работ и создает протекцию в префектурах.

На крепких иностранных плечах

Второй возможный путь входа в подобный бизнес — через покупку франшизы иностранных компаний. В этом случае на стороне фирмы — зарекомендовавшие себя проверенные технологии и методы продвижения. Компаниям, пошедшим этим путем, в каждом конкретном случае приходится решать вопрос об адаптации импортных технологий под российский климат. Большую часть года на тех широтах, где находятся крупнейшие российские мегаполисы, длится холодный сезон с осадками в виде снега и дождя, с гололедицей и резкими перепадами температур. Антивандальная крепость покрытия в российских условиях также немаловажна для заказчика. Доработка импортного продукта под российскую специфику требует дополнительных вложений. Но именно такие адаптированные технологии находят спрос при строительстве спортивных сооружений, стадионов, кортов, баскетбольных и волейбольных площадок. Профессиональный спорт требует от наземного покрытия соответствия конкретным показателям жесткости, упругости и эластичности. Массовые технологии, применяемые для устройства школьных и придомовых детских площадок, в этом случае не подходят.

Каким бы путем компания ни вышла на рынок услуг по укладке резиновых покрытий, конкуренция на этом новом рынке довольно велика. А к концу лета она обостряется. Причина не только в том, что заканчивается климатический сезон, благоприятный для укладки покрытия. В это время падает спрос со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Это связано с особенностями финансирования бюджетных организаций и процедурами проведения закупок услуг по благоустройству. К началу осени все специализированные компании начинают наперебой предлагать скидки и специальные предложения. Причем скидки часто распространяются не только на настил покрытий, но и на сопутствующие услуги, вроде установки детских качелей, веранд, турников, песочниц, расширяя тем самым потенциальную аудиторию заказчиков.

Борьба за потребителей

Характерно, что уровень цен на настил покрытий у большинства ведущих компаний практически одинаков. Предложения скидок идут настолько синхронно, что заставляют даже иногда заподозрить производителей в ценовом сговоре. Но дело, скорее всего, в том, что рынок сбыта в этом сегменте пока довольно ограничен, и конкурирующие компании вынуждены идти «ноздря в ноздрю» в борьбе за потребителей.

Стремительно развивающийся в столице, городах-милионниках и олимпийском Сочи бизнес пока что с трудом проникает в регионы. Так же, как это было восемь лет назад в Москве, в регионах резиноукладочные компании предлагают городским властям сделать первые детские площадки бесплатно, дабы популяризировать свои услуги.

Сезонный по сути вид деятельности в регионах приобретает еще более выраженную сезонность. Это заставляет распускать сотрудников на зиму, а летом набирать снова. При этом в регионах большим спросом пользуются не столько наливные детские площадки, сколько площадки из резиновых матов, используемых, в частности, для автопарковок, для которых предлагаются резиновые парковочные столбики и «лежачие полицейские».

В столице выход на рынок наливных покрытий сопряжен с расходами на поддержание административных контактов с чиновниками. В регионах эти вопросы более легко решаемы, однако там возникают некоторые технические сложности, в частности доставка некоторых составляющих для резиновых смесей. Как правило, на региональном рынке резиновых покрытий фигурируют лишь представители единичных крупных строительных компаний, для которых бизнес по производству и укладке покрытий не является основным. Малые же предприятия, обычно составляющие костяк аналогичного бизнеса за границей, в российских регионах пока только начали появляться.