Государство и строительство



Текст | Ирина СКЛЯРОВА


Власти не могут определить свое отношение к строительной отрасли.

Строительный комплекс в посткризисное время живет от конкурса до конкурса. Основной заказчик для строительной отрасли сегодня государство. Но оно не может или не хочет установить четкие правила игры на этом рынке.

Строительная отрасль пока не может полностью оправиться от кризиса. В целом отрасль постепенно начинает показывать позитивную динамику. Минэкономразвития, в частности, констатировало движение отрасли к позитивным изменениям. По данным Росстата, за первое полугодие текущего года объемы строительства возросли в стране на 0,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Но этот показатель представляет собой фактически «среднюю температуру по больнице». В ряде секторов, в частности жилищном и автодорожном строительстве, по-прежнему наблюдается спад.

По данным Росстата, за январь — июль 2011 года было построено 24,4 млн кв. м жилья (287 тыс. квартир), что на 0,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Показатели летних месяцев, впрочем, традиционно оживляют ситуацию. Так, в нынешнем июле было построено 3,7 млн кв. м жилья, что на 19% больше, чем год назад.

Причина этого роста по большей части сезонная: летом технически проще проводить строительные манипуляции, поэтому июльский рост вполне может быть сведен на нет ноябрьско-декабрьским падением.

Верить в лучшее

Настроения в отрасли вряд ли можно назвать оптимистичными. По данным проведенного Росстатом выборочного обследования деловой активности строительных организаций, в котором приняли участие 6,6 тыс. строительных респондентов из предприятий различных форм собственности, лишь 8% опрошенных назвали ситуацию «благоприятной».

Большинство руководителей строительных организаций (78%) оценивают экономическую ситуацию в строительстве как «удовлетворительную», 14% — как «неудовлетворительную». Положительных изменений в ближайшем будущем ожидают 25% респондентов, 71% руководителей строительных организаций не ожидают ее изменения, а 4% считают, что ситуация ухудшится.

Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, по мнению опрошенных, являются «высокий уровень налогов» (его указали 49% респондентов), «высокая стоимость материалов, конструкций, изделий» (к этому ответу склоняется 37% опрошенных) и «конкуренция со стороны других строительных фирм» (мнение 36% руководителей строительных организаций).

Госзаказ без права на ошибку

Особых предпосылок к бурному развитию отрасли пока нет. Все правительственные чиновники, говорящие о скором восстановлении стройкомплекса, оперируют лишь данными об общем росте ВВП. Но рост потребности экономики в строительных услугах сам по себе не гарантирует восстановления объемов строительства. Госрегулирование отрасли пока вызывает множество вопросов и нареканий со стороны участников рынка.

Стройкомплекс возлагал особые надежды на госзаказ. В этом посыле была доля истины. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, к концу второго десятилетия ХХI века в России должно строиться не менее 140 млн кв. м жилья в год, а к 2016 году объемы строительства жилья в России должны быть увеличены почти вдвое по сравнению с 2011 годом — до 100 млн кв. м в год.

Заказчиками жилищного и разных видов городского строительства в основном выступают муниципальные и федеральные власти. Вся деятельность по госзаказу регулируется специальными законами, в частности законом №94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Правила размещения госзаказа меняются практически ежеквартально. В силу того что законодательство в сфере госзаказа еще очень молодо, не наработана правоприменительная практика, не выучены чиновники, отвечающие за этот процесс, процедура участия в торгах превращается в пытку для строителей и подрядных организаций.

Строителям важны понятные правила игры, им трудно жить от конкурса до конкурса. Компании не могут инвестировать в большие проекты, не зная, пройдут ли они очередной аукцион. В свое время конкурсные торги как раз и были введены для того, чтобы заказчики нашли наиболее достойных подрядчиков, а подрядчики, в свою очередь, имели бы гарантированные заказы. Но на практике вышло все наоборот.

Добросовестных строителей сегодня берут за горло шантажисты, оккупировавшие все возможные в регионе строительные торги и вымогающие плату за отказ в участии. Формальное соблюдение процедур при размещении заказа фактически означает индульгенцию для заказчиков в части расходования государственных средств.

Контроль осуществляется именно за соблюдением процедур, а не за достижением конечного результата. Порядка 75% строительных торгов признаются несостоявшимися, поскольку заявку подал только один участник или только один из подавших заявки был допущен до участия в торгах.

Что является причиной этого — непонятно. То ли заказчики, имеющие возможность влиять на результаты торгов, то ли подрядчики, не верящие в честность конкуренции на торгах.

В строительстве существует специальная предварительная квалификация участника, в рамках которой заказчик при размещении заказа на строительство объекта на 50 млн руб. и выше имеет право устанавливать требование о предоставлении строительной компанией документа, подтверждающего, что она за последние пять лет построила и сдала в эксплуатацию объект, стоимость строительно-монтажных работ по которому составляет не менее 20% от начальной цены контракта, на которую строительная компания претендует.

Однако несмотря на столь жесткие, на бумаге, требования, оценка квалификации строителя и его способности выполнять государственные и муниципальные госконтракты — самый острый вопрос в сфере строительного заказа.

Наличие на рынке строительных организаций, не имеющих соответствующей квалификации, но имеющих возможность участвовать в госзаказе — зона ответственности самой отрасли. Теоретически саморегулируемые организации вправе принимать решение о применении мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения нарушителей из членов СРО.

Саморегулируемые организации несут субсидиарную ответственность в пределах компенсационного фонда СРО в случае причинения вреда в результате недостатков работ, выполненных членом такой организации. Но эти механизмы пока не начали работать, и виноваты в этом прежде всего сами отраслевики.

Планов громадье

Осенью в Госдуму должен поступить проект закона о Федеральной контрактной системе. Если закон будет принят, он окажет колоссальное влияние на строительную отрасль. Дело в том, что нынешняя система государственных и муниципальных закупок в строительной отрасли охватывает только процедуру размещения заказа.

На самом же деле госзаказ на строительство начинается раньше — на этапе планирования. Пока что принято концептуальное решение о том, что система размещения госзаказа на строительство будет включать в себя этап утверждения планов. Но в том, как будет составляться прогнозирование потребностей государства в строительных услугах и как будет проходить планирование, ясности нет.

Непонятно, какой орган будет заведовать планированием в строительстве. В 2008 году в стране упразднили единственное профильное строительное ведомство — Росстрой, передав его функции Министерству регионального развития.

В настоящее время за строительную отрасль не отвечает ни одно министерство, и даже если для массового планирования будет создан орган с полномочиями советского Госстроя, есть опасность «наступить на советские грабли» — тогда на самом верху определялось, сколько лестничных пролетов должно быть в пятиэтажке. Никаких нормативов расчета потребности региона или муниципалитета в строительстве сегодня не существует.

Фактически объемы муниципального заказа зависят от бюджетирования. Другая острая и пока не решенная проблема в том, что ответственность за недостаточное планирование строительства не несет никто. Теоретически это ответственность губернаторов, но, когда возникают скандалы с обрушившимися домами и поиском виновных, виноватыми оказываются люди, не имеющие никакого отношения к планированию размещения заказа на строительство жилья.


КОММЕНТАРИЙ БИЗНЕСМЕНА


Андрей Белоедов, руководитель стратегического направления «Строительство» REHAU, регион Евразия:

В России общая потребность в жилье — более 2,2 млрд кв. м. Более 60% семей испытывают жилищные проблемы. Из них 32% хотели бы их разрешить в ближайшее время. Для этого необходимо увеличить жилищный фонд на 46%.

В последние три года строится примерно от 40 до 60 млн кв. м жилья в год.

Проведя небольшие вычисления, можно сказать, что при 150 млн живущих в России на одного человека приходится примерно 0,3 кв. м жилья. Чтобы получить хотя бы 1 кв. м на человека, нам нужно увеличить темпы строительства в три раза. Но даже при таком темпе потребность в жилье, хотя бы в минимальном объеме, будет удовлетворена только через 15—20 лет.

Социальная норма, существующая на сегодняшний день — 18 кв. м на человека, нам до нее очень далеко. У нас две-три семьи в одной квартире — нормальное состояние, но на самом деле это абсолютно неприемлемо.

Потенциал отечественного строительного комплекса огромен, другой вопрос, что технологии, которые используются в настоящее время, давно устарели. В Москве 80% составляет панельное жилье. Безусловно, Москва не резиновая, и здесь будет всегда преобладать многоэтажное строительство. В области же нужно развивать малоэтажное строительство, так как территория России вполне может это позволить.

Основная проблема — это доступность жилья. Да, существует ипотека, но проценты по кредитам, на мой взгляд, просто несоизмеримы с теми зарплатами, которые имеет средний класс, а это именно те, кому жилье необходимо. За 15—20 лет выплаты ипотеки стоимость квартиры увеличивается в 2—2,5 раза. Потребность в жилье существует — но ее удовлетворение экономически невозможно для основного населения. Технологии позволяют строить больше — но качественным жильем это назвать сложно.

Поэтому потенциал огромный, но как его реализовать, как соизмерить механизмы спроса и качественного предложения? Это государственные задачи. Есть программы, которые в свое время были провозглашены: доступное жилье, например, или малоэтажное строительство. Но все эти темы больше связаны с урбанизацией. Развиваются только центры: Москва, Санкт-Петербург. Программы есть, но, к сожалению, все развивается очень медленно.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте