Где хрупко, там и рвется


Текст | Ирина СКЛЯРОВА


Российский антикоррозийный рынок завоевывают иностранцы.

Ежегодно в любой стране коррозия металла съедает от 2 до 5% ВВП. Человечество борется с этой болезнью технического прогресса на протяжении нескольких столетий, но усложнение техники и повышение требований к безопасности металлических конструкций вынуждают изобретать новые методы борьбы.

Процесс коррозии — это химическое окисление металла, самопроизвольно протекающее под действием кислорода, воды и микробов, приводящее к разрушению металлических изделий. Время коррозионного разрушения напрямую зависит от влажности воздуха и температуры. Для борьбы с коррозией металлических изделий применяется специальная обработка. В советское время существовала целая отрасль химической промышленности под названием «обработка металлов и нанесение покрытий на металлы».

Сегодня возможности борьбы с коррозией существенно расширились, но все методы антикоррозийной обработки металла, несмотря на их разнообразие, по сути, включают в себя два этапа: очистку поверхности изделия от грязи и элементов коррозии и нанесение на поверхность тонкого слоя антикоррозийного материала. Эти материалы в свою очередь делятся на две группы: металлические (алюминий, цинк, медь, хром, никель) и неметаллические (полимеры, краски, пасты, эмали). В соответствии с этой градацией условно поделена и сегодняшняя отрасль антикоррозийной обработки.

Кризис трехлетней давности серьезно подкосил те предприятия, которые были «заточены» под строительство. В кризис многие предприятия химической промышленности по обработке и нанесению покрытий на металлы свернули и заморозили часть проектов. Большие надежды предприятия возлагали на госзаказ: восстановление объемов строительства могло бы помочь выправить ситуацию. Однако выход на докризисные объемы строительства пока что откладывается в большинстве регионов. Поэтому основными потребителями услуг по антикоррозийной обработке сейчас составляют предприятия тяжелого машиностроения. За них борются участники рынка, но в этой борьбе в последнее время все чаще побеждают иностранцы.

Оборудование для очистки поверхности металла от первичной коррозии очень дорогостоящее. По большей части оно зарубежное по происхождению. Наиболее современной технологией очистки считается пескоструйная или дробеструйная обработка с помощью абразивоструйного оборудования. При помощи сжатого воздуха поток абразива выбрасывается на обрабатываемую поверхность. Это позволяет снять с поверхности материала элементы первичной коррозии, нагар, остатки старого покрытия (металлического или лакокрасочного). Крупные компании предпочитают технику немецкого производства. Недавно завод «Тяжмаш», дочернее предприятие «Северстали», установил дробеструйную камеру стоимостью 14 млн руб. производства немецкой фирмы SCHLICK.

Немецкие компании пескоструйной антикоррозийной обработки представлены на российском рынке несколькими крупными игроками. Помимо SCHLICK, это KIESS с официальным представительством в России ЗАО «Евробласт». Обе компании предлагают весь комплекс оборудования, необходимый для выполнения антикоррозийной защиты любого вида металлических поверхностей, а также выполнения санирования на строительных сооружениях: дробеструйные и окрасочные камеры, мобильное оборудование для абразивоструйных работ, компрессорную технику, оборудование для подготовки и очистки сжатого воздуха, оборудование для очистки абразива. С начала 90-х годов обе компании поставляют оборудование на предприятия Санкт-Петербурга, Московской области, Новороссийска, Норильска, Северодвинска, Архангельска, Екатеринбурга, Челябинска, Мурманска, Нижнего Новгорода, Воронежа, Кургана, Тюмени.

Как и европейские потребители, россияне также постепенно приходят к пониманию того, что с коррозией легче бороться превентивными методами, а именно изначальной обработкой поверхностей антикоррозийным напылением. Этот этап обработки — нанесение металлического антикоррозийного материала — пока еще, по большей части, остается в руках российских производителей. Но и здесь им надо быть начеку в силу ужесточения требований рынка и грядущего внесения изменения в ГОСТы по антикоррозийной обработке.

Среди самых популярных и доступных методов металлической антикоррозийной обработки — горячее цинкование. Цинк обладает высокой стойкостью к неблагоприятным проявлениям окружающей среды. Спрос на горячее цинкование сегодня растет в самых разных сферах бизнеса: дорожном строительстве (опорные, перильные, пролетные конструкции), связи (радиомачты, антенны, опоры), строительстве (каркасы, опалубка, кровля, водостоки), энергетике (опоры ЛЭП, трубопроводов, несущие конструкции газовых и электрических подстанций).

Для деталей сложной конфигурации чаще применяют метод никелирования. Малогабаритные установки химического никелирования производят саратовский АКБ «Экспресс-Волга» и рязанский ООО «РПТИ». Нанесение цинковых и алюминиевых покрытий можно проводить способом электродуговой металлизации, а также методами газопламенного и плазменного напыления. В основе этих методов лежит распыление расплавленных металлов сжатым воздухом. Плавление материалов достигается в случае газопламенного метода в пламени газовой горелки (рабочие газы ацетилен, пропан или водород), а в случае плазменного метода — в потоке дуговой плазмы (рабочие газы аргон или азот). Соответствующие установки производят компании «Пневмотехника», «Нейтрино», «Термал-Спрей-Тек», ЦЗК «ЭГО».

Что касается таких способов защиты от коррозии, как нанесение полимерных и лакокрасочных покрытий, то в этой сфере деятельности иностранные компании почти вытеснили отечественных производителей. Даже те предприятия, которые предлагают потребителю комплексную защиту металлических конструкций, применяя автоматизированные процессы обработки, используют в работе преимущественно импортные составляющие, в частности оборудование Larius (Италия), Graco (США), Wagner.

Комплексные системы антикоррозийной защиты предлагает ООО «УралВТО Антикорзащита» на основе продукции ведущих зарубежных концернов Teknos (Финляндия) и Lankvitzer (Германия), производящих промышленные лаки для железнодорожной, автомобилестроительной, машиностроительной отраслей, промышленные антикоррозионные лаки для защиты мостовых металлических балок, строительные лаки.

Российский рынок для иностранных игроков отчасти даже более привлекателен, чем европейский. И дело не только в том, что в России больше корродирующих конструкций (в силу огромной территории страны и долгой бесхозяйственности), но и в том, что спектр применения антикоррозийных методов в России значительно шире. Дело в том, что европейские экологические требования запрещают применения некоторых способов борьбы с коррозией. В частности, метод очистки мостовых конструкций с последующей покраской начисто в Европе почти не применяется. Утилизация снятой краски, содержащей значительное количество свинца, европейским заказчикам обошлась бы слишком дорого, поэтому там чаще используются специальные составы для покраски поверх старого покрытия. В России таких ограничений нет, поэтому применение методов обработки разнообразнее.

Потребителя волнуют сегодня не просто обработка, но и программы уменьшения стоимости материалов в ходе работы. Разработчики технологий из Teknos и Lankvitzer предлагают комплексную оптимизацию антикоррозионных систем в соответствии с реальными коррозионными нагрузками. Услуги по оптимальному подбору системы покрытий, замене дорогостоящих материалов более дешевыми очень востребованы на рынке, но большая часть российских производителей антикоррозийных покрытий пока не готова вкладываться в создание методик оптимизации обработки.