Деньги будут


Текст | Наталья МИХАЙЛОВА


Президент РФ Дмитрий Медведев принял участие в обсуждении на одном из региональных августовских педсоветов нового закона об образовании.

Как сообщает портал kremlin.ru, августовские педсоветы традиционно проводятся в середине месяца. В этом году на совещаниях рассматривался проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также обсуждались необходимые изменения в подзаконные нормативно-правовые акты. Результаты региональных обсуждений планируется получить к 15 сентября, чтобы в октябре началась официальная процедура согласования проекта закона об образовании.

Выступая на совещании в Адыгее, Дмитрий Медведев подвел предварительные итоги обсуждения проекта Закона «Об образовании в Российской Федерации».

«До нового учебного года остается уже совсем немного, две недели, — сказал он, — и сейчас на вашем педагогическом совете, так же, кстати, как и на всех педсоветах, которые проходят в этот период по всей стране, обсуждаются вопросы, которые касаются огромного количества наших граждан. У нас, напомню, в стране более 13 млн школьников, около миллиона педагогов. Я уж не говорю о десятках миллионов родителей, которые тоже к этому готовятся. Причем решение многих из существующих вопросов мы должны найти в новом законодательстве. Они должны быть хотя бы в общей форме отражены в будущем законе об образовании».

Закон, по оценке президента, очень сложный и затрагивает целый комплекс отношений: от организационно-правовых до социально-экономических. Такие акты принимаются, как правило, на длительную перспективу, и, естественно, закон связан с долгосрочным развитием нашего государства.

Иными словами, закон, по сути, направлен на то, чтобы определить наше будущее, состояние нашей экономики, социальной сферы, культуры, развития науки, технологий. «И именно поэтому в определенный период я принял решение провести его максимально широкое обсуждение», — отметил глава государства.

Первая версия законопроекта была размещена на сайте Министерства образования и науки еще в мае прошлого года. После этого проект дорабатывался. Вторая версия была представлена на специальном сайте для публичного обсуждения. «Около 11 тыс. комментариев было оставлено, посетило его 12 млн человек. Главные выводы были доложены мне и, надеюсь, учтены при доработке законопроекта», — подчеркнул Медведев.

Конкретные предложения были представлены более чем 40 регионами. Однако президент считает важным, чтобы Министерство образования и науки вновь собрало регионы и обобщило все результаты, «потому что применительно к этому закону, как принято у нас говорить, лучше семь раз отмерить и только после этого отрезать, имею в виду принимать. Поэтому по итогам всей этой работы хотел бы увидеть от правительства полноценный доклад. С другой стороны, все мы понимаем, что даже такие большие, судьбоносные для образования законы, как этот закон, не являются раз и навсегда данными откуда-то сверху, мы вполне их можем менять. И, как известно, практика является лучшим критерием того, чем мы занимаемся», — сказал Медведев.

Президент считает, что нужно определяться со всеми принципиальными позициями, вытекающими из закона: с теми, которые касаются качества образования, гарантий реализации прав граждан на все виды образования… «Я имею в виду дошкольное, общее и профессиональное образование, — пояснил президент. — У нас там много новелл, я не буду сейчас забегать вперед, наверное, вы скажете о том, что вам кажется правильным, что вам кажется не вполне правильным, включая и такие довольно серьезные изменения, например, как общедоступность среднего профессионального образования».

Очень важный вопрос — социальный статус преподавателя, его материальное положение и, конечно, объем педагогической нагрузки. Оплата труда преподавателей не должна ограничиваться никаким максимальным размером, а должна определяться квалификацией, сложностью и качеством работы. При этом средняя зарплата педагогов должна быть не ниже средней зарплаты в данном регионе.

В новом учебном году фонд оплаты труда учителей должен увеличиться не менее чем на треть. Рост произойдет, в том числе, за счет федеральных субсидий регионам на модернизацию регионального образования. Но здесь очень многое зависит и от активности самих регионов. «Эти правила предоставления субсидий уже правительством утверждены, и деньги будут перечисляться», — заверил глава государства.