Закон улучшения законопроектов



Текст | Ирина АБАНКИНА


Третья версия проекта нового Закона «Об образовании» лучше второй.

Третья версия проекта нового Закона «Об образовании» родилась как вариант согласования, компромисса между позициями, которые возникли в ходе общественного обсуждения второго варианта этого законопроекта. В ней учтены многие позиции, на которых настаивали эксперты.

Во-первых, в третий вариант внесена часть дополнительных социальных гарантий педагогам, в том числе гарантия, связанная с последней инициативой «Единой России» о повышении заработной платы педагогам и поддержании ее на среднем по экономике уровне. Сейчас это включено в законопроект, и это, безусловно, важная мера социальной защиты педагогов, повышения их социального статуса.

Во-вторых, предусматривается передача всех обязательств по финансированию прав граждан на образование — и дошкольного, и школьного — на уровень субъектов Российской Федерации. В части образовательных услуг предполагается, что дошкольное образование, так же как и школьное, будет финансироваться с уровня субъектов Федерации. Усилена ответственность за социальный статус педагогов и за реализацию прав граждан на образование.

В-третьих, уточнены некоторые статьи, в частности статья о том, что педагоги не имеют права заниматься платной индивидуальной образовательной деятельностью со своими учениками. В предыдущей версии была более широкая трактовка: с учениками своего учебного заведения вообще. Теперь все-таки сказано, что с теми, с кем педагоги непосредственно занимаются, поскольку это вызывает конфликт интересов.

В-четвертых, скорректирована общая логика закона. Прежде всего, усилена его социальная направленность. Кроме того, он сокращен по объему, стал гораздо более четко написан, убраны повторы. В начале текста появился глоссарий.

Таким образом, многие серьезные замечания к закону были исправлены после общественного обсуждения.

Мне кажется, что к позитивным моментам стоит отнести сохранение в законопроекте специальных статей, посвященных образованию в сфере искусства, здравоохранения и медицины, в сфере спорта и физкультуры.

Также достигнута договоренность, что видовое разнообразие остается на усмотрении самих учреждений, типы образовательных учреждений связаны с уровнями образования, а вот как они будут называться: университетами, институтами, академиями, школами, лицеями, гимназиями — это уже на усмотрение самих образовательных учреждений.

Изменены нормы о начальном профессиональном образовании. Все-таки у нас обязательное среднее образование. Таким образом, этот вопрос решен в пользу тех, кто отстаивал такую точку зрения, что при полном обязательном среднем образовании включать уровень начального профессионального образования в Закон «Об образовании» нет смысла. Программы такие, конечно, останутся. Их могут реализовывать и учреждения профессионального образования, и центры присвоения квалификации, но уровень начальных программ остается именно уровнем программ, а не уровнем образования.

К позитивным моментам я бы отнесла сохранение специальных норм о послевузовском образовании — аспирантуре, ординатуре, интернатуре в проекте закона: благодаря им будут гарантии сохранения бюджетных мест в аспирантуре.

Было предложение перенести это в закон о науке: все-таки послевузовское образование — аспирантура, ординатура — может рассматриваться как научная деятельность. Но в этом случае мы лишались бы конституционной гарантии на бюджетные места, на бесплатное обучение, потому что гарантии связаны именно с образовательной деятельностью.

Более четко и ясно написаны разделы, связанные с обязательствами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, есть социальные гарантии для сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, стипендиальное обеспечение — то есть учтено все, что связано с пакетом социальных гарантий, льгот, которые есть у государства.

Таким образом, общественная дискуссия по новому закону об образовании позволяет «облагораживать» проект и делать это максимально консенсусным для разных общественных групп способом.

Записала Анастасия Карпова


Ирина Всеволодовна Абанкина — директор Института развития образования Высшей школы экономики, кандидат экономических наук.

Окончила экономический факультет МГУ, аспирантуру МГУ. Член международных экспертных органов по проблемам образования, автор научных трудов по проблемам экономики образования.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте