Закон улучшения законопроектов


Текст | Ирина АБАНКИНА


Третья версия проекта нового Закона «Об образовании» лучше второй.

Третья версия проекта нового Закона «Об образовании» родилась как вариант согласования, компромисса между позициями, которые возникли в ходе общественного обсуждения второго варианта этого законопроекта. В ней учтены многие позиции, на которых настаивали эксперты.

Во-первых, в третий вариант внесена часть дополнительных социальных гарантий педагогам, в том числе гарантия, связанная с последней инициативой «Единой России» о повышении заработной платы педагогам и поддержании ее на среднем по экономике уровне. Сейчас это включено в законопроект, и это, безусловно, важная мера социальной защиты педагогов, повышения их социального статуса.

Во-вторых, предусматривается передача всех обязательств по финансированию прав граждан на образование — и дошкольного, и школьного — на уровень субъектов Российской Федерации. В части образовательных услуг предполагается, что дошкольное образование, так же как и школьное, будет финансироваться с уровня субъектов Федерации. Усилена ответственность за социальный статус педагогов и за реализацию прав граждан на образование.

В-третьих, уточнены некоторые статьи, в частности статья о том, что педагоги не имеют права заниматься платной индивидуальной образовательной деятельностью со своими учениками. В предыдущей версии была более широкая трактовка: с учениками своего учебного заведения вообще. Теперь все-таки сказано, что с теми, с кем педагоги непосредственно занимаются, поскольку это вызывает конфликт интересов.

В-четвертых, скорректирована общая логика закона. Прежде всего, усилена его социальная направленность. Кроме того, он сокращен по объему, стал гораздо более четко написан, убраны повторы. В начале текста появился глоссарий.

Таким образом, многие серьезные замечания к закону были исправлены после общественного обсуждения.

Мне кажется, что к позитивным моментам стоит отнести сохранение в законопроекте специальных статей, посвященных образованию в сфере искусства, здравоохранения и медицины, в сфере спорта и физкультуры.

Также достигнута договоренность, что видовое разнообразие остается на усмотрении самих учреждений, типы образовательных учреждений связаны с уровнями образования, а вот как они будут называться: университетами, институтами, академиями, школами, лицеями, гимназиями — это уже на усмотрение самих образовательных учреждений.

Изменены нормы о начальном профессиональном образовании. Все-таки у нас обязательное среднее образование. Таким образом, этот вопрос решен в пользу тех, кто отстаивал такую точку зрения, что при полном обязательном среднем образовании включать уровень начального профессионального образования в Закон «Об образовании» нет смысла. Программы такие, конечно, останутся. Их могут реализовывать и учреждения профессионального образования, и центры присвоения квалификации, но уровень начальных программ остается именно уровнем программ, а не уровнем образования.

К позитивным моментам я бы отнесла сохранение специальных норм о послевузовском образовании — аспирантуре, ординатуре, интернатуре в проекте закона: благодаря им будут гарантии сохранения бюджетных мест в аспирантуре.

Было предложение перенести это в закон о науке: все-таки послевузовское образование — аспирантура, ординатура — может рассматриваться как научная деятельность. Но в этом случае мы лишались бы конституционной гарантии на бюджетные места, на бесплатное обучение, потому что гарантии связаны именно с образовательной деятельностью.

Более четко и ясно написаны разделы, связанные с обязательствами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, есть социальные гарантии для сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, стипендиальное обеспечение — то есть учтено все, что связано с пакетом социальных гарантий, льгот, которые есть у государства.

Таким образом, общественная дискуссия по новому закону об образовании позволяет «облагораживать» проект и делать это максимально консенсусным для разных общественных групп способом.

Записала Анастасия Карпова


Ирина Всеволодовна Абанкина — директор Института развития образования Высшей школы экономики, кандидат экономических наук.

Окончила экономический факультет МГУ, аспирантуру МГУ. Член международных экспертных органов по проблемам образования, автор научных трудов по проблемам экономики образования.