Время турбулентности


Текст | Арташес ГАЗАРЯН


Кризис и последовавшая за ним рецессия привели к формированию новых тенденций организационного развития российских компаний.

Кризис заставил многих задуматься, пересмотреть некоторые организационные решения, отказаться от «наворотов», избавиться от лишнего или нежелательного персонала — и это все только на пользу компании. Увы, в кризис выигрывают только те, кто умеет выживать. Один из уроков кризиса — понимание важности живучести как необходимого свойства компании в современном мире. Во время кризиса потребление временно снижается, но потребности-то никуда не деваются, рынок остается таким же — и он достается тем, кто оказался более приспособленным.

Основной урок, который российский бизнес вынес из кризиса, это, наверное, понимание, что потенциал менеджмента — managerial capacity — это главный ресурс компании. Managerial capacity — это способность управления организацией справиться со всеми возникающими штатными и нештатными ситуациями. Она зависит от множества взаимосвязанных факторов — и от структуры компании, и от информационной системы, и от стиля управления, и от руководства.

Кризис предоставил возможность проверить, кто чего стоит в плане лояльности — как сотрудников по отношению к компании, так и руководства компании по отношению к сотрудникам, а также партнеров по бизнесу в отношении друг друга. Негативное последствие — некоторая деморализация: вроде как была уважительная причина не платить по счетам, не держать слова, уходить в тень и т.п. — и те, кто только такого повода и ждал, показали себя во всей красе, что тоже неплохо…

Сегодня российские компании стремятся к более профессиональному управлению. Собственники подустали сами рулить и склонны нанимать топ-менеджеров. Всем надоели теневые схемы — хочется работать легально и прозрачно, хотя государство пока это не очень позволяет: трудно куда-то деть армию проверяющих и контролирующих — сами-то они не умеют создавать ценности, а жить хочется… Поэтому и создают вместо ценностей инструкции и правила, по возможности как можно более нелепые и запутанные.

Заметен также и постепенный уход от функционального управления в пользу процессного подхода. Много серьезнее стали смотреть на качество работы — не только для клиентов, но и для себя. То, что качественная работа обходится дешевле, а ценится выше, стало понятно практически всем. Но для этого нужна соответствующая организация работы — отсюда и растущая заинтересованность во внедрении систем менеджмента качества. Волна разочарований, вызванных не стандартами ИСО, а их халтурным внедрением и липовыми сертификатами, сменяется решимостью делать то, что надо, раз уж надо, и делать так, как надо — не для аудиторов, а для себя.

Не стоит забывать, что мировая экономика вошла в турблентный режим и волны всякого рода уже не прекратятся. А для спуска по непредсказуемой горной речке нужна байдарка: плоскодонка, которая хороша в тихом предсказуемом озере, не подойдет. Нужны и другие навыки руководителей и другие ресурсы менеджмента. Поэтому неизбежно меняются и организационные структуры — от иерархических авторитарных пирамид к плоским организациям, к самоорганизующимся реальным командам, уже не просто к управлению по процессам, а к организации по процессам, меняющейся одновременно с этими процессами. Конечно, все это требует других людей и других отношений. Универсальных решений не существует. Для каждого конкретного бизнеса в тех конкретных условиях, в которых он осуществляется, следует искать своей оптимальной для данных условий формы организации, открытой к изменениям вместе с изменениями условий. Поэтому стратегический менеджмент, как управление процессом изменений, становится очень даже оперативной работой — прекратить ее означает потерять управление.


Арташес Егишевич Газарян — консультант и тренер в области менеджмента и организационного развития.

Окончил экономический факультет Гомельского государственного университета, аспирантуру Института статистики (г. Москва).

Работал на Гомельском радиозаводе, в Гомельском государственном университете, Литовском морском пароходстве, Клайпедском региональном управлении статистики.

В 1994 году создал Центр исследования проблем самоуправления (SPTC) и неправительственное учебное заведение «Школа управления и демократии», а в 1998 году — консультационную компанию «Эксперты по менеджменту». С 2004 года — независимый консультант и тренер. Основная тематика — стратегический менеджмент, развитие потенциала организаций.

Зарегистрирован в Международном регистре сертифицированных аудиторов систем менеджмента качества (IRCA, Лондон), с 2004 года — в Международном регистре профессионалов по организационному развитию (IOD, США).

Автор четырех книг и десятков публикаций. Доктор социальных наук (экономика).