Страна Булгария
Александр ПОЛЯНСКИЙ
Катастрофа «Булгарии» — очередная из длинного ряда техногенно-рукотворных катастроф пореформенных лет, число коих, увы, не уменьшается.
И уменьшаться вряд ли будет. Потому что стремление к легким заработкам, коррупция никуда не деваются, а выход из строя того, что работало в советское время — оборудования и институтов, нарастает с каждым годом.
Случившееся с «Булгарией» для профессионалов круизного туризма не было неожиданностью. Они давно говорили о плачевном состоянии отечественного турфлота, о том, что существует драматически большой дефицит средств не только на закупку новых судов, но и капремонт действующих.
Решить эти проблемы рынок сам не мог. Но государство его не слышало. А значит, оставалось надеяться на Бога и латание дыр, что до поры до времени спасало…
После катастрофы президент Медведев дежурно потребовал «привлечь к ответственности всех виновных». Но главный виновный — система. Власти этого либо не осознают, либо боятся себе в сем признаться…
«Гайдарономика» начала 90-х — «управление экономикой есть управление финансовыми процессами» — живет и побеждает до сих пор. Хотя именно «снос» отраслевой системы управления и есть первоисточник катастрофы «Булгарии» — как и авиационных катастроф, аварии на СШГЭС и многих других.
Безумием было в переходной экономике ограничиваться регулированием только финансовых процессов. Невозможно перейти от социализма к капитализму, просто раздербанив на десятки частей хозяйственные структуры — вместо того, чтобы постепенно формировать новые компании, контролировать экономическую ситуацию в них. Хотя бы во избежание ущерба другим отраслям хозяйства и гражданам.
Советское государство управляло неэффективно: больше приказами, чем стимулами. Но — управляло. Поскольку детально знало, причем из нескольких каналов, что и в какой точке экономической системы происходит.
Каков источник знаний у нынешнего госаппарата? Отраслевые лоббисты? Директора министерских департаментов, ни дня не работавшие в реальной экономике? Многочисленные и постоянно реорганизуемые вертикали надзора с перепутанными полномочиями и состоящие из случайных людей?.. Правительство живет, «под собою не чуя страны»…
Государство присутствует в экономике преимущественно в двух ипостасях: как вредитель хозяйственной деятельности посредством коррупционных разрешительных процедур и как хозяйствующий субъект, монополизировавший «стратегические» сегменты рынка, которые стали источниками «кормления» для отдельных государственных мужей.
Экономическая политика отсутствует как таковая: мы плывем по волнам сырьевой конъюнктуры, только реагируя на те или иные «вдруг» возникающие трудности. Отсутствует, кстати, и политика в сфере безопасности: деятельность хваленого МЧС, вместо прогнозирования и предупреждения катастроф, сводится сегодня прежде всего к работе нескольких федеральных подразделений быстрого реагирования…
Главный вывод из очередной катастрофы, на мой взгляд, таков: нам нужно срочно восстанавливать информированное, понимающее что происходит, умеющее прогнозировать и точно реагировать на происходящее государство. Ведь за 20 лет в стране возникли тысячи потенциальных «булгарий» — а жить на минном поле как минимум некомфортно.