Медленно, но верно


Текст | Елена ПАВЛОВА


Строительный комплекс, один из важнейших факторов экономического роста России, начинает постепенно наращивать объемы после рецессии. Однако, чтобы выполнить амбициозные задачи, поставленные перед отраслью руководством страны, необходимо решить ряд проблем.

Строительный комплекс России начал демонстрировать рост. Такой вывод сделала министр экономического развития России Эльвира Набиуллина, выступая 21 июля на заседании президиума Правительства РФ. Оценивая основные показатели российской экономики за первое полугодие 2011 года и перспективы ее дальнейшего развития, министр сообщила, что, несмотря на замедление темпов роста ВВП во втором квартале текущего года, во втором полугодии Минэкономразвития РФ прогнозирует рост ВВП на уровне 4,5%. Эти ожидания связаны с рядом позитивных тенденций, складывающихся в экономике, одна из которых — позитивная динамика в строительстве. Глава Минэкономразития отметила, что в целом российская строительная отрасль «вошла в положительную зону» и за первые шесть месяцев 2011 года продемонстрировала рост 0,9%.

Рост, хотя и медленный, строительной отрасли подтверждают и данные Росстата. Согласно им, объем строительных работ в России за январь — июнь 2011 года составил 1 трлн 721,3 млрд руб., то есть 101,2% по отношению к уровню соответствующего периода предыдущего года. В июне объем строительных работ составил 425,5 млрд руб., (102,5% по отношению к июню 2010 года). 94,7% зданий, введенных в действие в первом полугодии 2011 года, жилого назначения. При этом за шесть месяцев было построено 243,2 тыс. квартир общей площадью 20,7 млн кв. м. По этому показателю первое полугодие текущего года уступает соответствующему периоду 2010-го — тогда было сдано в эксплуатацию 21,5 млн кв. м жилья.

Настроение спокойное

Как свидетельствуют данные проведенного Росстатом выборочного обследования деловой активности строительных организаций во втором квартале 2011 года, в котором приняли участие 6,6 тыс. строительных организаций, различных по численности занятых и формам собственности, участники рынка настроены на стабильную работу, но не слишком оптимистичны. Большинство руководителей строительных организаций (78%) оценивают экономическую ситуацию в строительстве как удовлетворительную, 14% — как неудовлетворительную, и лишь 8% респондентов Росстата назвали ситуацию благоприятной. Положительных изменений в третьем квартале ждут 25% респондентов, 71% руководителей строительных организаций не ожидают ее изменения, а 4% считают, что ситуация ухудшится. При этом, как отмечают эксперты Росстата, индекс предпринимательской уверенности во втором квартале 2011 года на 7 процентных пунктов выше, чем во втором квартале прошлого, и на 1 процентный пункт выше, чем в первом квартале 2011 года.

Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, по мнению опрошенных, являются «высокий уровень налогов» (его указали 49% респондентов), «высокая стоимость материалов, конструкций, изделий» (к этому ответу склоняется 37% опрошенных) и «конкуренция со стороны других строительных фирм» (мнение 36% руководителей строительных организаций).

Без барьеров

К 2016 году объемы строительства жилья в России должны быть увеличены почти вдвое — до 100 тыс. кв. м в год. Об этом сообщил председатель Правительства РФ Владимир Путин, выступая с ежегодным отчетом о работе правительства в Государственной думе в апреле 2011 года. А согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, к началу второго десятилетия ХХI века в России должно строиться не менее 140 млн кв. м жилья в год.

Как считают эксперты, достичь таких амбициозных целей невозможно без внедрения в строительной отрасли инноваций и современных методов работы, активизации системы кредитования, развития базовой для комплекса отрасли строительных материалов, а также улучшения инвестиционного климата, чего очень трудно добиться без снятия административных барьеров, мешающих игрокам рынка. Между тем, согласно опубликованному в конце прошлого года рейтингу Всемирного банка по условиям ведения бизнеса в разных странах мира, Россия, потеряв семь позиции с прошлого года, опустилась на 123-е место из 183. При этом по критерию «Получение разрешений на строительство» наша страна заняла предпоследнее, 182-е место.

О необходимости снятия бюрократических препон для строительного комплекса неоднократно говорилось на высшем уровне. 29 июня на Правительственном часе в Государственной думе о том, как идет эта работа на федеральном уровне, перед парламентариями отчитался министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. В частности, глава Минрегиона отметил, что были подготовлены изменения законодательства в части совершенствования порядка выдачи разрешений на строительство, уточнения критериев отнесения объектов капитального строительства к категории особо опасных, технически сложных и уникальных, установления возможности определения отдельных видов подготовительных работ, которые могут быть выполнены до выдачи разрешения на строительство, что позволит упростить требования к исходно-разрешительной документации, ускорить сроки выхода на строительную площадку со дня проведения аукциона, а также в части совершенствования механизмов контроля исполнения переданных субъектам РФ полномочий в сфере регулирования градостроительной деятельности.

Также министр рассказал о работе по модернизации СНИПов и ГОСТов. «Обновлена треть государственных стандартов и сводов правил. Большая часть из оставшихся будет актуализирована до конца года. К середине 2012 года работу планируем завершить», — приводит слова Виктора Басаргина пресс-служба министерства.

Систему нужно совершенствовать

Еще одним барьером, сдерживающим развитие строительного комплекса, по мнению экспертов, являются несовершенства действующего законодательства о госзакупках. Претензии профессионального сообщества строительной отрасли к закону 94-ФЗ близки к тезисам, которые неоднократно озвучивал президент Дмитрий Медведев, в прошлом году заявивший о необходимости радикальной модернизации системы государственных закупок. Участники строительного рынка указывают на то, что сегодня законодательство жестко регламентирует лишь этап размещения заказа, и настаивают на повышении прозрачности всех этапов проведения тендеров, установлении жесткого мониторинга выполнения контракта и аудите его результата.

Особо жесткую критику в профессиональном сообществе вызывает обязательный сегодня порядок размещения заказов в области строительства на электронных торгах, позволяющий недобросовестным компаниям намеренно занижать цены на свои услуги. Аналогичных взглядов придерживается и ряд представителей экспертного сообщества, в том числе и глава думского Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, неоднократно призывавший к необходимости пересмотра механизма электронных аукционов. «Практика применения электронных аукционов показала, что цели и задачи, которые предполагалось решить с помощью этой “волшебной” процедуры, не достигнуты. Вместо развития добросовестной конкуренции на электронных аукционах мы получили обратный результат — расцвет недобросовестной конкуренции. И на сегодняшний день недобросовестное поведение на электронных площадках является коммерчески значительно более выгодным, чем поведение добросовестное. В ходе размещения заказов на многие миллиарды рублей ни электронные площадки, как юридические лица, ни должностные лица, которые этими площадками управляют, не несут никакой ответственности за свои действия», — сказал, в частности, Мартин Шаккум, выступая 5 июля с программным докладом на утреннем пленарном заседании Государственной думы.

Ключевое предложение строителей по реформированию системы госзакупок — отказ от электронных аукционов при размещении заказов в строительной отрасли. Участники рынка считают, что госзаказ должен быть размещен только путем проведения конкурса, при этом нужно усилить институт предквалификации для допуска к торгам, ужесточив требования к участникам торгов (например, введены такие критерии, как опыт выполнения аналогичных работ, оценка финансовой устойчивости и репутация строительной организации).

В начале лета тезисы строителей, включающие также предложения о разрешении участия в заказе групп лиц, объединенных договором простого товарищества (консорциума), вводе антидемпинговых механизмов, повышении значимости критерия «качество» при оценке конкурсных заявок и вводе критериев возможности изменения условий контракта, были направлены в Министерство регионального развития РФ и нашли там поддержку. Как сообщает пресс-служба Минрегиона России, 2 июня на совещании в министерстве Виктор Басаргин заявил о необходимости разработки концепции новой редакции федерального закона о государственном и муниципальном заказе с учетом специфики строительной отрасли. Он сообщил, что обобщенные предложения строителей были направлены в Министерство экономического развития России, готовящее сейчас проект закона о федеральной контрактной системе, цель которого заменить действующий закон о госзакупках.