Рослесбесхоз


Текст | Ирина СКЛЯРОВА


В России не создано централизованной системы тушения лесных пожаров.

С марта по ноябрь прошлого года в России выгорело почти 2,8 млн га леса. Это почти на 1 млн га меньше, чем в 2009 году (3,6 млн га), и почти в три раза меньше, чем в 2008 году (7,5 млн га). Однако никогда ранее из-за лесных пожаров не горело столько населенных пунктов и объектов инфраструктуры.

Стихия уничтожила более 3 тыс. домов и унесла жизни 60 человек. Затраты на ликвидацию лесных пожаров и помощь погорельцам составили 12 млрд руб.

В этом году не сделано практически ничего для того, чтобы ситуация не повторилась. И остается надеяться, что лето окажется не столь засушливым.

Тушение без системы

Проблема лесных пожаров прошлого года состояла не в том, что горело очень много леса, а в том, что применяемые противопожарные мероприятия не были подчинены системе.

Объем прошлогодних лесных пожаров для исследователей не является уникально большим. Скорее наоборот, за три предыдущих года это была самая низкая площадь пожаров.

По словам заместителя директора Института космических исследований РАН Евгения Лупяна, в стране за 20 лет мониторинга пожаров никогда не горело так много объектов инфраструктуры и никогда не было так много пожаров именно в европейской части России.

При этом масштабы прошлогодних лесных пожаров на европейской территории РФ не идут ни в какое сравнение с теми, что происходят за Уралом. Если в Московской области сгорело около 40 тыс. га, среди которых 18 тыс. га покрытых лесом, то на Камчатке в одном пожаре сгорело 380 тыс. га.

По большому счету, пожары в лесах составляют часть естественного экологического цикла. В Канаде, к примеру, ежегодно происходит 8,5 тыс. пожаров на площади 2,5 млн га. Площадь пожаров колеблется от 300 тыс. га до 7,5 млн га в особенно засушливые годы.

Но канадская система подавления пожаров очень эффективна, и абсолютное большинство пожаров (97%) не достигает площади 200 га. Ежегодное подавление пожаров обходится Канаде приблизительно в $500 млн, в особо засушливые годы цена доходит до $1 млрд.

В 2011 году на охрану лесов от пожаров в России федеральными властями выделено 4,5 млрд руб. (чуть больше $160 млн). На ликвидацию последствий пожаров прошлого года выделено 1,8 млрд руб., на восстановление леса еще 1 млрд. Отдельно из федерального бюджета регионы должны получить 5 млрд руб. на закупку тяжелой противопожарной техники.

Однако единой структуры лесопожарных подразделений в стране фактически не существует, и в этом году регионы вновь будут тушить пожары в соответствии со своим умением и пониманием. Денег же, выделяемых на нужды лесного хозяйства (не только на тушение пожаров, но и на прочие нужды), оказалось на так много, как представлялось сначала.

За четыре последних года формально расходы федерального бюджета на лесное хозяйство выросли с 12 млрд до 33 млрд руб. Однако до принятия Лесного кодекса и последовавшего за ним в 2008 году разрушения системы лесхозов лесное хозяйство на две трети финансировалось за счет собственных средств лесхозов, а именно доходов от их хозяйственной деятельности.

Поэтому даже в 2007 году расходы на лесное хозяйство из всех источников составили 36 млрд руб., что с учетом инфляции значительно выше выделенных в нынешнем году 33 млрд руб.

Полумеры и полудела

9 июня под председательством первого вице-премьера прошло селекторное совещание, посвященное реализации комплекса мер по ликвидации лесных пожаров. По состоянию на ту дату на землях лесного фонда с начала пожароопасного сезона всего возникло 11 тыс. пожаров на площади 724 тыс. га, огонь уже прошел по десяти регионам страны.

Самая неблагоприятная ситуация складывается в Ханты-Мансийском автономном округе, там уже произошло около 450 пожаров. В Красноярском крае случилось 70 лесных пожаров, из которых 13 крупных.

Рослесхоз, в чьем ведении находится все лесное хозяйство, около года как подчинен Министерству сельского хозяйства. Федеральная структура, занимавшаяся ранее тушением пожаров, ликвидирована.

Государственный пожарный надзор в лесах возложен на регионы. На базе лесхозов начали комплектовать штат лесничеств, новых по функционалу учреждений. Госзаказ на выполнение работ по пожаротушению распределяется на основе тендера. Отдельной строкой идут леса, отданные в аренду. Их пожаротушением арендаторы должны заниматься самостоятельно.

Все это привело к тому, что специализированных лесопожарных подразделений во многих регионах России не осталось, поэтому лесные пожары тушат фактически всем миром. С огнем борются и местные жители, и частники-арендаторы, и лесничие, и армейские подразделения, и МЧС. Впрочем, в функциональные обязанности МЧС входит тушение пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах. Лес МЧС тушит по отдельным бюджетным счетам.

Но все участники тушения пожаров имели свое понимание методов и способов тушения, из чего возникало немало конфликтов между региональными пожарными службами и штабами ЧС. По поводу правомерности применения технологии отжига, когда навстречу пожару пускают контролируемый огонь, в стране прошло даже несколько судебных процессов.

Старыми методами

Самая большая проблема сегодня — неурегулированность взаимодействия и взаимоорганизации работы структур Рослесхоза, служб МЧС и местных органов власти.

По-прежнему к тушению пожаров люди и техника привлекаются пропорционально количеству зарегистрированных очагов возгорания, а не их площади. Еще с советских времен такая технология была ориентирована на борьбу с мелкими очагами возгорания и была весьма действенной. Однако эта же методика малоэффективна при борьбе с крупными очагами.

Решения о технологии тушения принимаются исходя из классификации пожаров при достижении определенных числовых параметров пожарной обстановки. Прогнозы же темпов распространения огня не влияют на принятие решений об использовании того или иного метода. Соотношение между изменением площади пожаров и количеством задействованных в тушении пожара людей практически отсутствует.

В силу больших размеров лесных массивов и разрушения системы лесхозов ранний мониторинг возникновения пожаров почти не функционирует. Одна из самых больших проблем, решать которую так и не предполагается в том комплексе мер, который принят в нынешнем году для борьбы с лесными пожарами, это обеспечение транспортной доступности для тушения пожаров.

Труднодоступность основных пожароопасных районов — это проблема всех регионов без исключения. Даже в Подмосковье в прошлом году многие населенные пункты пострадали от пожаров в силу отсутствия нормальных путей подъезда техники. Однако неразвитая транспортная инфраструктура — это уже проблема не отдельных ведомств, а Правительства РФ в целом. Быстрым ее решение не будет. Как и всего сплетения проблем лесного комплекса.