Новое правило игры
Александр ПОЛЯНСКИЙ
«Большую» пресс-конференцию Дмитрия Медведева в Сколкове, не оправдавшую ожиданий громких заявлений, многие сочли сдачей позиций. Но, судя по всему, это был тактический маневр, так как за последний месяц президент очень четко обозначил готовность участвовать в большой игре-2012.
Во-первых, он перетряхнул руководство МВД и убрал ряд фигур, считавшихся креатурами Путина (см. статью на с. 22), показав тем самым готовность использовать свои полномочия для борьбы за контроль над силовыми структурами.
Во-вторых, он устроил настоящий бенефис на Петербургском международном экономическом форуме. Там Дмитрий Анатольевич не только выступил с вполне предвыборной по жанру речью, активно участвовал в панельных дискуссиях, но и дал посвященное проблеме 2012 года интервью The Financial Times.
В нем Медведев подчеркнул принцип, с соблюдением которого происходит решение вопроса о том, в каком формате дуумвират встретит президентские выборы: невозможна ситуация, когда он, Дмитрий Медведев, и Владимир Путин одновременно выдвигаются кандидатами на пост президента, так как они представляют одну политическую группу. Артикуляция этого принципа равносильна взятию Медведевым на себя обязательства не выдвигаться одновременно с Путиным.
А это значит, пространство маневра в выборной кампании 2012 года сузилось. Если Медведев не может выдвинуть свою кандидатуру параллельно с Путиным, значит, он будет добиваться от Путина невыдвижения собственной кандидатуры, а также прямого одобрения кандидатуры Медведева — ведь вся политическая машина сегодня в руках премьера.
Но насколько вероятно, что Владимир Путин, в рамках думской кампании главный таран партии власти, вновь выдвинет кандидатом на пост главы государства Медведева? Тем более что новое его избрание будет кардинально отличаться от предыдущего.
В 2008 году Дмитрий Анатольевич был, по справедливому замечанию экспертов, «избран Путиным» и предложен на плебисцит граждан как его заместитель, необходимый для того, чтобы соблюсти Конституцию. Теперь о такой заместительской модели вряд ли пойдет речь: нет формальных и видимых неформальных препятствий для нового выдвижения Владимира Путина на пост президента.
Дмитрий Медведев сегодня — сформировавшаяся, вполне самостоятельная политическая фигура, его выдвижение станет не подарком судьбы, а результатом победы во внутриэлитном противоборстве: это совершенно иной уровень легитимности. К тому же президент, избранный на шестилетний срок — почти монарх: для него не будет неприкасаемых.
Согласие на новое президентство со стороны Путина он может получить, полагаю, только в одном случае: если после думских выборов будут оформлены конституционные изменения, согласно которым премьер и правительство парламентского большинства не могут быть сменены по инициативе главы государства.
Возможно ли такое соглашение в рамках дуумвирата? Ближайшие месяцы покажут.