Когда карета превращается в тыкву
Текст | Ирина СКЛЯРОВА
Белорусское чудо закончилось девальвацией.
Белорусское экономическое чудо лопнуло. Как ни пыталась страна доказать, что идет своим путем, по примеру Тайваня, Сингапура и Кореи, своей ниши в производстве продукции, которая удивила бы мир, ей найти не удалось.
Последние остатки «чуда» разрушились проведенной в мае девальвацией национальной валюты — социально ориентированное государство вмиг перестало быть таковым. Гарантированные президентом республики Александром Лукашенко стабильные зарплаты обесценились в несколько раз, с полок магазинов пропали продукты, а предприятия вынуждены работать себе в убыток.
Заклинание закончилось девальвацией
Заклинание цен, проводимое белорусскими властями начиная с конца прошлого года, завершилось тем, чем должно было завершиться логически и в чем больше всего боялись сознаться власти страны — девальвацией рубля.
Вслед за тем как 24 мая белорусский Нацбанк официально девальвировал рубль на 36%, вниманию населения был предложен лозунг: «Защитим людей от кризиса!» Предприятиям запретили сокращать и увольнять персонал, а также повышать цены.
Но от галопирующей инфляции это не спасает, и в данном случае более уместным стало бы привычное «заграница нам поможет». Страна рассчитывает на международные кредиты, в том числе из Фонда ЕврАзЭС объемом в $3 млрд.
Это, правда, идеологически не укладывается в привычную тональность общения президента Республики Беларусь с гражданами, настаивающего, что страна построила свою собственную модель экономики, защищенную от пагубных влияний внешнего мира. Он по-прежнему уверяет, что рассчитывать придется только на себя, и обещает бороться с ростом цен административными методами — то есть наказывать предприятия торговли, контрабандистов и валютчиков.
Назад в 90-е
За последний год настроения в белорусском обществе кардинально изменились. Если летом 2009 года порядка 50% граждан Белоруссии считало, что страна идет в правильном направлении, то сегодня их количество сократилось до 45%. Это не удивительно. По итогам 2011 года правительство Беларуси прогнозирует инфляцию на уровне 33—39%. В 2010 году эта цифра составляла 9,9%, в 2009 году — 10,1%.
Инфляция в стране за январь — май достигла 25,4% против 4% за тот же период прошлого года, и белорусам, похоже, выпало на долю вновь вспомнить общее советское прошлое, когда в 1990 году цены начали расти в геометрической прогрессии. С начала 2011 года в стране на треть подорожали сахар и картофель, на четверть — бензин.
За последний месяц отмечен 10-процентный рост цен на сахар, крупы, электроснабжение. Овощи и мясо ежемесячно дорожают на 5%, оплата услуг ЖКХ — на 18%. Валютный кризис породил перебои с импортными товарами, в частности сахаром, солью, рыбой и сигаретами.
Доходы почти половины населения Беларуси едва позволяют нормально питаться. По данным опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований в конце мая — накануне девальвации, 40,3% граждан признаются, что их доходов хватает лишь на продукты, 51,3% с трудом могут приобретать одежду и обувь.
Порядка 9,7% белорусов заявили, что им не хватает денег на питание, а 24,2% не могут покупать что-либо кроме продуктов. Что касается более крупных покупок — мебели, машин и квартир, то их не может себе позволить 78,2% населения.
Большинство граждан по-прежнему получают «твердую стабильную зарплату», тающую на глазах при стремительной инфляции. Лукашенко запрещает коммерческому сектору увольнять людей и срезать оклады, хотя сотрудникам учреждений бюджетного сектора зарплаты уже сократили. Кое-где, в частности на сельхозпредприятиях, зарплату стали выдавать натурой.
Около 25% белорусских заводов оказались убыточными, и в первых рядах здесь предприятия машиностроения, металлообработки, электроэнергетики. С перебоями работают МАЗ, Минский завод колесных тягачей, Минский тракторный завод, основной рынок сбыта которых — Россия. Заводы не закрываются, но переходят на трехдневку.
Альтернативный кризис
Неразвитость белорусского фондового рынка три года назад, в период вступления мировой экономики в кризис сыграла на руку белорусской финансовой системе. Теперь Белоруссия, относительно спокойно пережившая мировой кризис, добралась до кризиса собственным путем. Отчасти подтолкнул Белоруссию к началу падения неразрешенный зимний конфликт с Россией.
В прошлом году Россия изменила условия поставки в Республику Беларусь нефти. Вместо 35-процентной пошлины Россия хотела ввести дифференцированную пошлину. На весь объем внутреннего потребления, а именно на 6,3 млн т, предлагалось пошлину обнулить, зато на весь объем сверху вводилась 100-процентная пошлина.
К нефтяному конфликту присоединился газовый. Весной Россия подняла вопрос о том, что Минск рассчитывается за газ по прошлогоднему тарифу, задолжав тем самым России порядка $200 млн. Беларусь взамен потребовала от Москвы погасить долг за транзит российского газа. Москва заплатила за транзит $228 млн вместо $260 млн, о которых говорил Минск.
Серьезные финансовые вливания России в белорусскую экономику прекратились. Моментально на 40% сократился экспорт белорусских нефтепродуктов. Отрицательное сальдо белорусской экономики достигло $3,5 млрд при бюджете страны в $10 млрд.
Дефицит внешнеторгового баланса сделал девальвацию неизбежной, несмотря на то что еще в ноябре 2010 года Александр Лукашенко категорически заявлял, что никакой девальвации в стране не планируется. Стабильность национальной валюты, по его словам, подтверждалась растущим объемом золотовалютных резервов.
В ближайшее время, как заявил он, «мы откроем закрома и покажем золото, которое накопили». Однако золотовалютные резервы Беларуси за январь — февраль 2011 года сократились на 20%.
Слухи о девальвации вызвали ажиотажный спрос на валюту. В марте 2011 года в стране неожиданно пропала иностранная валюта, население одномоментно скупило около $800 млн, что в несколько раз превышает среднемесячные показатели купли-продажи национальной валюты.
Столь серьезная единовременная девальвация стала самой существенной за последние десять лет: последняя, 20-процентная была произведена в 2009 году.
Административный выход
Ценами Александр Лукашенко по-прежнему предпочитает управлять вручную. Или делать вид, что управляет.
Цены в минских магазинах немного снизились после того, как белорусский президент подверг критике Правительство республики и Национальный банк, потребовав пресекать любыми средствами рост цен в стране.
Госпредприятие «Белнефтехим» снизило розничные цены на бензин на 20%, повышенные ранее на 30%. Между тем взамен российской Беларусь начала вдвое дороже покупать нефть из Венесуэлы и Ирана.
Крупных внешних кредитов, кроме кредита от России и ЕврАзЭС, Минску в ближайшее время не получить. Условием кредитования Россия выдвинула приватизацию белорусской собственности на сумму как минимум $7,5 млрд в течение трех лет.
Однако Лукашенко уже заявил, что за бесценок распродавать национальную собственность не намерен. А все те 180 предприятий, на продажу которых Минск дал добро, не слишком ликвидны и вряд ли привлекут внимание инвесторов. За три прошедших года в Беларуси успешно было приватизировано лишь 15% от всех выставленных на продажу предприятий.
Меры, направленные на стабилизацию валютного курса, также чисто белорусские. Курс в обменниках на 30% отличается от официального, на межбанковском рынке рубль торгуется в два раза дороже, а импортеры работают по курсу в два с половиной раза выше официального.
Девальвация, вызывающая снижение покупательной способности населения, недоверие к национальной валюте и долларизацию экономики, уже привела к массовым беспорядкам.
Власти Белоруссии ограничили экспорт. Торговать с соседними странами физлицам стало практически запрещено. С 12 июня в стране действует постановление о временном запрете вывоза из страны физическими лицами свинины, мяса птицы, крупы, сигарет, консервов, холодильников, газовых плит, моющих средств и цемента.
Из страны можно беспошлинно вывести бак автомобильного бензина плюс десять литров не чаще одного раза в пять дней. В ответ белорусские водители перекрыли движение в районе КПП «Брузги» на границе с Польшей.
Для подавления недовольства из Гродно был вызван ОМОН, участники акции помещены под следствие. Впрочем, это обычная реакция белорусских властей на внесистемные действия граждан, будь то недовольство подтасовкой выборов или ростом цен. Наверняка и дальше Лукашенко будет действовать в том же духе, а помощь, ожидаемая от ЕврАзЭС, спасет от лавинообразного ухудшения ситуации.