Баланс в пользу президента
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Масштабные перестановки, затеянные президентом Дмитрием Медведевым в МВД, свидетельствуют о его решимости активно влиять на ситуацию в силовых структурах. Но в определенных пределах.
Президент снял с должностей несколько высших чиновников МВД, успешно прошедших незадолго до этого аттестацию. Наиболее удивительным стало перемещение генерал-полковника полиции Михаила Суходольского с должности первого заместителя министра на пост начальника Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области — на место не прошедшего аттестацию Владислава Пиотровского.
Суходольский слыл серым кардиналом МВД, имевшим прямой доступ к высшим руководителям государства через голову министра Рашида Нургалиева, чуть ли не более влиятельной, чем Нургалиев, фигурой в министерстве. И едва ли не более одиозным персонажем в руководстве министерства, чем сам министр.
Некоторые связывают его понижение как раз с этой одиозностью — дескать, прогрессивный президент внял призывам общественности и убрал Суходольского по крайней мере с поста второго лица в МВД. Другие говорят о том, что Михаил Суходольский был как раз кремлевской креатурой — «своим» еще для руководителя Администрации президента Александра Волошина, который якобы дал старт карьере этого начальника ЛОВД аэропорта Шереметьево, и перешел «по наследству» к Дмитрию Медведеву, когда тот в конце 2003 года возглавил Администрацию президента. По протекции свыше Суходольский стал начальником Главного управления вневедомственной охраны МВД, затем заместителем министра, курирующим милицию общественной безопасности. А затем и первым заместителем министра.
Некоторые считают, что Суходольский как раз был человеком Медведева в МВД, потому его перемещение в Петербург стало расплатой за право президента убрать двух влиятельных заместителей министра, которых считают людьми Путина: курировавшего следствие генерал-полковника юстиции Алексея Аничина и курировавшего криминальную милицию государственного советника 1 класса Евгения Школова.
К тому же в Петербурге начинается «кадротрясение»: губернатор Валентина Матвиенко будет в ближайшее время отправлена в «отставку с повышением» — вероятнее всего, переместится на пост председателя Совета Федерации. А значит, власть в городе трех революций опять переменится. И вполне возможно, Суходольскому отведена в этом процессе важная роль.
Спрос на регионалов
Не меньшей сенсацией стало назначение первым заместителем министра генерал-лейтенанта полиции Александра Горового. Горовой — выходец из красноярской милиции, всю жизнь прослужил в крае, пройдя все ступени служебной лестницы, в основном по линии милиции общественной безопасности.
Он пришелся ко двору губернатору края Александру Хлопонину, год назад переведенному на пост вице-премьера — полпреда президента в СКФО. И по ходатайству того был переброшен в «корневой» для СКФО Ставропольский край на должность начальника ГУВД.
Теперь этот «человек Хлопонина» занял второй по значимости пост в руководстве полицейского ведомства — что свидетельствует о влиянии Александра Геннадьевича на кадровые вкусы Дмитрия Анатольевича.
Он не единственный регионал, выдвинутый в руководство министерства. Заместителем министра, курирующим службы бывшей криминальной милиции, назначен глава МВД Башкирии генерал-лейтенант полиции Игорь Алешин. Это выходец из омской милиции, дослужился до первого замначальника ГУВД Омской области — начальника криминальной милиции.
В 2006 году, после межнационального конфликта в Карелии, был переведен туда на пост министра внутренних дел республики. В 2008 году, в период активной подготовки отставки Муртазы Рахимова с поста президента Республики Башкортостан назначен главой МВД Башкортостана.
Следствие усилено однокурсником
Чистый тип креатуры Медведева — новый замминистра — начальник Следственного департамента (так это подразделение называется после очередной реорганизации) генерал-лейтенант полиции Валерий Кожокарь. Это однокурсник Медведева на юридическом факультете ЛГУ.
После университета Кожокарь прошел путь от следователя до заместителя начальника УВД Калининского района Петербурга по следствию. Затем он взлетает сразу на генерал-лейтенантскую должность начальника ГУ МВД по Центральному федеральному округу. Теперь — новое повышение.
Кто на посту
Остальное руководство МВД осталось прежним. Заместителем министра — статс-секретарем министерства остался генерал-майор полиции Сергей Булавин. Он выходец из псковской милиции, но большую часть своей трудовой биографии — научный работник и эксперт, «спущенный» на должность в МВД с поста руководителя департамента правового обеспечения деятельности правоохранительных органов Государственно-правового управления президента РФ.
Пост заместителя министра сохранил государственный советник 2 класса Сергей Герасимов — в прошлом экономический чиновник, бизнесмен, юрист, так же, как и Булавин, перед назначением в МВД работавший в Администрации президента — заместителем начальника Управления президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан.
Заместителем министра, курирующим аналитические и организационные подразделения, остался генерал-полковник полиции Александр Смирный, выходец из омской милиции, довольно быстро покинувший ее ради работы в комсомольских и партийных органах Омской области. Его комсомольско-партийная карьера закончилась в ЦК ВЛКСМ, откуда в 1991 году он перешел в штаб МВД СССР, а затем штаб МВД России. В штабных структурах министерства успешно делал карьеру при нескольких министрах. Известный знаток деятельности правоохранительных органов, депутат Государственной думы Александр Хинштейн называет Смирного ближайшим соратником Нургалиева, сумевшим показать свою нужность министру. Именно Смирный, по мнению Хинштейна, является автором наиболее одиозных приказов Нургалиева.
Сохранил пост заместителя министра — главнокомандующего Внутренними войсками генерал армии Николай Рогожкин. Представитель генералитета Сухопутных войск, брошенный когда-то на укрепление Внутренних войск, он пока устраивает высшее государственное руководство и уживается с противоборствующими группами в руководстве МВД.
Относительно недавно назначенный заместителем министра по обеспечению безопасности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры с поста главы Департамента обеспечения безопасности дорожного движения генерал-полковник полиции Виктор Кирьянов сохранил свои позиции. Он добился назначения на пост главы дорожной полиции своего заместителя и тоже выходца из ГИБДД Северной столицы генерал-майора полиции Виктора Нилова.
Отставлены, но не уходят
Интересно, что сразу после отставки Аничина и Школова Рашид Нургалиев сделал заявление о том, что их снятие было произведено в рамках ротации кадров и они обязательно будут назначены на новые посты. Кто же эти столь ценные чиновники?
Аничин — выпускник юридического факультета ЛГУ, работал в военной прокуратуре, позднее был переведен в Генеральную прокуратуру. И уже оттуда был «спущен» на должность председателя Следственного комитета МВД — заместителя министра внутренних дел. Его имя называют в связи с делом Магнитского. Однако вряд ли это могло стать причиной отставки.
Ведь совсем недавно Аничина прочили на место председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Речь шла даже о возможности создания единого следственного органа, объединяющего следствие, выделенное из органов прокуратуры, следствие МВД и следствие ФСБ в единое ведомство.
Формально гражданский чиновник Школов слыл очень влиятельной фигурой в МВД. В один из многочисленных периодов качания стула под Нургалиевым его даже называли одним из приоритетных кандидатов на пост министра. До прихода на «стартовый» для него в МВД пост начальника департамента экономической безопасности МВД в 2006 году (уже в 2007 году он был повышен до заместителя министра внутренних дел — начальника криминальной милиции России) Школов работал вице-президентом компании «Транснефть».
Но в прошлом Школов — офицер разведки КГБ. Он служил в дрезденском подразделении разведки с Владимиром Путиным. По возвращении из Германии Школов работал в мэрии родного Иваново, позднее был директором-координатором Ивановского союза промышленников и предпринимателей.
В 2000 году указом президента Путина он назначен главным федеральным инспектором по Ивановской области, через два года переведен на должность помощника первого заместителя руководителя Администрации президента (Дмитрия Медведева). В 2005 году Школов перешел в «Транснефть»: по слухам, на всех этих должностях он выполнял функцию «ока государева».
Теперь, поскольку «государь» другой, функция «ока государева» в МВД перейдет, очевидно, к Кожокарю.
Непотопляемый
Главный парадокс пертурбаций Медведева — почему неизменно сохраняет пост Рашид Гумерович Нургалиев, постоянный объект критики и общественности, и политических партий, в том числе единороссов?
Много раз за последние годы ему прочили скорую отставку — но министр и теперь «живее всех живых». Причем министр не относится к числу людей Медведева или Путина.
Он был когда-то человеком директора ФСБ Николая Патрушева, с помощью него контролировавшего еще и МВД. Но Патрушев давно выведен из сферы непосредственного управления силовыми структурами — как секретарь Совбеза он выполняет только координационные и согласовательные функции и влиять на судьбу своего протеже явно не может.
Причина, судя по всему, в том, что присутствие Нургалиева на посту министра лучше всего отвечает потребностям всех сторон, заинтересованных в контроле над МВД: Рашид Нургалиев нужен для того, чтобы ни одна из групп не усилилась чрезмерно.