Алексей ФОМЕНКО: каждый должен нести ответственность за то, что делает

Текст | Николай ФРОЛОВ
Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА

Холдингу «ТРАНСИНВЕСТ» всего три года. Но он сумел зарекомендовать себя как один из ведущих строительных холдингов в Московском регионе. О секретах успеха и модели бизнеса холдинга «ТРАНСИНВЕСТ» рассказывает генеральный директор ООО «ТРАНСИНВЕСТ» Алексей Фоменко.

— Алексей Николаевич, как сложилась специализация вашей компании на строительном рынке — предоставление оборудования строительным компаниям, забота об их инвестиционном и инновационном развитии?

— Специализацию подсказала жизнь. Еще на начальном этапе развития компании, во время выполнения работ на первых объектах, мы столкнулись с тем, что многие строительные организации, наши коллеги, прежде всего нуждаются в качественной строительной технике.

Покупать технику в собственный парк, особенно технику узкоспециализированную, строительным организациям очень накладно, тем более технику, используемую время от времени. К тому же для работы с ней часто не оказывается специалистов.

Другая проблема: многие руководители по традиции используют привычные, но устаревшие технологии строительного производства. Однако эффективного строительного производства, конкурентоспособного бизнеса так не создашь.

Поскольку в компании «ТРАНСИНВЕСТ» доминировал инженерно-технический компонент и акцент был сделан на новых технологиях и на современных технических средствах, мы стали предоставлять технику в аренду коллегам, консультировать их по применению оборудования и технологий.

Постепенно одним из важнейших направлений бизнеса компании стал целый спектр услуг по аренде техники для проведения строительных и дорожных работ, а также услуги по инвестиционному и инновационному развитию строительных организаций.

Сегодня в собственности компании «ТРАНСИНВЕСТ» имеются: дорожно-строительная техника, средства малой механизации, бетоносмесительная установка, асфальтосмесительный завод и производственно-испытательная лаборатория по контролю качества бетона и асфальта.

Для обеспечения безопасности вся техника проходит регулярное техобслуживание и имеет полный комплект разрешительных документов для проведения работ. Парк оборудования для аренды — более 70 единиц дорожно-строительной техники.

При этом ТРАНСИНВЕСТ предлагает особый подход к предоставлению строительным организациям техники в аренду. Наша цена за аренду — ниже рыночной. Разумеется, это не альтруистическая акция.

Дело в том, что компания, которая получает от нас технику в аренду со скидкой, имеет дополнительный доход, вкладывает его в развитие бизнеса — и тем самым увеличивает потребность в строительной технике.

— Вы работаете, в том числе, как своего рода салон строительной техники?

 

— Ни в коем случае! ТРАНСИНВЕСТ не предоставляет технику в аренду на открытом рынке. К нам нельзя просто так прийти и арендовать бульдозер, экскаватор или асфальтовый завод.

Арендаторами становятся только компании, с которыми нас связывают долгосрочные договорные отношения.

— Фактически это предоставление техники в рамках инвестиционного сотрудничества?

 

— Совершенно верно. Мы стремимся к тому, чтобы строительная организация развивалась в правильном ключе — с точки зрения технологий и менеджмента — и способствовала нашему развитию. Компании-партнеры фактически входят вместе с нами в холдинг.

— Холдинг, который, по сути, выполняет инфраструктурную функцию на строительном рынке Московского региона?

 

— Да, его функция — оптимизация строительного бизнеса и повышение его эффективности, качественная реализация крупных строительных проектов.

— А какие организационно-правовые формы используются в рамках холдинга?

 

— Объединенная в холдинг группа компаний развивается как единое целое: мы советуемся друг с другом, принимаем совместные решения, в частности о закупке новой техники, введении новых производственных мощностей.

Холдинг позволяет отдельным строительным организациям компенсировать недостающие производственные мощности.

— За счет применения современной техники?

 

— Да, конечно! Ведь эффективность строительства сегодня — это прежде всего техническая вооруженность. Именно благодаря высокотехнологичному, производительному оборудованию мы можем выполнять быстро значительные объемы работ. И этим ресурсом компания готова поделиться со своими партнерами.

Также холдинг берет на себя выполнение обязательств компаний-участников, которые в силу технологических или организационных проблем оказываются не способны их выполнить.

— Связь строительной организации с вашим холдингом — это плюс и с точки зрения заказчиков строительных работ?

 

— Да, заказчики получают серьезные гарантии выполнения обязательств перед ними. Мы надеемся, что этот плюс будет учитываться на тендерах, в которых участвуют компании, входящие в холдинг.

Заказчик строительства должен быть убежден, что строительная организация, которую он нанимает, — надежная, качественно выполняет все работы. Мы готовы предоставить такие гарантии — отвечаем своим именем, репутацией и ресурсным потенциалом всего холдинга.

— Холдинговая структура бизнеса зарекомендовала себя оптимальным организационным решением?

 

— Безусловно, ведь она обеспечивает максимальную концентрацию капитала, взаимную поддержку различных бизнесов, устойчивость во время колебаний в тех или иных отраслях рынка, способность более успешно достигать крупных стратегических целей.

У нас есть собственные проектировщики, кроме того, мы сотрудничаем с ведущими проектными организациями Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов страны. Это современное проектирование — на уровне мировых стандартов.

Строительные работы у компании «ТРАНСИНВЕСТ» дешевле, чем у большинства коллег, и при этом высокого качества. Снижения стоимости мы достигаем за счет широкого использования современного высокоэффективного оборудования.

В холдинге активно развивается эксплуатационное направление. Мы намерены сами эксплуатировать здания и сооружения, качественно их содержать.

Сочетание строительной и эксплуатирующей организации в рамках одного холдинга приводит к тому, что строители строят фактически для себя — они не будут камуфлировать брак. Ведь сегодня достаточно трудно заставить подрядную организацию переделывать за свой счет даже выявленный брак.

— Такое сочетание решает проблему брака в строительстве?

 

— Да, и, кроме того, уменьшает затраты при эксплуатации.

Системный, комплексный подход в строительном производстве — совокупность проектирования, строительства и эксплуатации — сегодня наиболее актуален. Владимир Владимирович Путин относительно недавно об этом говорил. Именно такой подход мы и воплощаем в жизнь.

— Сейчас вы работаете на территории двух субъектов Федерации — Москвы и Московской области?

 

— Нет, не только. Есть объекты и в других субъектах Федерации.

— Каково соотношение импортной и отечественной техники в вашем арсенале?

 

— Мы подбираем технику по критерию цена/качество, а не по стране происхождения.

Поскольку наша деятельность связана с выполнением наиболее сложного, ответственного строительства, именно качество становится для нас главным условием приобретения техники. Как правило, наилучшие результаты дает импортная техника.

Отечественный стройдормаш 20 пореформенных лет по известным экономическим причинам почти не развивался. Мне представляется, что для его подъема необходимо идти тем же путем, каким мы сегодня идем в автомобилестроении: широко производить в России технику лучших мировых производителей, все более и более углубляя локализацию, перенимая наиболее передовые технологии.

— Каков кадровый потенциал холдинга?

 

— В холдинге работает более полутысячи высококвалифицированных специалистов — рабочих и ИТР.

Большинство специалистов в обязательном порядке проходят специальное обучение и стажировку по оборудованию, повышение квалификации в соответствии с теми или иными отраслевыми нормами и правилами. Обучение проводится как внутреннее — аттестации и переаттестации, так и внешнее — с привлечением сторонних специалистов.

— В вашей компании в основном работает команда молодых менеджеров. Какие подходы ее отличают?

 

— В компании и холдинге «ТРАНСИНВЕСТ» — команда, в которой работают как молодые менеджеры, так и менеджеры с еще советским опытом работы в строительстве, большим жизненным багажом. Сочетание молодости и зрелости оптимально для нашего бизнеса, да и для любого другого.

Молодых руководителей и инженеров отличает умение лучше адаптироваться в новой рыночной ситуации, быстрее воспринимать новые веяния, осваивать новые технологии. Многим из них уже по плечу очень серьезные задачи, в том числе государственного значения.

Но без представителей старшего поколения толку не будет. Потому что в их арсенале — знания об организации работ на сложнейших объектах, которые строились в советское время, жизненный опыт, мудрость.

— Как вы оцениваете ситуацию с кадрами в строительной отрасли?

 

— Как очень проблемную — и в отношении рабочих кадров, и в отношении ИТР. Настоящих специалистов — теоретически хорошо подготовленных и с адекватным практическим опытом — на рынке дефицит.

В основном приходится выращивать специалистов в недрах наших компаний. А это огромные непроизводственные затраты.

Мне кажется, система подготовки профессиональных кадров в строительстве должна стать предметом серьезного внимания со стороны государства. Это сегодня наиболее актуальная проблема — подготовка не менеджеров, не юристов, а именно строительных специалистов…

Отрасли очень нужны инженеры, знающие технологию дорожного, аэродромного строительства и ПГС зданий и сооружений. Не менее важно воспитывать в обществе уважение к производственным, рабочим профессиям.

— В какой мере строительный комплекс в состоянии выступить локомотивом роста нашей экономики?

 

— Известно, что до экономического кризиса строительный комплекс был одной из главных движущих сил экономического роста в России. И теперь, по завершении кризиса, он буквально на глазах восстанавливает свои позиции ведущей отрасли народного хозяйства, обеспечивающей экономический рост и социальное развитие.

Строительная индустрия имеет огромный экономический мультипликатор — она тянет за собой развитие промышленности строительных материалов и строительно-химического производства, которые играют огромную роль в формировании производственной базы регионов; металлургию и металлообработку, в том числе производство металлических строительных конструкций; деревообработку; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение.

Развитое жилищное строительство дает импульс производству мебели, бытовой техники, в том числе бытовой радиоэлектроники, отделочных материалов. Промышленное строительство означает новые производственные возможности для производственных компаний.

Сегодня премьер-министр Путин говорит о том, что задача удвоения ВВП вновь выходит для нашей страны на первый план. Так вот, строительная индустрия — один из главных локомотивов экономического роста в стране.

И локомотив социального развития. Ведь жилищное строительство и строительство объектов инфраструктуры обеспечивает другое качество жизни людей. Потребность в жилье — одна из важнейших человеческих потребностей, от удовлетворения которой меняется самоощущение человека.

Можно сказать, что собственное качественное жилье — главный признак принадлежности к среднему классу. То есть строительный комплекс, по сути, решает проблему формирования среднего класса в нашей стране.

— ТРАНСИНВЕСТ — пример успешного среднего производственного бизнеса, который в любой экономике служит фундаментом развития…

 

— Безусловно, и государство должно создать максимум условий для того, чтобы компании развивались и расширялись — налоговыми мерами, антимонопольными. Пока государство преимущественно обращает внимание на интересы крупного бизнеса.

Достаточно вспомнить о решении президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева с будущего года радикально снизить страховые пошлины для малого, среднего и производственного бизнеса. Это решение должно стимулировать внимание государства к интересам широких предпринимательских кругов.

— Какое место вы видите для себя на строительном рынке?

 

— Знаете, желаний у нас много, но все-таки бизнес-климат не очень подходит для того, чтобы все наши мечты сбывались. О тяжелом бизнес-климате открыто заявил даже президент Медведев.

В России трудно вести бизнес, а ведение строительного бизнеса — одно из самых сложных среди всех видов российского предпринимательства. Прежде всего — из-за бюрократических механизмов, которые весьма сдерживают развитие.

Как бы мы себя ни видели на рынке, далеко не все зависит от менеджмента и даже финансовых возможностей холдинга. Велика роль административной составляющей.

Конечно, мы стремимся идти в новые регионы. Но не секрет, что во многих субъектах Федерации сформировался крепкий альянс администраций и строительных компаний, и войти на их строительный рынок очень сложно.

Руководителей регионов можно понять: они отдают предпочтения проверенным компаниям, которые гарантированно не подведут, не будет проблем с дольщиками и пр. Проблема однодневок, слабых и мошеннических компаний в строительной отрасли очень остра.

— А с чего начиналась компания «ТРАНСИНВЕСТ»?

 

— С одной виброплиты, которая оказалась в нашем распоряжении, и с большого желания заниматься предпринимательством в сфере, которую мы очень хорошо знали.

Если говорить о сегодняшнем дне, важнейшими направлениями развития нашего холдинга мы видим расширение технического парка, увеличение разнообразия и объема предоставляемых услуг. Подбираются лучшие на сегодняшний день модели машин, наиболее надежные, способные выполнять работы любой степени сложности. И, конечно, развитие концепции комплексного подхода к строительному производству, подхода, сочетающего проектирование, строительство и эксплуатацию.

ТРАНСИНВЕСТ с момента своего образования ответственно подходит к своей работе, идет в ногу со временем, улучшая качество услуг для своих клиентов. Если же говорить о моем кредо, то я всегда следовал простому правилу: каждый предприниматель, каждая компания должны уметь брать на себя всю полноту ответственности за свою работу, в том числе ответственность перед обществом и государством. И нести бремя этой ответственности, не уклоняясь от нее и не пытаясь переложить на других. Это и есть формула успеха и в бизнесе, и в жизни.


Алексей Николаевич Фоменко родился в 1979 году в пос. Филимонки Московской области. После окончания Марьинской средней общеобразовательной школы Ленинского района Московской области поступил в ПТУ №174 г. Москвы и окончил его в 1996 году.

В 2007 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) по специальности «Менеджмент организации», квалификация — «Менеджер». В настоящее время заканчивает обучение в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Государственная служба и кадровая политика».

В 2008 году назначен на должность генерального директора ООО «ДСК “Внуково”». С 2009 года занимает должность генерального директора ООО «ТРАНСИНВЕСТ».

Женат, воспитывает троих детей.