Вторая волна или рябь на воде?



Текст | Сергей ХЕСТАНОВ


Ждать ли новой фазы экономического кризиса.

Три года назад кризиса никто не ждал, но он пришел. И теперь мы дуем на воду, ожидая то второй волны кризиса, то локальных спадов в той или иной сфере экономики.

Но что такое повторение кризиса? Надо четко понимать, о чем мы говорим, заклиная от повторений событий трехлетней давности. Быстрое и стремительное падение — это, безусловно, кризис. Но ведь устойчивый спад в экономике и постепенное сползание в пропасть лишь по форме отличаются от падения — итоги будут такими же!

Кризис в переводе с греческого означает поворотный пункт. В классическом определении экономической теории кризис — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Как только они устранены — начинается новый цикл экономического роста. Ведь с точки зрения развития экономики задача кризиса — устранение ранее накопленных противоречий.

Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. У нас сегодня острые фазы кризиса, безусловно, преодолены. Финансовый сектор после острой фазы кризиса действительно восстановился быстро. Про реальный сектор этого сказать нельзя. Сегодня нет угрозы краха банков, и идет массовое вливание средств в экономику.

Здесь мы попали в общемировой мейнстрим, в других странах делают то же самое: закачивают большие деньги в финансовый сектор. Пока темпы роста экономики достаточно велики, многие противоречия просто-напросто игнорируются. Но ведь стоит вспомнить: кризис был вызван тем, что стоимость заемных денег была ниже инфляции.

Во всем мире был потребительский угар. И не только потребители, но и производители были хороши! Новые проекты, инициированные под раздутый мыльный пузырь дешевых денег, — долго такое продолжаться не могло.

Поведенческие законы универсальны — и властям и отдельно взятому человеку свойственно повторять то, что приносило прибыль ранее. Экономические процессы начинают сами себя ускорять, и рано или поздно раскрученная юла начинает крениться набок.

Сегодня острые симптомы кризиса сняты. Однако дисбалансы в экономике до сих пор не устранены. Чего стоит, к примеру, почти двукратное превышение роста доходов над ростом производительности труда в течение последних предкризисных лет! Кризис мог бы снять это противоречие, но ведь у властей есть социальные обязательства — и вновь дотируются убыточные сферы деятельности ради социального псевдоблагополучия.

В ближайшее время нельзя исключать ни резкого падения, ни плавного сползания в кризис. В ближайшем будущем наши финансовые власти наверняка возьмут на вооружение инфляционный сценарий — как это было в начале 2000-х, когда такой сценарий позволил России получить от экспорта нефти доходы, достаточные для остановки многих негативных процессов в экономике.

Барометр показывает бурю, и хотя острых признаков кризиса пока не видно, стратегически угроза кризиса не снята, и спровоцировать общемировое падение может что угодно — взять хотя бы землетрясение в Японии или военные действия на Ближнем Востоке.

Записала Ирина Склярова


Сергей Александрович Хестанов — управляющий директор УК «Финам Менеджмент». Окончил Киевский государственный университет, аспирантуру. Автор ряда научных работ.

Разработал и внедрил одну из первых на российском рынке систем управления рисками коммерческого банка.

На фондовом рынке работает с 1994 года. С 2004 года является председателем экспертного совета инвестиционного холдинга «Финам». С 2006 года по настоящее время — управляющий директор управляющей компании «Финам Менеджмент».

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте