Как улучшить дошкольное образование?
Текст | Людмила ВИКТОРОВА
12—13 апреля в Москве в гостиничном комплексе «Измайлово» прошла Всероссийская конференция руководителей дошкольных образовательных учреждений. Организатором мероприятия выступила группа компаний «Открытый Диалог».
Во Всероссийской конференции руководителей дошкольных образовательных учреждений приняли участие более 200 специалистов из различных регионов России — представителей региональных и муниципальных органов управления дошкольным образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений, ведущих экспертов в области дошкольного образования.
В первый день конференции собравшиеся обсудили инновационные формы социальной поддержки работников образования, вопросы оценки качества дошкольного образования, итоги Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста, актуальные проблемы дошкольного воспитания в России и за рубежом, вариативность, психологические основы модернизации и приоритетные направления развития дошкольного образования.
Работа конференции проходила в формате пленарных заседаний. Первое пленарное заседание открыла директор Института развития образования Государственного университета — Высшей школы экономики Ирина Абанкина. Она затронула вопрос государственного финансирования системы дошкольного образования. «Да, мы можем констатировать, что вложения в дошкольное образования сегодня растут. Но, увы, этого объема финансирования недостаточно», — сказала она. Ирина Абанкина также отметила, что финансирование системы дошкольного образования не входит в перечень приоритетных задач государства.
Секретарь Профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Лившиц рассказал о задачах и целях представляемой им организации. «Новая школа не может состояться без современного дошкольного образования. Именно эту мысль мы пытаемся донести до государства», — отметил докладчик. Он также уделил внимание вопросу дополнительного пенсионного обеспечения. «Эта тема очень актуальна сегодня. Мы не можем отрицать того факта, что старая система с решением этой задачи уже не справляется», — подчеркнул эксперт. Владимир Лившиц призвал представителей системы дошкольного образования объединиться для создания Ассоциации дошкольников России, что, по его мнению, в значительной степени может способствовать решению многих актуальных проблем.
Директор Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ Елена Кравцова в своем докладе затронула тему психического развития ребенка дошкольного возраста. «Чем отличается дошкольник от школьника? — Тем, что он целостен, для него нет деления изучаемого и познаваемого на дисциплины: на русский язык, математику и т.д.», — сказала она. Елена Кравцова подчеркнула, что в силу психологии восприятия ребенка дошкольного возраста, образование в этом возрасте не должно чем-то ограничиваться.
Вопрос о наполняемости групп в детских садах затронула в своем выступлении заведующая кафедрой эстетического воспитания педагогического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Тамара Комарова. «Это, пожалуй, самый острый вопрос сегодняшнего дня: скольких детей может охватить своим вниманием воспитатель? У ребенка должно быть ощущение свободы, которого не может быть, если группа переполнена», — прокомментировала свою позицию спикер.
Директор Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства» Татьяна Волосовец рассказала о позитивной тенденции в обеспечении доступности дошкольного образования за счет открытия новых ДОУ и развития иных форм обучения детей. «Во всех регионах отмечается положительная динамика: увеличение разнообразия форм дошкольного образования, как формальных, так и неформальных», — отметила она.
Первый день конференции продолжила тематическая секция «Стратегия развития дошкольного образования в контексте современных государственных требований».
12 апреля на конференции выступил специальный гость — доктор философии, директор Института практической философии (Париж), эксперт ЮНЕСКО Оскар Бренифьер. Он приехал в Москву, чтобы провести на конференции мастер-класс «Искусство задавать вопросы». Все, что связано с детьми и их восприятием, вызывает у Оскара Бренифьера пристальный интерес. Его перу принадлежит книга «Начинающий философ. Мнение, сознание и истина». Французский гость провел для участников конференции философский воркшоп в формате «вопрос — ответ».
Во второй день работы конференции для всех ее участников было организовано посещение Международной выставки «Global Education — Образование без границ — 2011», где были представлены экспозиции российских и зарубежных учреждений профессионального и общего образования.
При написании статьи использовались материалы пресс-службы ГК «Открытый Диалог»