Как найти бизнес-ангела


Текст | Ирина СКЛЯРОВА


Когда банки отказываются давать кредиты под «бизнес из воздуха», а венчурные фонды опасаются вкладывать средства в рисковый проект, на помощь приходят бизнес-ангелы. Мечта любого бизнес-ангела — найти среди «самородков» нового Билла Гейтса.

Бизнес-ангельство, то есть финансирование рисковых проектов без обеспечения, для России явление совершенно новое. Если на Западе ангелы уже создают профессиональные объединения, из которых вырастают впоследствии Кремниевые долины, то в нашей стране ангелы в большинстве своем пока предпочитают сохранять анонимность: и по фискальным соображениям, и с целью безопасности. Именно поэтому сегодня нет даже приблизительной статистики того, сколько людей в стране занимается этой деятельностью.

Концепция бизнес-ангельства возникла несколько десятилетий назад в США. Первыми бизнес-ангелами были богатые люди, инвестировавшие в театральные постановки на Бродвее и сочетавшие приятное с полезным. Раскручивая ту или иную постановку, они не только отбивали в цене билетов первоначальные вложения, но пользовались возможностью установить личные контакты со звездами шоу-бизнеса. От традиционных меценатов первые ангелы отличались тем, что их конечной целью была продажа успешно выстреливших проектов.

Как показывают западные исследования, ангельское финансирование — это суммы в размере от $5 тыс. до $200 тыс. Как правило, ангелы финансируют проект в течение трех — семи лет, имея взамен долю в компании. Если повезет и проект окажется удачным, за ангелами следуют венчурные, а затем прямые инвестиции. Как шутят на Западе, где подобное инвестирование стало привычным, ангел находится в центре финансового треугольника, на вершинах которого — семья, друзья и дураки (принцип 3F: family, friends, fools).

Вопреки устоявшемуся мнению, что ангелы участвуют в основном в достартовой части проекта, где без их помощи ничто не сдвинется с места, они входят в проект на разных стадиях. Большая часть ангелов действительно предпочитают так называемую «посевную» стадию, называемую в западном менеджменте словом seed.

На этой стадии инвестиции требуются для маркетинговых исследований и опытно-конструкторских разработок. На стадии стартапа ангелы подключаются к началу активных продаж. Бывают также варианты, когда ангелов привлекают при расширении компании и выходе на новые рынки.

Одни ангелы редко участвуют в оперативном управлении компанией, довольствуясь пакетом акций, другие, менее богатые и более активные, предпочитают занимать должность в совете директоров — они, как правило, выбирают проекты в тех отраслях, которые им более всего знакомы. Ангел привносит в проект не только и не столько финансы, сколько свои знания, умения, связи, видение перспективы, опыт продаж и маркетинга.

Такие разные лица

Высокие риски приносят ангелам большую прибыль. И хотя откопать финансовый клад вроде Google или Yahoo получается не у всех, большая часть бизнес-ангелов имеет доход от своих инвестиций значительно более существенный, чем имели бы просто разместив средства на банковском депозите. Британские исследования свидетельствуют, что прибыльность ангельских инвестиций составляет в среднем около 50%. Правда, это справедливо лишь для 23% случаев ангельского инвестирования. Совсем не получают прибыли от вложений 40% ангельских проектов.

В зависимости от национальности масштаб деятельности у бизнес-ангелов разный. Исследование, проведенное в США и странах Западной Европы, показало, что американские ангелы инвестируют в один проект в среднем на протяжении пяти лет с ожиданием возврата инвестиций по меньшей мере в размере 33%, при этом 60% из них вкладываются в проекты на стадии «посева» и пуско-наладочных работ.

У шведов время до выхода из инвестиций составляет около трех-четырех лет, правда, и прибавки к инвестициям они ожидают скромнее, порядка 15%. Довольно скоростными инвесторами, как ни странно, оказались финны. Они за исследуемый период рассмотрели наибольшее количество бизнес-планов.

Немцы и французы более консервативны, и по объему вложений, и по времени выхода из проекта — до десяти лет. Японский ангел, вероятно, находится в самой старшей возрастной группе, его средний возраст 60 лет (в Европе и Америке это люди 47—54 лет), инвестирует он в среднем на три — шесть лет, в надежде отбить до 50%. В среднем инвестиционная деятельность всех респондентов составляет одну сделку в год при среднем объеме инвестиций на сделку $76 тыс.

Аналогичных исследований бизнес-ангельства в России не проводилось. По оценочным данным, средний возраст инвесторов, представленных в России, составляет 44 года. Если в США ангелов насчитывается 300—350 тыс. человек, и считается, что они осуществляют более 80% инвестиций на самых начальных стадиях, а в Западной Европе их сегодня около 125 тыс. человек, то в России речь идет лишь о нескольких тысячах.

Отечественная практика

Любой поисковик в Интернете на запрос «бизнес-ангелы» выдает сотни ссылок на сайты, где даются советы, как найти бизнес-ангела и какими способами убедить его в перспективности своего проекта. Однако большинство российских ангелов пока что не афишируют свои услуги. В открытом доступе размещены лишь контактные данные посредников, обещающих вывести перспективные проекты напрямую к ангелам.

Как говорят в компании «Национальная сеть ангелов — бизнес-капитал», для представления ангелам отбираются проекты, имеющие перспективы значительного роста, сильные конкурентные преимущества и опытную команду, способную реализовать эти проекты. Ведь бизнес-ангел, как подчеркивают посредники, рассчитывает увеличить свои вложения как минимум в несколько раз за время участия в проекте.

Непонятно при этом, зачем таким проектам вообще нужны ангелы: команды, способные столь очевидно доказать перспективы своего проекта, могут претендовать на внимание вполне традиционных инвесторов. При этом, как уверяют посредники, получение ангельской поддержки на достартовых и стартовых стадиях очень сложно, намекая на то, что поддержка на этих стадиях будет стоить значительной доли в компании.

Российские ангелы работают в принципиально иных условиях, нежели их западные коллеги. В нашей стране создано пока не много условий для развития предпринимательства, поэтому многие, заводя речь о собственном бизнесе, на самом деле просто хотели бы попробовать зарабатывать на своем хобби без четкой проработки бизнес-плана и стратегии.

Ангелам это не интересно, они ищут именно бизнес-идеи, а не проекты по самореализации уставшего от начальства человека. В частности, ангелы редко инвестируют в интернет-проекты, в то время как в России многие хотели бы заниматься именно этой сферой деятельности.

Не заинтересуют ангелов также и проекты, созданные под конкретного исполнителя и неотделимые от него, вроде семейного ресторана или салона психоаналитика, имеющие к тому же предел роста. Такие бизнес-идеи могут рассчитывать только на заемный капитал, но не на ангельские инвестиции.

Как поясняет ростовский предприниматель Роман Ткачук из компании «Прим-Вест», ангельскую помощь ему удалось привлечь при раскрутке проекта нового медицинского оборудования. Разработчики пытались продвинуть на рынок портативное устройство, сочетающее микрокомпьютер с мобильным телефоном и датчиками, используемое для удаленного мониторинга деятельности сердца вне госпитальных условий.

На этапе составления бизнес-плана инвесторов насторожил излишний оптимизм относительно уровня потенциальных продаж нового оборудования. При этом ангелов оказалось нетрудно убедить в том, что проект может выстрелить в силу принципиально нового технологического решения, в силу того, что существующие ныне системы мониторинга обладают меньшим функционалом.

Несмотря на российскую специфику потенциал бизнес-ангельства в России довольно значителен. По словам президента НП «Ассоциация бизнес-ангелов “Стартовые инвестиции”» Эдуарда Фиякселя, бизнес-ангелы могут реально оценить коммерческую перспективу проекта и отсортировать зерна от плевел.

Если из десяти венчурных проектов обычно выстреливают два, то у опытного бизнес-ангела этот процент значительно выше, потому что у него есть интуиция, знание предмета, в который он инвестирует, и опыт ведения бизнеса — неоценимые преимущества для выведения проекта на коммерческую основу.