Хотят быть как боги

Текст | Прот. Всеволод ЧАПЛИН

Откуда берется мода на антиклерикализм у интеллигенции и представителей власти.

В целом ряде российских СМИ, в том числе околовластных, сегодня наблюдается всплеск атеистической пропаганды и критики Церкви, причем в жесткой, зачастую хамской форме. Это оборотная сторона того влияния, которое оказывает сейчас Церковь на общественную жизнь, укрепившегося авторитета Церкви — ведь борются с сильным противником.

Я бы выделил три группы современных «антицерковников». Первая — представители интеллектуального слоя, которые воспринимают под критическим углом зрения практически любые общественные феномены. Это форма их позиционирования по отношению к обществу.

Если бы Церковь стала ведущей общественной силой, это было бы для них «ужасно». Если бы мы замкнулись в церковной ограде, они бы нас подвергли остракизму за трусость и пассивность. Если мы полностью исчезнем — и в этом будем виноваты.

Вторая группа — убежденные атеисты, непримиримые противники Церкви как таковой. Настоящих атеистов, причем во все периоды человеческой истории — небольшой процент.

Даже в советском обществе к числу убежденных атеистов относилась довольно узкая прослойка. Многие члены КПСС тайно принимали крещение сами, крестили родных и отпевали усопших родственников. Еще больше это было распространено и у беспартийного большинства советского населения…

Но при этом атеистический слой существует в любом обществе, и всегда существовал. Вспомним, атеистические группы были и в Российской империи XIX века…

Атеисты ведут полемику с Церковью по многим отдельным вопросам. Но в действительности им важен любой повод для того, чтобы ударить по Церкви, ослабить ее. Ибо они боятся присутствия религиозного и нравственного измерения в общественной жизни.

Наконец, третья группа — просто грешные люди, которые свой грех любят больше Бога. И всячески защищают свое право грешить.

Церковь не дает им комфортно жить с грехами и заблуждениями, которые они оправдывают так называемым «богом в душе», для отношений с которым «посредник в виде Церкви не нужен». Этот «бог в душе» очень удобен: его можно запрограммировать на приятие любых грехов и капризов. Церковь разрушает их уютный мирок, пробуждает голос истинного Бога в душе — совесть.

Антицерковные выступления таких людей на самом деле попытка скрыть страх перед Богом. Задача Церкви — преодолеть их защиту и обратить к христианской жизни.

Именно поэтому Церковь всегда говорила и будет говорить правду без оглядки на то, нравится она грешникам или нет, соответствует она тем или иным веяниям или не соответствует. Церковь никогда не откажется от активного участия в общественных процессах!

Должен сказать, что немало тех, кто боится Церкви и опасается нравственного поворота в жизни страны, обретается в коридорах власти. И их присутствие периодически проступает в действиях или бездействии властей.

Многим из «больших людей» очень неуютно разговаривать с Богом. Потому что сами они хотят разговаривать как боги с другими людьми.

Записал Александр Полянский


Протоиерей Всеволод Анатольевич Чаплин — председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, настоятель храма святителя Николая на Трех Горах в Пресненском районе г. Москвы.

Родился 31 марта 1968 в Москве. В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1994 году — Московскую духовную академию. Кандидат богословия. С 1985 года — сотрудник Издательского отдела, с 1990 года — Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). Рукоположен во диаконы в 1991 году, во священники в 1992 году.

Возглавлял Секретариат ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001—2009 годах — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.

В 1990—2000 годах состоял членом центральных комитетов Всемирного совета церквей (ВСЦ) и Конференции европейских церквей (КЕЦ), был сомодератором Комиссии «Церковь и общество» КЕЦ, членом Комиссии Церквей по международным делам ВСЦ.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года назначен председателем новообразованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

Член Общественной палаты. Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Член Экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Член Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Является председателем Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси. С 22 марта 2011 года — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Автор и ведущий программ «Комментарий недели» (ТВ «Союз»), «Время доверия» (Радио «Русская служба новостей»), «Земля и люди» (ТВ «Мир»). Член Союза писателей России. Действительный член Академии российской словесности.