Фронт бесстрастных
Текст | Игорь БУНИН
Народный фронт — словосочетание времен перестройки. Но в случае Общероссийского народного фронта (ОНФ) эта ассоциация обманчива.
Легко бороться против чего-то — трудно бороться «за». Впрочем, мы это умеем: нашего человека словосочетанием «бороться за» удивить трудно.
Десятилетиями мы боролись за светлое будущее. И вот снова перед нами перспектива как раз такой борьбы.
Общероссийский народный фронт, созданный по предложению премьер-министра Владимира Путина, рекрутирует «солдат» по всей России. Предвыборный проект, ребрендинг «Единой России», реанимация партии власти — как только ни называли ОНФ в последние дни. И верность оценок подтверждает сам Путин.
По его словам, «Единая Россия» должна получить приток новых идей и людей. Кроме того, согласно Путину, организации, вступающие в Народный фронт, получат возможность через инструменты «Единой России» заявить о себе, продвинуть не только свои идеи, но и своих людей в органы власти.
Обычно движения, подобные ОНФ, накануне выборов создаются оппозицией. Вспомним хотя бы классические для нашей новейшей политической истории народные фронты времен перестройки.
Теперь же народный фронт создает партия власти — что довольно странно. И это нельзя интерпретировать иначе как попытку организованной сверху политической мобилизации.
Понятно, что ОНФ — инструмент для президентских выборов, он создан для влияния на предвыборную ситуацию. А она непростая: в последнее время рейтинги как премьера, так и президента начали падать.
При этом надо отметить, что рейтинги президента и премьера жестко взаимоувязаны. Путину, чтобы идти на выборы, надо сделать что-то радикально отличное от того, что делает сейчас Медведев.
В частности, ему принципиально важно предъявить общественности хорошие результаты возглавляемой им партии на парламентских выборах. А «Единая Россия» закостенела и забронзовела. Явных врагов у партии не осталось.
Произошло даже то, что пару лет назад казалось невероятным: власти обратились к Михаилу Прохорову, для того чтобы сохранить «Правое дело»… О намерении создать собственные народные фронты заявили Сергей Миронов и Геннадий Зюганов, за что удостоились от Владимира Путина прозвища «повторюшки».
Любые партии и движения в нашей действительности постепенно становятся виртуальными. Им надо добавить живости — и это первейшая задача перед выборами, которая решается параллельно с формированием ОНФ.
Увы, все фигуры в Народном фронте не новы: Александр Шохин, Тимур Прокопенко, Владимир Плотников, Екатерина Лахова… Они все либо давно в политике, либо раскручивались в предшествующих политических циклах. В симбиотическом взаимоотношении с властью они находятся уже давно.
Они вросли во власть и сами собой уже практически представляют традиционную систему власти. Проблема теперь в том, как ввести новые фигуры в политику, как виртуальный образ наполнить содержанием.
Идея объединить знаковые фигуры вокруг премьера, не прибегая к реформированию партии власти, — вот суть путинской концепции ОНФ. Но парадокс в том, что реализовать это при падении рейтинга власти довольно затруднительно.
Во-первых, смущает слово «фронт». Может быть, нужно было придумать другое название? Ведь фронт — это прежде всего ненависть и страсть. Но страсти или даже эмоций политика сейчас ни у кого не вызывает.
И сдвинуть здесь дело с мертвой точки не сможет ни премьер, ни президент. Дмитрий Медведев сказал недавно: каково общество, такова и политика. Но это неверно. Задача политика вести за собой общество.
Во-вторых — и это более существенно, Кремль сделал так, что общество молчит. Что не удивительно: и Путин, и Медведев всегда боялись пойти по сценарию Михаила Горбачева, который запустил перестройку, а получил взрыв. Но, увы, политической науке и практике не известны случаи, когда можно было добиться активности общества, не увеличивая степени свободы…
Записала Ирина Склярова
Игорь Михайлович Бунин — президент фонда «Центр политических технологий», доктор политических наук, профессор. Окончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР.
В 1973—1982 годах — научный сотрудник, старший научный сотрудник ИМЭМО АН СССР. В 1982—1992 годах — ведущий научный сотрудник Института сравнительной политологии и рабочего движения АН СССР — РАН. В 1992—1993 годах эксперт «Горбачев-Фонда», директор Центра предпринимательских исследований «Экспертиза».
С августа 1993 года — генеральный директор фонда «Центр политических технологий». С мая 2001-го, одновременно, генеральный директор информационного сайта политических комментариев «Политком.ру». С декабря 2007 года — президент фонда «Центр политических технологий».