Без оглядки на родину


Текст | Ирина СКЛЯРОВА, Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ


Бюрократизм и коррупция, несовершенство законов и правил делают сложным долгосрочное планирование бизнеса в нашей стране.
Однако низкая по сравнению с Европой конкуренция, низкие цены на аренду земли и сохранившееся с советских времен уважение к иностранцам привлекают в Россию зарубежных инвесторов.

Финансовый кризис двухлетней давности стал серьезным испытанием для иностранных предпринимателей, ведущих бизнес в России. Некоторые из них были вынуждены свернуть дело.

Другие же покидать Россию не торопятся. По оценкам Росстата, в 2010 году большая часть иностранного бизнеса в России представляла собой компании, основанные в нашей стране с нуля, и меньшая — готовые фирмы, купленные иностранцами для продвижения на нашем рынке.

Приобретение действующего бизнеса иностранным инвестором с целью выхода на российский рынок пока еще редкость. Зарубежные инвесторы всерьез не рассматривают российские компании как объект выгодного вложения средств.

Численность стабилизировалась

После небольшого оттока зарубежных предпринимателей, спровоцированного кризисом, численность иностранцев, имеющих бизнес в России, вновь стабилизировалась. Инвесторов по-прежнему привлекает размер и потенциал российского рынка. Идеи, отыгравшие на Западе и собравшие все сливки со своих целевых аудиторий, имеют все шансы на развитие в российских условиях.

Потребительский бум в нашей стране прекращаться не спешит, поэтому доходы, запланированные выходящими на российский рынок иностранцами, пока что выше издержек от коррупции и бюрократии. Тем более что по насыщенности конкурентами российский рынок отстает от европейского на десяток лет, а низкий уровень подоходного налогообложения заставляет иностранцев только удивляться.

Несмотря на позитивный настрой большинства иностранных предпринимателей, без палок в колеса со стороны государства не обходится. Список стратегических отраслей, куда запрещен доступ иностранцам, хоть и продолжает сокращаться под личным контролем президента Дмитрия Медведева, но сокращается медленно.

Кроме того, большие неприятности доставляют бюрократические процедуры. Генеральный директор ООО «БЕКО» Огузкан Шатыроглу замечает: «Прежде чем вы сможете решить тот или иной вопрос, вам необходимо заполнить кучу бумаг и заверить их в различных инстанциях. Также пройдет немало времени, прежде чем вы сможете получить положительный либо отрицательный ответ на данный вопрос».

Кто не выжил в кризис

Характерно, что кризис не пережили главным образом крупные иностранные компании, в частности банки, не вовремя вышедшие на российский рынок и ошибочно сделавшие ставку на секторы розницы, где уже сильна конкуренция. Особенно пострадал сектор финансовых услуг.

Мелкие и средние иностранные компании, занятые в производственном секторе, продолжают работать. Причем в регионах они чувствуют себя лучше, чем в столице, но при условии правильного выбора ниши бизнеса. В провинции гораздо проще удивить потребителя и легче добиться благоволения властей.

Иностранцы, приходящие в регионы, изначально имеют некий «бонус доверия», позволяющий им лишь только благодаря своему происхождению на ходу включиться в активный бизнес, будь это страховое, медицинское дело, установка пластиковых окон или фермерство.

Особенности аренды

Между иностранцами, работающими в столице, и иностранцами, работающими в регионах, лежит пропасть — и это связано прежде всего с ценами на аренду. Разумеется, в провинции они гораздо ниже, хотя в крупных городах тоже весьма высоки.

Пугает иностранных предпринимателей также сам подход арендодателей: в последние годы получили распространение арендные договоры, заключенные по принципу «один год минус один день». Это повышает риски ведения бизнеса. Иностранцам непонятно, почему собственники помещений настаивают именно на такой модели взаимодействия.

Однако насколько заоблачны цены на городские офисы, настолько низки цены аренды земель сельхозназначения. Аренда гектара в год обходится фермеру во Франции в 1500 евро, в то время как в России — порядка 100 руб. Одно из фермерских хозяйств, находящее в британской собственности и арендующее в Пензенской области 12 тыс. гектаров земли бывших колхозов, завезя машины и оборудование из Европы, в первый же год своей работы практически в два раза обогнало среднеобластные показатели урожайности. Об этом с удовольствием рапортует районная администрация, где находятся эти земли.

Единственное, на что сетуют английские фермеры, так это на очень сложные отношения с кредитными учреждениями. Иностранцы пока никак не привыкнут к жестким правилам кредитования бизнеса в России.

В Европе и Америке предпринимателю с раскрученным бизнесом банки сами наперебой предлагают свои услуги. Здесь же даже владельцу крупного благонадежного иностранного бизнеса кредит получить непросто.

Кадры предпочитают завозить

Иностранные предприниматели сталкиваются с серьезными кадровыми проблемами. К примеру, получение разрешения на работу одинаково трудно и для дворника-таджика и для владельца респектабельного ресторана из Франции.

Во избежание возможных проблем с правоохранительными органами любой иностранец должен носить с собой толстую пачку документов, среди которых загранпаспорт, разрешение Федеральной миграционной службы, аккредитация иностранного юрлица. Российские водительские права даются только до конца действия визы, поэтому каждый год необходимо заново регистрировать машину. Для получения разрешения на работу нужны справки от врачей, в том числе от нарколога и психиатра.

Сильно затрудняет дело необходимость выписывания из-за границы работников, если есть серьезная необходимость и нет возможности обойтись русскоязычными рабочими. Усугубили ситуацию вступившие в силу в феврале 2011 года поправки в закон о регистрации, согласно которым зарегистрировать иностранца по месту жительства могут только арендодатели жилой недвижимости, а не работодатель.

Возможности привлечения иностранцев на работу — ключевой вопрос, так как у российской рабочей силы довольно много недостатков. Если нужна аккуратность и четкость, то, по большей части, российские работники уступают зарубежным. Они также уступают в плане дисциплины, соблюдения технологических процедур, контроля качества и общей лояльности фирме.

Из-за особенностей нашего менталитета добиться, например, точного соблюдения технологии изготовления пищевых продуктов, так же как и технологий строительства, от местных сотрудников иностранцы не могут. Кроме того, иностранные менеджеры не могут побороть высокими окладами тяги русских работяг к алкоголю.

Г-н Шатыроглу подчеркивает: «В нашей компании работает небольшое количество специалистов из Турции, так как в первую очередь мы заинтересованы в российских сотрудниках.

Я отношусь с большим уважением к русским людям: они хорошо образованы и целеустремленны. Молодые специалисты знают, к чему они стремятся и чего хотят достичь. В таких кадрах мы заинтересованы прежде всего и со своей стороны готовы инвестировать в их развитие. Например, мы часто отправляем наших сотрудников на стажировку в Турцию для получения международного опыта ведения бизнеса и очень надеемся, что подобные инвестиции принесут со временем свои плоды».

Аналитиков, финансистов, дизайнеров, инженеров предпочитают искать все-таки в России. На аутсорсинг российским компаниям иностранцы часто отдают бухгалтерию и юридическое сопровождение фирмы. Но в качестве главного управляющего опять же могут пригласить иностранца.

С опорой на российское сырье

В отличие от рабочей силы, сырье, как это было в 90-е годы, иностранцы в Россию уже не ввозят. Сегодня поставщиков выбирают не по признаку «свои» или «чужие», а по качеству продукции, цене и срокам поставки.

Казалось бы, по срокам российские поставщики могут дать фору иностранным, учитывая сложности растаможки. Однако из-за необязательности отечественных поставщиков доставка по России иногда занимает больше времени, чем доставка из Европы.

Противоречивые ощущения

Огузкан Шатыроглу замечает: «Бизнес в любой стране не может существовать абсолютно независимо от реалий ее жизни. Он должен следовать основным тенденциям существования и развития конкретного рынка. Я нахожусь в России на позиции генерального директора ООО «БЕКО» уже три года. И хочу отметить, что страна сильно изменилась за это время. Все структуры, вовлеченные в процесс ведения бизнеса, стали более гибкими, все вопросы сейчас решаются гораздо быстрее, чем раньше».

Завод БЕКО был открыт в 2006 году в г. Киржач (Владимирская область), и все эти годы, по словам г-на Шатыроглу, постоянно ощущалось дружественное отношение со стороны администрации области, района, города.

«При возникновении проблем мы всегда можем открыто обратиться к инстанциям различного уровня власти и будем уверены, что получим помощь и поддержку в решении всех наших бизнес-вопросов. Только благодаря такому взаимодействию мы можем обеспечить оперативность и высокий уровень ведения бизнеса нашей компании в России».

В настоящий момент завод производит более 330 тыс. стиральных машин и 240 тыс. холодильников в год, и масштабы производства ежегодно увеличиваются. В ближайших планах стоит расширение производства текущего ассортимента продукции, а также увеличение доли экспорта. «Одновременно мы рассматриваем возможность дополнительных инвестиций в производство третьей группы товаров, которые наиболее востребованы на российском рынке на текущий момент», — говорит г-н Шатыроглу.

«Нам становится проще вести бизнес в России, — отмечает он. — Мы верим в процветание России и дальнейший успех нашего бизнеса в этой стране».

Здислав Станьковский, владеющий строительной фирмой в Калининграде, считает, что с россиянами работать можно, если принимать российские правила игры. «Если хочешь проводить быстро оплату, надо знакомиться с управляющим банка, если хочешь быстро строить — заводи знакомство с губернатором. Налоги, кредиты, бумаги — все это не то, над чем мы ломаем голову в ваших российских условиях. Это просто специфика ведения бизнеса в этой стране. Гораздо важнее, что российский потребитель очень гибок, он принимает все новации, предлагаемые нами. Он не избалован вниманием, как потребитель европейский, и не предъявляет такого количества претензий, как это бывает в других странах. В России очень легко влиться в бизнес: здесь нет десятилетиями складывающихся семейных взаимоотношений между предпринимателями. Здесь благожелательно встречают новичков — главное чтобы бизнес-идея была динамичной и интересной».