Проба стандарта


Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ, Ирина СКЛЯРОВА


Нормы обеспечения безопасности и качества продукции (услуг) в нашей стране изменяются стремительно: ежегодно вносятся сотни поправок в нормативные акты, регулирующие эту сферу деятельности, причем в разных направлениях — единая идеология до сих пор отсутствует.

Основные процедуры подтверждения качества и безопасности товара по нынешнему российскому законодательству — сертификация и лицензирование (или выполняющий ту же функцию допуск СРО). И то и другое — процессы подтверждения качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Тем более что для отдельных рынков, где лицензирование отменено, сертификация сегодня фактически выполняет и его задачи.

Но в действительно лицензирование — это право на определенную деятельность, а сертификация — свидетельство того, что предприятие способно выпускать товары или оказывать услуги определенного уровня качества или имеет качественный уровень менеджмента. Документ о соответствии выдается на основании исследований и лабораторных испытаний.

Реформа либеральная, но незавершенная

Механизм сертификации опирается на федеральный закон «О техническом регулировании», вступивший в силу в 2003 году и отменивший обязательность знаменитых ГОСТов, ОСТов и др.

Этот закон положил начало реформе всей системы технического регулирования. Краеугольным камнем реформы стало разделение обязательных и добровольных требований.

Обязательные требования подтверждения качества продукции и услуг относились исключительно к сфере безопасности. Подтверждение качества было необходимо лишь в тех сферах деятельности, где некачественная продукция могла бы нанести ущерб здоровью граждан.

Упрощенно говоря, детское питание подлежало обязательной сертификации, но посуду, которой пользуется ребенок для приема пищи, сертифицировать оказалось не нужно. На смену стандартам пришли технические регламенты — особые федеральные законы.

Добровольное же подтверждение качества отдавалось на откуп самому производителю. Сертифицироваться возможно стало по любым стандартам — и национальным, и международным, и отраслевым.

В России сегодня действует 16 систем обязательной сертификации, а также порядка 700 систем добровольной сертификации, созданных по инициативе компаний и зарегистрированных Росстандартом.

Целью реформы в конечном итоге должно было стать сокращение до разумного минимума обязательных требований подтверждения качества, которые было бы легко контролировать — в том числе потребителю.

Прошли годы, но процедура подтверждения качества никак не превращается в четкую систему. Вместо ускорения работы над регламентами и доведения реформы до ее логического завершения в 2005 году было принято решение о разработке новой концепции системы контроля качества с постепенным возвратом к обязательному характеру части национальных стандартов.

Из нескольких сотен техрегламентов, которые необходимо было разработать для создания свода стандартов, принято на сегодняшний день чуть более двух десятков. В то время как по плану реформа системы контроля качества должна была завершиться к 2010 году.

Параллельно с попытками доработать нормативную базу по техрегулированию идет ужесточение штрафных санкций за нарушение требований технических регламентов. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, намеченные к принятию Госдумой в весеннюю сессию, в несколько раз увеличивают штрафы за несоблюдение техрегламентов.

В среднем штрафные санкции возрастут в 20 раз: с 50 тыс. до 1 млн руб. При этом поправки будут вводить дифференциацию меры ответственности за нарушение правил регламентов в зависимости от того, причинен вред здоровью и жизни человека или нет.

Новые веяния — в разные стороны

Сегодня даже руководители Росстандарта относятся к реформе технического регулирования 2002—2003 годов довольно критически. Оптимальным вариантом была бы преемственность системы технического регулирования — как во многих других странах, в частности в Германии, где EN были приняты еще в послевоенное время, и в них по мере необходимости вносятся корректировки.

Безусловно, постиндустриальная эпоха ведет к необходимости учитывать фактор сверхбыстрой смены технологий, которые не успевают стандартизировать. Но ведь в этом случае можно было бы использовать порядок, принятый в юриспруденции, касающийся новых типов отношений: применение норм и принципов по аналогии. К тому же сектор новейших технологий пока не так велик, чтобы ради него нужно было отменять стандартизацию для всей производственной деятельности.

В свете новых веяний новым направлением в конце первого — начале второго десятилетия XXI века стала адаптация российских норм под европейские стандарты. В апреле нынешнего года был расширен Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия в рамках Таможенного союза. Считается, что чем больше товаров включено в этот перечень, тем больше снимается барьеров в торговле.

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке с выдачей единых документов, действует с июля 2010 года. Он включает продукцию, в отношении которой на момент формирования перечня отсутствует единый технический регламент, но на которую в странах Таможенного союза установлены одинаковые обязательные требования и формы подтверждения соответствия.

Исходя из экономической целесообразности, изготовители и поставщики по своему выбору могут получать либо национальный сертификат соответствия страны назначения, либо сертификат соответствия по единой форме, принятой в Таможенном союзе.

В рамках сближения с Евросоюзом весной нынешнего года были также приняты поправки к закону о техрегулировании, предполагающие применение европейского подхода к созданию регламентов: в регламентах прописываются только общие требования безопасности продукции, а все конкретные параметры указываются в стандартах. Поправками будут введены так называемые «предварительные национальные стандарты».

Отличие этих документов от привычных национальных стандартов в том, что они вводятся временно, на определенный период, по окончании которого делается вывод о корректности и целесообразности их применения. Не исключено также, что поправки введут единую систему аккредитации.

Скорее всего, страну ждет очередная перенастройка правил оценки и контроля качества.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Рустам ЧЕРНЫЙ, управляющий партнер общества по защите прав потребителей «Паритет:

— Увы, проблемы с новыми сертификационными правилами и нормами технических регламентов коснулись всех: и бизнеса, и потребителей.

Потребителям новые правила подтверждения качества несут не только защиту от некачественного товара, но и некоторые неожиданные трудности. Здесь стоит вспомнить принятый два года назад технический регламент о безопасности колесных транспортных средств.

Этот техрегламент фактически вывел в разряд нарушителей закона владельцев машин с «кенгурятниками», установленными на передней части автомобиля для защиты от ударов веток и камней. Кроме того, были введены жесткие требования к тонировке стекол.

Тогда же почти одновременно вступил в силу пакет поправок в Кодекс об административных правонарушениях, в пять раз повысивший штраф за неправильно тонированные стекла. Многим автовладельцам пришлось выложить немалые деньги, чтобы привести машины в соответствие с новыми требованиями.

Увы, обсуждение проектов техрегламентов происходит без достаточного учета общественного мнения. Руководствуются, как правило, лоббистскими или бюрократическими интересами.