Владимир КАГАН: главная функция профессионального образования — учить учиться
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | Юрий КУЗЬМИН
Профессор кафедры педагогики и медицинской психологии Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Владимир Каган — о проблемах высшего образования в медицине и роли научной педагогики в их разрешении.
— Владимир Исаакович, не секрет, что сейчас большинство ведущих медицинских учреждений страны жалуется на качество подготовки кадров в профильных вузах. На ваш взгляд, насколько серьезна здесь ситуация и возможно ли ее как-то исправить?
— Я полностью разделяю эту точку зрения. Можно утверждать, что образование в медицине, да и вообще образование, переживает системный кризис. Более того, это граничит уже с деградацией. В образовании сейчас господствует «черный рынок»: продажа отметок, зачетов, дипломов…
Высшее образование сегодня — это все чаще «корочковое» образование, или «образование без образования». Ощущается катастрофическая нехватка в стране квалифицированных специалистов, даже в стратегически важных областях.
Сейчас доминируют административно-командные методы управления, проводимые ограниченным числом лиц, игнорирующие требования объективных законов природы образования, научной педагогики высшей школы. Царит воинствующий экономизм, подменяющий главную задачу вуза — образование — задачей зарабатывать, что превращает вуз как социальный институт в коммерческое учреждение по продаже низкокачественных образовательных услуг. Из образования убирается его святая целевая функция — воспитание целостной личности специалиста, то есть созидательной, нравственной, системно мыслящей личности. В результате возникает феномен «разрывности мышления», когда студенты и даже дипломированные специалисты не могут осознанно востребовать и использовать основные положения изучаемых в вузе дисциплин для решения целевых задач в дальнейшей учебе, профессиональной деятельности, жизни.
— Вы такие причины видите?
— Найти эту причину позволяет научная педагогика, которая является базовой наукой образования и которой я занимаюсь практически всю свою профессиональную жизнь. Эта причина, образно говоря, звучит так: открыт «ген», ответственный за системный кризис в образовании. Суть этого «гена» — отчужденность и преподавателей, и руководителей образовательных учреждений, и чиновников соответствующих ведомств от научной педагогики, от требований объективных законов образования. Конечно, в преподавательской массе есть и те, кого можно назвать учителями от Бога, но основная часть преподавательского корпуса не только не имеет педагогического образования, но и не считает его нужным, то есть, например, ученый, более того, крупный ученый в своей области, считает, что он автоматически может быть и педагогом.
— Но ведь и в советское время преподавателями вузов тоже становились специалисты, которые в большинстве своем не имели педагогического образования, хотя в то же время уровень советского высшего образования был существенно выше…
— Надо учитывать, что, во-первых, советская средняя школа была, несомненно, лучшей в мире. Выпускники, приходившие поступать в вузы, были подготовлены гораздо лучше, то есть «человеческий материал» для получения знаний был гораздо качественней, и преподавателям, соответственно, было проще. А во-вторых, и среди преподавателей, в свою очередь, было больше тех, кто приходил в высшую школу по призванию, а не для зарабатывания денег любым способом.
Но и тогда, и сейчас среди преподавательского состава доминировала позиция, которую я проиллюстрирую таким примером. Когда начали проводиться занятия по кафедре педагогики факультета повышения квалификации преподавателей Первого медицинского тогда еще института, и, кстати сказать, они получали там вполне неплохое психолого-педагогическое образование, на первой встрече обычно происходило следующее. Кто-нибудь из обучающихся говорил: «Уважаемый коллега, я с вами не могу согласиться: у меня 40 лет педагогического стажа. Как же можно утверждать, что я не педагог?» Я отвечаю: «Среди вас, безусловно, есть преподаватели от Бога, но, если речь идет о педагогическом стаже, давайте утверждать доказательно. Когда идет педагогический стаж? Когда каждое занятие, которое вы провели с самого начала вашей педагогической деятельности, анализируется: что получилось, что не получилось, а главное — почему не получилось. А такой анализ можно проводить только на основании базовой науки образования — научной педагогики. И если у вас этого процесса не было, то, по большому счету, и стаж педагогический у вас не шел». Кто-нибудь здесь опять возражал: «А вот я же стал и специалистом, и крупным ученым, и преподавателем, а учили меня те преподаватели, которые, как вы утверждаете, в большинстве своем не являлись педагогами». Я им на это: «А давайте разберемся: благодаря кому вы стали тем, кем вы являетесь: благодаря тому учебному, с позволения сказать, процессу, который вы проходили, или же вопреки ему, а благодаря себе, своему желанию учиться и познавать?» И большинство соглашались со мной. Ведь человек учится сам, а задача настоящего учителя — создать условия, при которых деятельность учащегося будет управляемой (преподавателем) и самоуправляемой (самим учащимся), и только такая управляемая деятельность самого учащегося даст ему то образование, ради которого он пришел в вуз.
— Существуют ли пути выхода из этого тупика?
— Путь один. Должна быть точка опоры, и этой точкой опоры является научная педагогика.
Решение проблемы терапии системного кризиса в высшем образовании, а также построение истинного качественного образования в высшей школе объективно существует, и это решение возможно только на основе критериев научной педагогики как естественного фундамента образования в высшей школе.
— Как же ее внедрять, и есть ли желание и стимулы ее внедрять?
— Примерно в 1975 году в Первом ММИ был совершен настоящий прорыв научной педагогики в вузовскую практику. Дело происходило следующим образом: придя в этот институт, я прошелся по аудиториям и был поражен — шло не преподавание, а просто выдача студентам информации.
— Информацию можно и в учебниках найти…
— Именно. И мало кто из преподавателей задумывался: «А что делать с этой информацией, кроме заучивания ее для сдачи экзаменов, без умения ее востребовать и использовать?» То есть существовал, и существует сейчас, культ слов, отчужденных от мыслей и действий. Господствует «автономное» изучение дисциплин. Это вообще полный абсурд: в то время как учебные дисциплины должны «коллективно работать» на цель подготовки полноценного специалиста, они «провозгласили суверенитет». Вообще, можно сказать, происходит подмена истинной педагогической деятельности ее имитацией. Есть и целый ряд других педагогических подмен, например: целостной учебной дисциплины — научной дисциплиной, или научным содержанием; формирования специалиста как целостной личности — подготовкой его лишь как «специалиста-работника»; целей изучения дисциплины — средствами их достижения, то есть механическим заучиванием и воспроизведением научного содержания дисциплины; учебной и воспитательной функции преподавателя — чисто информативной функцией. Иными словами, образование «для жизни» подменяется образованием лишь «для вуза», для сдачи экзаменов и получения «корочки».
Итак, необходимо было законы природы образования трансформировать в критерии качества педагогической деятельности и работы студента. Мы разработали единую методическую систему (ЕМС) института, которая является дидактическим стандартом управления качеством образования. Существующий государственный стандарт регулирует результат, а ЕМС имеет дело с процессом. На базе этого дидактического стандарта была создана система внедрения, начата работа по обучению преподавателей по этой системе, более того, вся система медицинского образования стала строиться на основе ЕМС, и, надо сказать, это было сделано впервые в истории высшего образования. Идеологами этой работы были проректор института по учебной работе профессор И.А. Сыченников и ваш покорный слуга, тогда доцент кафедры.
Потом приказом министра здравоохранения Б.В. Петровского система стала внедряться во всех медицинских вузах. Более того, ее стали использовать в военных академиях. А на всесоюзном совещании работников вузов в 1980 году эта работа была одобрена к внедрению и отмечена премией Госкомитета СССР по народному образованию и серебряными медалями ВДНХ.
Ну, а в дальнейшем… ушел из жизни профессор И.А. Сыченников, потом разрушился Советский Союз, и все большую роль стал играть человеческий фактор — желание не преподавать, а информировать и зарабатывать. И система стала пробуксовывать…
— Есть ли перспективы ее восстановления?
— Уверен, что есть. Сейчас, исходя из уроков первого этапа внедрения ЕМС, о котором я говорил, мною разработана новая научно-педагогическая парадигма, соответствующая научной парадигме XXI века, суть которой — сдвиг в познании, в теории и практике образования от частей к целому, от элементного — к научному педагогическому системному мышлению.
Создана новая научная концепция фундаментального профессионального образования, причем для всех вузов, не только медицинских, и стандарт ЕМС нового поколения, то есть подготовлен весь механизм работы по новой методической системе, и отрадно, что живую заинтересованность в этой работе проявляет первый проректор нашего университета академик РАМН И.Н. Денисов.
Будет, конечно, и противодействие этому процессу. Но здесь все зависит от «политической воли» руководства вуза и образовательных ведомств, а еще больше от тех, кто искренне болеет за судьбу отечественного образования, а следовательно, и за судьбу страны, чтобы реализовать главную функцию профессионального образования — «учить учиться» по законам природы образования на всех ступенях высшего и послевузовского образования, профессиональной деятельности, жизни.
Владимир Исаакович Каган родился 1 марта 1929 года, окончил физико-математический факультет Белорусского государственного университета им. В.И. Ленина, аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.
Cвой трудовой педагогический путь Владимир Исаакович начал учителем математики и физики средней школы, затем был ассистентом кафедры высшей математики Московского экономико-статистического института, ассистентом кафедры педагогики и психологии Московского заочного педагогического института, старшим научным сотрудником НИИ школ РСФСР, профессором кафедры педагогики и медицинской психологии и профессором кафедры информатики и статистики Первого московского медицинского института им. И.М. Сеченова (в настоящее время — Первый МГМУ им. И.М. Сеченова), ведущим научным сотрудником НИИ управления образования Российской академии образования.
В.И. Каган — автор идеи, теоретической разработки и внедрения концепции целостной системы обучения и первого в истории образования Дидактического научно-практического стандарта учебного заведения — Единой методической системы института. Автор более 300 актуальных публикаций.
Удостоен Премии Госкомитета СССР по народному образованию, награжден серебряными медалями ВДНХ СССР, медалью «Ветеран труда», значком «Отличник высшей школы», а также имеет благодарности Гороно, ректората МГМУ им. И.М. Сеченова и Министерства здравоохранения СССР.