Третий антимонопольный


Текст | Сергей АНТОНОВ


Федеральная антимонопольная служба представила третий пакет поправок к антимонопольному законодательству.

В середине февраля на сайте ФАС России были опубликованы законопроекты «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», подготовленные в рамках работы над «третьим антимонопольным пакетом» поправок.

В КоАП РФ, в частности, предлагается ввести несколько новых составов правонарушений. Один касается ответственности участников оптового и (или) розничного рынков электрической энергии (мощности), не занимающих доминирующего положения на соответствующем рынке, за совершение экономически и (или) технологически необоснованных действий, которые привели к значительному изменению и (или) поддержанию цен на электрическую энергию и (или) мощность. Манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках электроэнергии влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо их дисквалификацию на срок до трех лет и штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. для юридических лиц.

Другой новый состав правонарушения вводится за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения на торгах, а равно за участие в нем или осуществление недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством действий на торгах. На должностных лиц в этом случае налагается административный штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц — штраф от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов.

Расширен перечень оснований, смягчающих и отягчающих административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Это учитывается при назначении суммы штрафа. Кроме того, установлено, что административный штраф может выражаться в величине, кратной стоимости предмета торгов.

Проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», в частности, уточняет определение понятий «координация экономической деятельности», «вертикальное соглашение», «государственные или муниципальные преференции».

Кроме того, уточняются требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. Дополнены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, для повышения объективности оценки антимонопольным органом цены товара, установленной хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, законопроект предусматривает положение, в соответствии с которым цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже, торги на которой организованы с учетом антимонопольных правил. При определении монопольно высокой цены можно учитывать биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Ужесточаются требования к действиям органов власти путем введения запрета на создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектам. Установление органами власти и (или) взимание не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также дача органами власти хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) признается нарушением законодательства.

Документ также предлагает уточнить полномочия антимонопольного органа, а в ряде случаев их расширить. В частности, ФАС получает возможность предостерегать от нарушений антимонопольного законодательства, выдавать обязательные для исполнения предписания организаторам торгов, конкурсной или аукционной комиссии о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам проведения торгов и др.

Еще одна новация документа — существенное повышение пороговых значений активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок. Кроме того, вдвое повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях.