Предвыборная вице-премьера



Александр ПОЛЯНСКИЙ

Выступление вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина на Красноярском экономическом форуме оказалось неожиданно «политическим». Кудрин обрушился на собственное правительство, а значит, косвенно на Владимира Путина, за завышенные социальные обязательства и повышение налогов на бизнес. И, уже без иносказаний, раскритиковал Дмитрия Медведева за планы существенно увеличить расходы на перевооружение армии. Кудрин также подверг сомнению курс, по которому движется страна: по его мнению, этот курс — отступление от реформ 90-х. (Интересно, что в официальной редакции выступления на сайте Минфина все острые углы сглажены, реальные акценты приводятся в репортажах деловых изданий.)

Одни наблюдатели посчитали, что выступление — симптом скорой отставки вице-премьера. Так же, как критические высказывания Евгения Примакова, предшествовавшие его уходу с поста президента Торгово-промышленной палаты. То есть Кудрину, считают сторонники этой версии, уже нечего терять, поэтому он и осмелел.

Однако в период еще не закончившегося кризиса позиции министра финансов — «спасителя Отечества»: создателя Стабфонда, благодаря которому страна и элита не «упали», сильны как никогда. Если до кризиса многие критиковали прижимистость Кудрина и его консерватизм в оценке перспектив цены на нефть, то с началом кризиса на это мало кто решался.

Другие наблюдатели, например «придворный» политолог Глеб Павловский, в последнее время ведущий солист хора сторонников второго срока Медведева, интерпретировали выступление Кудрина как открытую поддержку курса президента.

Но вспомним: президент довольно резко критиковал министра. И Кудрин — фигура явно не круга Медведева: у Дмитрия Анатольевича наверняка есть свои кандидаты в министры финансов.

Вряд ли Алексей Леонидович может сменить президентское раздражение по поводу своей персоны на милость либеральными речами, в которых и сам Медведев силен, тем более речами, содержащими прямые нападки на главу государства.

Представляется, что Кудрин ближе к Путину, чем к Медведеву. Вспомним: очень часто в своих публичных выступлениях, посвященных экономике, Владимир Путин практически цитирует своего министра. Его доверие к Кудрину очевидно велико. Ведь даже резкая критика Алексея Кудрина боссами партии «Единая Россия» и его ответная критика этой партии не привели к сколь-нибудь заметному ослаблению позиций «казначея».

Больше похоже на то, что выступление Кудрина — попытка позиционирования в предвыборный период, который открыл много новых степеней свободы. Вопреки рассуждениям об управляемости политических процессов в сегодняшней России, в руководстве страны обострились противоречия. Этим и решили воспользоваться политические группы, претендующие на более серьезное влияние.

Кудрин связан с группой реформаторов гайдаровско-чубайсовского призыва, когда-то ставшей основой «Демократического выбора России» и Союза правых сил. Представляется, что выступление Алексея Кудрина — мягкий манифест когорты реформаторов 90-х годов, которые стремятся вернуться как политическое движение. Кстати, параллельно произошла активизация в публичном пространстве других представителей этого круга: Анатолия Чубайса, Владимира Мау, Алексея Улюкаева…

Если гипотеза верна, следует ожидать попытку реинкарнации правой партии. А также активизацию групп на других флангах политического пространства и внутри «Единой России». Скорее всего, 2011 год станет годом массового политического позиционирования. Выступление Кудрина лишь открыло сезон этого политического театра. Настоящие премьеры на его сцене впереди.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте