Курс на фронтальный рост


Текст | Иван САВЕЛЬЕВ


В течение нескольких лет, после завершения приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в стране действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, по реализации которой проводится ежегодный мониторинг с соответствующей корректировкой. Во многом именно программа создала условия для продолжения развития сельского хозяйства в период кризиса.

Программа, как говорится в преамбуле к документу, призвана создать необходимые условия как для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве и на сельских территориях, так и содействовать реализации целей социально-экономического развития страны в период до 2012 года.

Она ставит следующие главные цели:

• устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

• повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития его приоритетных подотраслей;

• сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Основные задачи госпрограммы:

• создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и улучшения жилищных условий, повышение обеспечения сельского населения питьевой водой и природным газом;

• улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства на основе сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения, участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики;

• обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства;

• повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет расширения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам и повышения удельного веса застрахованных посевных площадей;

• совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в условиях сглаживания сезонных колебаний цен, повышения доли российских продовольственных товаров в розничной торговле этими товарами.

Перезимовали кризис

В период экономического кризиса в сельском хозяйстве не наблюдалось падения производства, в отличие от других отраслей российской экономики. Эксперты связывают это именно с госпрограммой, наследовавшей приоритетному национальному проекту «Развитие АПК».

Даже в трудном 2009 году выросла производительность труда в отрасли — она составила 104% по отношению к 2008 году. Однако кризис негативно сказался на ряде макроэкономических показателей.

Прибыль сельскохозяйственных организаций, по данным бухгалтерской отчетности Минсельхоза России, за 2009 год составила 83,6 млрд руб., а рентабельность их деятельности снизилась с 15,3 до 9,7%.

Положительные результаты достигнуты в производстве мяса и мясопродуктов, почти на 15% снизился импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Это связывают с эффектом импортозамещения.

При этом в период кризиса экспорт отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия был наивысшим за все предшествующие годы вследствие значительного увеличения экспорта зерна в период кризиса.

Акцент — на базовые условия

Центральное место в аграрной политике занимает создание общих условий функционирования сельского хозяйства. Госпрограмма предусматривает реализацию комплекса следующих мероприятий:

• поддержание почвенного плодородия;

• создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;

• оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

• участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики.

Реализуется Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2012 года», согласно ей предусматривается выделение бюджетных средств на строительство и реконструкцию крупных водохозяйственных сооружений, восстановление прочих объектов мелиорации, а также на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, которые осуществлялись в соответствии с целевой программой «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008—2010 годы)» (ЕСИО АПК). Функциональные возможности, предоставляемые ЕСИО АПК, использовало подавляющее большинство региональных органов управления АПК.

С рядом субъектов РФ заключены дополнительные соглашения по реализации Государственной программы в части исполнения ЕСИО АПК.

ЕСИО АПК представляет собой территориально распределенную многоуровневую структуру, охватывающую муниципальные образования, субъекты РФ, органы управления АПК и состоит из четырех взаимосвязанных систем:

• информационно-телекоммуникационной системы АПК России;

• автоматизированной информационной системы Минсельхоза России;

• системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

В рамках этой системы Минсельхоз России продолжает создание системы дистанционного мониторинга земель. Система позволяет получить новые возможности для объективного решения следующих задач:

• определять целевое использование земель сельскохозяйственного назначения;

• оценивать изменение площади пахотных земель, площадь посевов, в том числе определять виды сельскохозяйственных культур;

• в режиме реального времени следить за темпами обработки земель и ходом уборки урожая;

• следить за фитосанитарной обстановкой;

• выявлять и прогнозировать процессы деградации земель и неблагоприятные экологические явления (засухи, заморозки и т.п.);

• оценивать и прогнозировать урожайность сельскохозяйственных культур как по территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Немаловажное направление — реализация мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовке специалистов для сельского хозяйства. Эти меры позволят расширить доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, повысить качество переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.

Большая роль отводится участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики, которая направлена на решение следующих задач:

• согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ;

• создание условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

Согласно национальному отчету о реализации госпрограммы за 2009 год, структурными подразделениями Минсельхоза России на постоянной основе осуществляется взаимодействие с 45 отраслевыми союзами (ассоциациями), с которыми были заключены соглашения о взаимодействии по реализации программы.

Союзы (ассоциации) привлекаются к разработке тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и методических разработок. Так, по тематике, предложенной союзами (ассоциациями), проведены исследования и подготовлены методические разработки на общую сумму 168,7 млн руб., в том числе разработаны методические рекомендации на сумму 93,1 млн руб., профинансированы научно-исследовательские разработки на сумму 75,6 млн руб.

Они, являясь аккумулирующими структурами в соответствующих отраслях, осуществляют обобщение и распространение материалов научных исследований и передовой практики по направлениям сферы деятельности, что является перспективным направлением для оптимизации сотрудничества государства, науки и союзов (ассоциаций) в сфере внедрения актуальных разработок в области агропромышленного комплекса.

От общего — к подотраслям

Важнейшее место в программе занимает развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего конкурентоспособных на внутреннем и международном рынке.

В частности, в животноводстве в качестве приоритетов определено производство мяса и молока. Также в качестве приоритетов намечено наращивание поголовья в таких отраслях животноводства, как оленеводство, табунное коневодство, овцеводство и козоводство.

Росту объемов производства продукции животноводства способствовала реализация отраслевых целевых программ «Развитие мясного скотоводства России на 2009—2012 годы» и «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации в 2009—2012 годы», а также принятие отраслевых программ:

• «Развитие свиноводства в Российской Федерации на 2010—2012 годы», целью которой является обеспечение импортозамещения свинины на отечественном рынке;

• «Развитие первичной переработки скота на 2010—2012 годы», предусматривающая создание современных комплексов по убою скота с целью производства товарного мяса отечественного производства.

В 2009 году произведено скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий 9948 тыс. т, что на 6,6% больше, чем в предыдущем году, и на 4,5% выше объема, запланированного государственной программой.

Свои обязательства по реализации показателей государственной программы по увеличению производства мяса выполнили 40 субъектов РФ. Увеличили производство скота и птицы на убой по сравнению с предыдущим годом 68 субъектов РФ, снизили — 13 субъектов.

Наращивание производства мяса, начатое с принятием приоритетного национального проекта в 2006 году, происходит в основном за счет сельскохозяйственных организаций. По сравнению с 2005 годом они увеличили производство на 1989 тыс. т (на 57,3%). За этот период в фермерских хозяйствах производство скота и птицы на убой возросло на 129 тыс. т (66,0%), в хозяйствах населения — на 104 тыс. т (2,6%).

В результате неравномерного развития отдельных форм хозяйствования структура производства скота и птицы на убой по категориям хозяйств изменилась. Доля сельскохозяйственных организаций увеличилась с 44,9% в 2005 году до 54,8%, доля фермерских хозяйств — с 2,5% до 3,3%. Удельный вес хозяйств населения в общем объеме производства скота и птицы на убой снизился на 10,7%, но по-прежнему остается высоким (41,9%).

В птицеводстве сложились самые высокие темпы прироста производства птицы на убой, которые за 2009 год составили 444 тыс. т, или 14,7%, по сравнению с 2008 годом. За два года реализации государственной программы производство мяса птицы возросло на 30,8%, а с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» — на 76,0%.

Основными производителями птицы на убой являются сельскохозяйственные организации, на долю которых приходится почти 90% производства. В 66 субъектах РФ производство птицы на убой в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось, в 14 субъектах — снизилось. Основной объем прироста птицы на убой получен в хозяйствах всех категорий Белгородской, Воронежской, Новгородской, Волгоградской, Ростовской и Челябинской областей, Республики Татарстан, Ставропольского и Алтайского краев. Ими обеспечено 63,9% всего прироста в стране.

В бройлерном птицеводстве в 2009 году введен 61 объект (в 2008 году — 85 объектов), в том числе за счет нового строительства — 17 (в 2008 году — 22), реконструировано и модернизировано 44 объекта (в 2008 году — 63). Современное бройлерное и яичное производство представлено высокотехнологичными птицефабриками, использующими современные ресурсосберегающие технологии и высокопродуктивные кроссы. Яйценоскость одной курицы-несушки составляет 305 штук яиц, среднесуточный привес бройлеров — 45 г.

Высокие показатели сохраняются в свиноводстве. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом производство свиней на убой возросло в хозяйствах всех категорий на 8,7%, за два года реализации программы — на 13,3%, с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» — на 40,0% (относительно 2005 года).

В сельскохозяйственных организациях производство свиней на убой увеличилось в 2008 году на 14,1% по сравнению с предыдущим годом, а в 2009 году — на 20,8%. В 2009 году производство свиней на убой увеличилось только в крупнотоварном производстве, в хозяйствах населения осталось без изменения, в фермерских хозяйствах сократилось на 2,2%. Такое положение, по мнению экспертов, складывается потому, что в реализации отраслевой программы по свиноводству участвуют только крупные свиноводческие комплексы, модель мелкотоварного производства на основе кооперации не получила своего развития.

Основной прирост производства свинины получен за счет созданных мощностей промышленного типа. В отрасли продолжается строительство новых комплексов, техническая и технологическая модернизация производства. В 2009 году реконструировано и построено 64 комплекса (в 2008 году — 162 комплекса).

Восстановление свиноводства по отдельным субъектам РФ происходит крайне неравномерно. Основной прирост приходится на Белгородскую, Воронежскую, Липецкую, Ростовскую и Саратовскую области. Продолжается сокращение поголовья свиней более чем в двух десятках субъектах Федерации. Наибольшее снижение поголовья свиней в 2009 году было отмечено в Тверской, Смоленской, Ярославской, Ростовской областях и Ставропольском крае.

Если в птицеводстве и свиноводстве сохранялись высокие темпы роста, то в молочно-мясном скотоводстве преодолеть отставание пока не удалось.

Изменение структуры производства в животноводстве соответствует тому, что есть в экономически развитых странах. В экономически развитых странах в структуре производства и потребления преобладают скороспелые виды мяса: свинина и мясо птицы.

Чтобы выйти на показатели самообеспеченности мясными продуктами в соответствии с принятой Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, необходимо наращивать производство во всех отраслях мясного подкомплекса.

При сохранении темпов прироста продукции в птицеводстве и свиноводстве, предусмотренных соответствующими отраслевыми программами Минсельхоза России, можно удовлетворить основные потребности в мясе птицы к 2013 году, а в свинине к 2015 году.

Для того чтобы преодолеть тенденцию сокращения производства мяса крупного рогатого скота, нужны крупномасштабные долгосрочные программы и проекты, обеспечивающие проведение комплексных мероприятий, которые потребуют значительного увеличения финансирования из бюджетов всех уровней. Производство говядины в стране на 98% базируется на выращивании скота молочных и комбинированных пород.

Развитие мясного скотоводства является одним из перспективных направлений увеличения производства высококачественной говядины. Для создания специализированного мясного скотоводства Россия, по мнению экспертов, располагает определенными потенциальными возможностями: наличием естественных кормовых угодий, апробированной в некоторых регионах страны малозатратной интенсивно-пастбищной технологии мясного скотоводства, имеющимися ресурсами маточного поголовья мясных пород для формирования новых ферм племенного и товарного назначения.

С целью создания экономических условий для формирования отрасли мясного скотоводства принята отраслевая программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009—2012 годы». В ее рамках реализуются 22 региональные программы. В 16 субъектах РФ, реализующих программы, целевые показатели выполнены в полном объеме. Общий прирост производства говядины от скота мясных пород составил 26,8 тыс. т, или 123,2% по отношению к запланированным объемам.

Рост производства молока также имеет место, хотя и несколько отстает от целевых показателей. Потери в производстве молока, связанные с сокращением поголовья коров более чем в 50 субъектах РФ, компенсировались за счет роста продуктивности в сельскохозяйственных организациях, который был обеспечен почти в 70 субъектах РФ, где было отмечено качественное обновление стада. Значительный прирост молока отмечался в республиках Башкортостан и Татарстан, Саратовской области и Краснодарском крае.

Постепенно происходит увеличение продуктивности молочного крупного рогатого скота на фоне продолжающейся многолетней тенденции к сокращению поголовья, что свидетельствует о качественном изменении породного состава стада и повышении эффективности его использования. Сложившаяся тенденция сокращения поголовья коров не преодолена. Поголовье коров увеличилось только в фермерских хозяйствах.

В целях преодоления отставания в производстве молока от целевых показателей государственной программы по молочному животноводству была увеличена государственная поддержка в рамках отраслевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009—2012 годы».

Министерством сельского хозяйства РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ были приняты меры по стабилизации ситуации на молочном рынке. Повышены ставки ввозных таможенных пошлин на сухое молоко и сливочное масло, твердые сыры, тропические масла — заменители жиров животного происхождения. В период кризиса были внесены изменения в баланс Союзного государства с Республикой Беларусь по молоку и молокопродуктам, предусматривающие снижение объемов поставок сухого молока. Эти меры позволили приостановить резкое падение производства молока.

С 2009 года реализуется отраслевая программа «Развитие пилотных семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009—2012 годы», целью которой является развитие семейных молочных ферм и переработка молока на кооперативной основе.

Первые проекты были запущены в Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Ленинградской, Амурской областях, Ставропольском крае, Республике Мордовия, Удмуртской Республике. Из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок было выделено 100 млн руб.

Создание семейных молочных ферм способствовало увеличению объемов производства отечественного молока, повышению рентабельности, внедрению передового опыта организации молочного животноводства и повышению конкуренции на региональном уровне.

Положительный опыт, полученный в процессе реализации программы в Белгородской области, Республике Татарстан и некоторых других регионах, следует распространять на другие субъекты РФ с развитым мелкотоварным производством молока.

Несмотря на положительную тенденцию развития производства молока за последние годы, ряд регионов продолжают снижать его объемы.

Так, в десяти регионах, традиционно занимающихся молочным животноводством, за последние четыре года допущено снижение объемов производства молока более чем на 600 тыс. т. Из них более чем на 100 тыс. т снизили производство молока Московская и Кировская области.

Несмотря на рост продуктивности животных значительное снижение поголовья коров является основным фактором, негативно влияющим на производство молока. В этих десяти регионах за последние годы снижение поголовья продуктивных животных составило около 280 тыс. голов. В Рязанской и Кировской областях поголовье коров снизилось более чем на 40 тыс.; в Московской, Тверской областях и Пермском крае — более чем на 30 тыс.

Кроме того, не полностью реализуется потенциал продуктивности животных разводимых пород, составляющий не менее 5000 кг молока, о чем свидетельствуют уровень средних удоев по регионам. Так, в Брянской области и Республике Коми продуктивность животных незначительно превышает показатель 3500 кг молока на корову.

Приведенные показатели свидетельствуют о существенных издержках в кормлении молочного скота, отсутствии полнорационных кормов, способных обеспечить реализацию имеющегося потенциала продуктивности.

Кроме того, недостаточно активно внедряются современные технологии производства молока, базирующиеся на высоком уровне механизации и автоматизации производственных процессов, оказывающих влияние не только на объемы производства данной продукции, но и ее качество. Низкое качество производимого молока является основной причиной невысоких закупочных цен перерабатывающими предприятиями, определяющее уровень рентабельности производства сырого молока.

Для изменения данной ситуации в вышеуказанных регионах и повышения ответственности исполнительных органов власти субъектов РФ за реализацию мероприятий государственной программы предлагается включить в систему оценки деятельности руководителей субъектов РФ критерии выполнения ключевых индикаторов государственной программы в соответствующем субъекте РФ.

Важнейшее место в государственной программе отводится мероприятиям по формированию племенной базы, включающей в себя меры по увеличению производства высококачественной племенной продукции и стимулированию селекционной работы. Во многие субъекты РФ завозится мясной скот интенсивных пород, таких как абердин-ангусская, лимузин, шароле.

Продолжается строительство и модернизация объектов молочного животноводства. За 2009 год введено и модернизировано 249 объектов, на которых дополнительно получено 190 тыс. т молока. В 2010 году реализованы 385 проектов строительства новых и модернизации действующих объектов молочного животноводства. Проводимый в последние годы курс на модернизацию молочного скотоводства, обновление стада и строительство новых современных ферм способствовал росту продуктивности скота.

Решение проблемы производства молока и говядины требует дополнительных долгосрочных мероприятий. Отличие крупного скотоводства от скороспелых отраслей состоит в том, что молочно-мясные фермы требуют более длительных сроков для полного освоения их производственных мощностей и создания гарантированной кормовой базы. Окупаемость вложений невысокая. Скотоводство имеет повсеместное распространение, концентрация производства небольшая по сравнению с птицеводством или свиноводством.

Развитие скотоводства влияет не только на обеспечение страны мясо-молочной продукцией, но и в значительной мере на обеспеченность занятости населения. Восстановление молочного скотоводства на инновационной основе, развитие мясного скотоводства, создание современных перерабатывающих предприятий на условиях кооперации в каждом муниципальном районе позволят решить сразу несколько социально-экономических проблем: снабжение населения продовольствием собственного производства, сбыт продукции, занятость населения.

Создание сети специализированных мясных ферм в различных зонах страны требует на первом этапе дополнительных затрат, связанных с освоением технологий выращивания мясного скота. Важная задача на ближайшие годы — восстановление ранее действующих площадок и комплексов по откорму крупного рогатого скота. Чтобы перейти от точечной модернизации ферм к массовой, нужны новые механизмы инвестирования и инновационная инфраструктура.

Для решения задач по развитию молочного скотоводства и созданию, практически заново, специализированного мясного скотоводства требуются большие вложения в кормопроизводство. Если производство зерна в стране значительно возросло, то сложившиеся тенденции к сокращению посевов кормовых культур продолжаются.

Необходимо провести научное обоснование рационального размещения отрасли с учетом введения в оборот выбывших площадей сельхозугодий, прежде всего наиболее ценных, мелиорируемых (около 2 млн га орошаемых земель, ранее используемых преимущественно для производства кормов, не орошается).

Для модернизации десятков тысяч хозяйств нужны дополнительные вложения в развитие новых организационных структур по типу агропромпарков, организуемых в настоящее время для развития фермерских хозяйств.

Что касается таких отраслей, как свиноводство и птицеводство, то они хорошо прореагировали на положительные изменения в экономических условиях функционирования. В результате реализации мероприятий государственной программы сложилась уникальная ситуация для того, чтобы в ближайшие годы обеспечить потребности страны в мясе птицы и свинины.

Растениеводство нуждается в защите

Основные мероприятия программы в сфере растениеводства направлены на производство высококачественного семенного материала, развитие производства льна и рапса, закладку многолетних насаждений, расширение собственной кормовой базы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в период кризиса серьезно не снизился. Одним из самых серьезных испытаний и в 2009-м, и в 2010 годах стала засуха, которая оказала основное негативное влияние на развитие отрасли.

В выступлении на Всероссийском агрономическом совещании министр сельского хозяйства России Елена Скрынник отметила: «В 2010 году засухе подверглось около 45 млн га посевов в 43 регионах, из которых погибло более 13 млн га». В связи с этим стратегической задачей для отрасли является, по ее словам, проведение ярового сева на площади 49 млн 800 тыс. га, в том числе зерновых — не менее 30 млн га. При благоприятных природно-климатических условиях это позволит получить урожай зерновых на уровне 85 млн т, восстановить объемы производства картофеля, сахарной свеклы, кормов для животноводства, сохранить рост производства мяса скота и птицы, а также обеспечить стабильное развитие агропродовольственного рынка.

Особое внимание в госпрограмме уделено элитному семеноводству. Государственной программой определены следующие задачи: увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно обоснованной нормы и обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.

В результате решения поставленных задач удельный вес площадей, засеваемых элитными семенами, увеличен с 7% от общей площади посевов в 2007 году до 9,2% в 2008 году и до 10% в 2009 году.

Целью осуществления мероприятий по льноводству является создание отечественной конкурентоспособной сырьевой базы. Намечено увеличить производство льноволокна с 47,5 тыс. т в 2007 году до 120 тыс. т в 2012 году.

Для реализации мероприятий Государственной программы по созданию отечественной сырьевой базы производства льнопродукции была разработана ведомственная целевая программа «Развитие льняного комплекса России на 2008—2010 годы». В 2009 году выполнение целевого индикатора по валовому сбору льноволокна составило 68,2%, в 2009 году — 60,8%. По производству семян льна-долгунца соответственно 25,1% и 25,2%.

Государственной программой предусмотрено предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета для производителей льнопродукции на приобретение элитных семян и на производство льноволокна (соломки и льнотресты). Кроме того, предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на приобретение современной сельскохозяйственной техники и нового высокотехнологического оборудования для предприятий по первичной обработке льна.

Основная часть посевов льна сосредоточена в депрессивных сельскохозяйственных регионах. Дотационные регионы из-за отсутствия финансовых средств в бюджете не в состоянии выделять субсидии сельхозтоваропроизводителям на приобретение средств химизации и новой техники и технологического оборудования для развития этой подотрасли. Такая ситуация сложилась в основных льнопроизводящих субъектах РФ (Ивановская, Псковская, Костромская, Новгородская, Кировская области).

Для увеличения рапса была разработана ведомственная целевая программа «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008—2010 годы». Предусмотрено финансирование из федерального бюджета следующих мероприятий: субсидии на уплату процентов по привлеченным кредитам, компенсация части затрат на приобретение средств химизации, субсидирование части затрат на приобретение элитных семян, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

В государственной программе предусмотрено увеличить площади под рапсом с 658 тыс. га в 2007 году до 2000 тыс. га в 2012 году, а валовой сбор семян — с 630 тыс. т до 3000 тыс. т. В 2009 году произведено семян рапса 667 тыс. т (51,3% от плана), посеяно 688 тыс. га (68,8% от плана). План по урожайности рапса выполнен на 92,3%.

Ведомственная целевая программа предусматривала увеличение производства маслосемян рапса с учетом использования урожая для производства биотоплива, поэтому в ней изначально закладывались завышенные целевые индикаторы. Однако это направление до настоящего времени развития не получило, а на пищевые цели в России традиционно используется подсолнечное масло. Вследствие этого наметились проблемы со сбытом маслосемян, и сельхозтоваропроизводители начали массово отказываться от посевов этой культуры.

Кроме того, изношенная материально-техническая база мелких и средних хозяйств (техника для посева и уборки, сортировальное и сушильное оборудование) не позволяет массово сеять рапс, а крупные холдинги и хозяйства предпочитают возделывать подсолнечник и сахарную свеклу.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера направлена на создание собственной кормовой базы для развития животноводства и увеличения производства продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях.

Для этих целей государственной программой предусмотрено выделение субсидий на завоз семян для выращивания однолетних и многолетних трав, зерновых и зернобобовых культур.

Государственной программой предусмотрена закладка многолетних плодово-ягодных насаждений — в 2009 году площади составили 8,7 тыс. га.

С целью стимулирования закладки многолетних плодово-ягодных насаждений государственной программой было предусмотрено выделение субсидий из федерального бюджета на эти цели.

Выполнение мероприятия позволило остановить снижение площадей под молодыми насаждениями. За последние три года площадь под молодыми многолетними насаждениями в хозяйствах всех категорий стабилизировались на уровне 94 тыс. га, в том числе 41 тыс. га в садоводческих хозяйствах.

Закладка многолетних насаждений в крупных садоводческих хозяйствах достигла своего предела. Резерв свободных площадей, пригодных для закладки садов, практически исчерпан. Для увеличения площади закладки многолетних насаждений необходимо активно проводить раскорчевку старых непродуктивных садов.

В реализации госпрограммы еще много нерешенных проблем, и без их решения российское сельское хозяйство не сможет стать локомотивом развития экономики.