Владимир АЛЕКСЕЙЦЕВ: пора создавать онлайн-экономику


Текст | Николай ВАСИЛЬЕВ
Фото | компания «ЭКСТЕРРА»


Генеральный директор специализирующейся на инноватике екатеринбургской компании «ЭКСТЕРРА» Владимир Алексейцев убежден, что инновационный процесс в стране ограничивается неразвитостью информационной инфраструктуры. Поэтому компания выступила инициатором создания информационной системы «Федерация» — по мысли разработчиков, комплексного инструмента модернизации российской экономики.

— Владимир, мы знаем, что значительный интерес к вашей системе возник в «Сколково»…

— Да, мы направляли руководству Сколковского проекта наши материалы, они были рассмотрены, состоялась встреча с уполномоченными лицами, достигнуты договоренности о сотрудничестве, в том числе по готовым нашим разработкам: у фирмы «ЭКСТЕРРА» и ее партнеров большая база наработок в области геоинформационных технологий, систем 3D-моделирования объектов и процессов предприятий и организаций.

Формирование же глобальной информационной среды, создание системы «Федерация» также вызвало интерес, но это не совсем тема «Сколково».

— Это тема государства как такового?

— Конечно. Это инфраструктурный, государственный проект, хотя он и предполагает привлечение широкого круга коммерческих структур. Система «Федерация» предназначена для оказания услуг всем участникам рынка.

Инициатива создания общероссийской информационной системы, которую мы определяем в качестве комплексного инструмента модернизации российской экономики, связана вот с чем. Работая в сфере инноватики, мы столкнулись с проблемой: многие субъекты инновационной деятельности «изобретают велосипед».

— Создают то, что уже создано другими?

— Да, причем вынуждены это делать, так как сталкиваются с трудностями в доступе к уже полученным знаниям.

Какую бы тему мы ни рассматривали — от создания новых видов материалов до энергоэффективности — при правильно поставленном поиске обнаружим не один десяток готовых решений, которые достаточно только внедрить. Но существующие информационные системы не позволяют этого делать.

К тому же инновации зачастую создаются даже не институтами и фирмами, а небольшими группами и отдельными исследователями. Масса случаев, когда такие группы и исследователи делали то, что не мог сделать целый институт. При существующей же информационной инфраструктуре мы можем искать и получать информацию только о крупных институтах и фирмах — отдельные разработчики, инноваторы «не видны».

Кроме того, возможности центров поддержки инноваций без единой информационной среды крайне ограниченны.

Немного о «технологической» предыстории системы «Федерация». Для задач развития Свердловской области мы разрабатывали систему «Регион». Это геоинформационная система, объединяющая информационные ресурсы министерств, ведомств, предприятий, организаций и предоставляющая доступ к информации через сеть Интернет.

При развитии системы выяснилось, во-первых, что она может применяться для решения более широкого круга задач поддержки управления в регионе, развития инноваций, социально-экономического развития. А во-вторых, эта система может быть использована на уровне более высоком, чем субъект Федерации: в масштабах федерального округа и Федерации в целом. Тем более что ряд задач был выполнен на базе этой идеологии уже в интересах полпредства президента России в УрФО.

Убедиться в этом позволило участие компании в ряде крупных общероссийских конгрессов, где мы показывали наши решения.

Сегодня в стране необходимо создать инновационную, умную экономику, информационное общество. Современные инструменты работы с информацией уже широко распространены. Но с самой информацией возникают проблемы: информационная среда, в которой генерируется актуальная и достоверная информация, в стране не создана. А она остро необходима и для технологического, и для социально-экономического развития.

Для каждого участника рынка важно знать точку, в которой он находится. В сегодняшних условиях, особенно в соответствии с требованиями модернизации, менеджер бизнес-структуры, сотрудник того или иного государственного органа должны иметь возможность в реальном времени получать достоверную информацию обо всех процессах. По сути дела, речь идет об онлайн-экономике, онлайн-управлении…

Трудно вести экономическую деятельность, опираясь на данные статистики: мы получаем эти данные с большим временным лагом! Сложно ориентироваться также на экспертные оценки: они также приходят с лагом, пусть и существенно меньшим. Требование времени — буквально видеть процессы, отслеживать картину происходящего в хозяйственных системах. Для этого имеется широкий спектр технических возможностей.

Немало информации уже собрано. Именно поэтому важно единое понимание информационной среды, интеграция информационных ресурсов, максимальная открытость той информации, которая не связана с государственной или коммерческой тайной.

Сегодня каждое министерство, ведомство или регион пытаются развивать собственную информационную систему, не сопрягая ее с другими. И зачастую понятия не имеют о том, какой информацией располагают коллеги. Работа по направлениям получения знаний часто ведется параллельно. А те знания, что получены, используются локально — а значит, неэффективно.

Информационная раздробленность непродуктивна и с управленческой точки зрения, и с точки зрения тенденций развития глобальной экономики, в которой главным информационным принципом является открытость, доступность и возможности обмена информацией между самыми разными источниками.

— Информационная политика, правила работы с информацией нуждаются в законодательной регламентации?

— Да. Нужно единое понимание структуры информации: кто какой информацией располагает.

Требуется единая идеология информационной системы, единые правила. Должен быть обеспечен доступ к информационным ресурсам максимально широкому кругу физических и юридических лиц.

— Какова концепция системы «Федерация»?

— В рамках этой системы каждый объект, элемент хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации описывается по содержанию, а также в соответствии со своими горизонтальными и вертикальными связями. Нужно четко понимать, что это за объект, какая информация им аккумулируется, как объект участвует в общехозяйственном обороте, какая информация о нем необходима. Данные об объектах накладываются на сведения, касающиеся создания научно-технического потенциала, характера размещения производительных сил, людских ресурсов, расселения и миграции, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Информация структурируется по пяти основным показателям: регионы, отрасли, программы, инвестиции и инновации, социально-экономическое развитие.

Процесс развития будет выглядеть так: формулируются приоритеты развития страны, очерчиваются знания, которые необходимы для реализации этих приоритетов, осуществляется поиск баз, где мы можем взять разработки, необходимые для развития — вне зависимости от ведомственной принадлежности этих баз, выявляются наиболее подходящие разработки, внедряются и тиражируются.

— Какие возможности предоставляет система «Федерация» для региональных и федеральных органов власти?

— Региональный модуль системы «Федерация» — основа выработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов, и территориального планирования, и текущих планов развития.

Администрация региона может моделировать развитие, вводя те или иные данные, например по объему промышленного производства, и смотреть, как эти новые вводные данные преломляются в процессе, и как это повлияет на выходные данные хозяйственной системы региона.

И любой федеральный проект может с помощью системы «Федерация» координироваться в реальном времени, на основе принципов открытости, прозрачности, управляемости.

— Система «Федерация» должна быть создана при активном участии государства?

— Да. Речь не о том, чтобы государство подменяло собой рыночные институты и финансировало инновационную деятельность как таковую: инновации интересны тогда, когда востребованы рынком. Мы говорим о единых правилах, условиях, инфраструктуре информационного обеспечения, которой смогут пользоваться все участники рынка. О единой идеологии, за которой должен стоять методологический центр, облеченный государственными полномочиями.

Сегодня очень важно выделить пилотный регион для начала реализации системы — мы, конечно, выступаем за то, чтобы им стала Свердловская область, построить систему в нем в полном объеме, а потом масштабировать и тиражировать этот опыт.

— Какова реакция на вашу инициативу со стороны государственных органов, ответственных за информатизацию и инновации?

— С одной стороны, есть внимание к проблеме. Программа создания инфраструктуры пространственных данных в масштабах страны включена в ФЦП по развитию информационного общества.

С другой — темпы рассмотрения наших предложений довольно низкие, и очень много ведомственных противоречий. Ни одно министерство не готово выйти сегодня за свои ведомственные рамки. Поэтому решение о создании такой системы должно приниматься на более высоком уровне — правительственном, президентском…

Именно на этом уровне должен быть сформулирован четкий приоритет в отношении информационной инфраструктуры экономического развития, приняты нормативные акты, инициированы соответствующие программы, «расписаны» по министерствам.

Мы видим систему «Федерация» как открытую информационную систему, в которой обеспечивается тесное взаимодействие органов государственной власти разных уровней, организаций, занимающихся геоинформатикой, фирм, специализирующихся на информационных технологиях, АСУ ТП, научных и образовательных организаций. Подробная программа реализации системы у нас имеется. Надеемся, старт работам по созданию системы будет дан уже в ближайшие месяцы — потому что время не ждет: модернизация нашей экономики, адаптация к условиям глобального развития задачи не терпят проволочек.


Владимир Юрьевич Алексейцев, генеральный директор компании «ЭКСТЕРРА»

Родился 10 октября 1972 года в Екатеринбурге. В 1994 году окончил Уральский государственный технический университет, а в 1998 году — Уральский государственный экономический университет.

С 1994 по 2001 год работал в Главном управлении Банка России по Свердловской области где с должности ревизора вырос до начальника управления эмисионно-кассовой работы. Руководил постановкой задач, разработкой и внедрением новых технологий автоматизации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях Банка России.

С 2001 по 2009 год работал в команде ООО «Фирма ДАТА-ЦЕНТР» — одной из ведущих российских компаний по промышленной автоматизации — прошел путь от начальника управления банковских технологий до коммерческого директора. За это время получил уникальный опыт руководящей работы по реализации крупных проектов в различных отраслях промышленности, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, международного сотрудничества по внедрению инновационных технологий. Неоднократно представлял компанию и ее достижения на крупнейших европейских выставках (CeBit, Hannover Messe).

В 2009 году создал компанию «ЭКСТЕРРА» с целью развития инновационного бизнеса в России и оказания предприятиям консультационных услуг по реализации крупных высокотехнологичных коммерческих и государственных проектов, а также привлечения инвестиций в инновационные проекты и трансфера инновационных технологий. Область деятельности компании «ЭКСТЕРРА» — разработка концепций проектов, интеграция технологических решений, продвижение интеллектуальных продуктов на рынке.

В 2010 году стал президентом Ассоциации бизнеса инноваций и одним из ее учредителей.

Аспирант Уральского государственного экономического университета.