Послание будущим поколениям

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Программы, предложенные Дмитрием Медведевым в послании Федеральному собранию — 2010, выходят далеко за рамки действующей президентской легислатуры.

Прежде всего, президент Дмитрий Медведев позиционировал свое новое послание как развитие «стратегического» послания прошлого года.

Экономика в порядке

Начал свою речь президент с оценки текущей ситуации в экономике. Он заметил, что экономическое положение в России стабилизировалось — в 2010 году будет четырехпроцентный рост. И несмотря на сложности в связи с летними лесными пожарами, нанесшими удар сельскому хозяйству и подстегнувшими инфляцию, макроэкономические параметры удалось удержать в приемлемых рамках.

Официальная численность безработных сократилась с 7 млн до 5 млн человек. Размер суверенного долга, по словам Медведева, минимален. Уровень международных резервов России — $0,5 трлн, что существенно выше, чем в конце 2008 года.

«После беспрецедентных по своим масштабам антикризисных мер мы переходим к более сбалансированной бюджетной политике», — заявил глава государства. И в этой связи ключевой вопрос — снижение бюджетного дефицита.

Социальный курс

 

«Реальные доходы населения за прошедшие месяцы выросли примерно на 5%. На следующий год предусмотрено повышение зарплат бюджетникам. Выполняются целевые программы обеспечения жильем ветеранов и военнослужащих», — подчеркнул глава государства.

Президент заявил о непреложности социального курса несмотря на сложности выхода из кризиса. «Мы находим возможности ежегодно повышать пенсии. Поставленная мной задача обеспечить всем пенсионерам доходы не ниже прожиточного минимума решена, — заявил Медведев. — Однако общий уровень пенсий, конечно, еще мал».

Послабление для бизнеса

 

«Чтобы поднять пенсии и провести модернизацию здравоохранения, мы пошли на целый ряд непростых решений, включая увеличение обязательных страховых взносов. Об этом сейчас довольно много говорят, но нам надо найти возможность смягчить отрицательные последствия этой меры для предпринимательской деятельности», — сказал президент.

И обнародовал решение: для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах, предусмотреть двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов — на уровне 26%.

Приоритет инновациям

 

Говоря о ключевых проблемах развития народного хозяйства страны, президент прежде всего подчеркнул необходимость развивать направление энергоэффективности. «Наша цель — повысить к 2020 году энергоэффективность экономики на 40%». Особый вопрос, по мнению президента, — ЖКХ: магистральный путь его развития, максимально широкое привлечение иностранного капитала.

Глава государства отметил успехи в развитии ряда отраслей. Так, отечественная атомная отрасль вернулась к серийному строительству и ежегодному вводу мощностей. Сейчас в стране строятся девять энергоблоков, при этом Россия реализует также проекты в Индии, Иране, Китае и других странах. «За три последних года заказы атомной промышленности машиностроению выросли в десять раз, а по сравнению с 2005 годом — в 25 раз. Это хорошая цифра. Это, безусловно, и доходы для бюджета, и прямая выгода для всех работников этой отрасли», — подчеркнул Медведев.

«В мировой рейтинг (так называемый топ?500) суперкомпьютеров сегодня входят уже 11 российских систем, — отметил президент. — В следующем году производительность отечественного суперкомпьютера “Ломоносов” возрастет более чем в 2,5 раза, и он станет одной из самых мощных вычислительных машин мира».

По словам Медведева, до конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС, которая сможет служить, в том числе, и массовому пользователю.

По словам Медведева, уже в следующем году цифровой доступ к пакету обязательных телеканалов будет обеспечен в большинстве приграничных регионов страны: «Мы построим более 1000 объектов государственной сети цифрового телевещания».

Большое внимание глава государства уделил стратегии развития фармацевтики. «В ближайшие годы доля отечественной продукции на нашем рынке должна быть увеличена, причем увеличена радикально — с 20 до 50%, а инновационных препаратов — до 60%», — заявил он.

«Самый известный наш инновационный проект — это центр в Сколкове», — сказал Медведев. Для его функционирования издан специальный закон, который устанавливает уникальные преференции тем, кто будет заниматься этим проектом.

Кроме того, в ближайшие три года планируется направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов и промышленных компаний около 30 млрд руб. Причем в случае удачной работы, подчеркнул Медведев, финансирование будет увеличено.

Еще один важнейший проект — превращение Москвы в крупный международный финансовый центр. Ответственность за его реализацию лежит и на федеральных структурах, и на городском правительстве, и на новом мэре Москвы. «Я уверен, что у нас здесь есть также неплохие шансы на успех», — подчеркнул Медведев.

«Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать не для латания дыр, а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей», — сказал глава государства.

Он поручил правительству не менее половины от экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации.

Модернизация — для детей

 

Особое место в послании заняла «детская» тема — ведь модернизация, подчеркнул Медведев, проводится для того, чтобы нашим детям жилось лучше.

«26 млн детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас», — сказал президент.

«Забота о будущих поколениях — это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу», — заметил Медведев.

Глава государства заявил, что жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства.

Прежде всего президент остановился на мерах по улучшению демографической ситуации. По сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21%, отметил он. Это один из лучших показателей в мире.

Кроме того, младенческая смертность сократилась на четверть. «В 2009 году, впервые за 15 лет, нам удалось выйти на рост численности населения России», — заметил президент. Во многом это, конечно, результат работы «материнского капитала», национального проекта «Здоровье» и других мер социальной поддержки семей.

При этом в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов, а число женщин так называемого репродуктивного возраста значительно сократится.

Программа, предложенная президентом, состоит из следующих пунктов:

1. Повысить доступность и качество медицинской, а также социальной помощи матерям и детям, развивать программу родового сертификата и систему восстановительного лечения для детей первых трех лет жизни, новорожденных с низкой массой тела. «Надо также увеличить господдержку лечения бесплодия с применением, в том числе, технологий экстракорпорального оплодотворения», — подчеркнул глава государства.

2. Провести технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников. На эти цели путем софинансирования региональных программ уже со следующего года должны быть направлены значительные ресурсы. Не менее 25% средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения, должны пойти на развитие детской медицины. Сумма может составить до 100 млрд руб. за два года.

«Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Еще более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них. Я поручаю начиная с 2011 года проводить их углубленную диспансеризацию», — заявил Медведев.

Особое внимание нужно уделить вакцинопрофилактике, доступности для детей и подростков качественных лекарственных препаратов и ранней диагностике у них тяжелых заболеваний.

3. Поддержка молодых и многодетных семей. «Одна из самых острых проблем — это жилье», — указал президент. С 2008 года законом разрешено использовать «материнский капитал» на погашение ипотечных жилищных кредитов и займов, договоры по которым заключены до 31 декабря 2010 года включительно. Рынок жилья получил дополнительный стимул к развитию, что немаловажно в посткризисный период. «Считаю, что со следующего года нужно сделать эту норму постоянно действующей», — сказал Медведев.

4. Главный путь преодоления демографического кризиса — радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми. Для этого требуется социальная реклама. Кроме того, для многодетных семей должен быть создан режим наибольшего благоприятствования.

В некоторых регионах при рождении третьего ребенка семьям бесплатно выделяют земельный участок под строительство жилого дома или дачи. Президент предложил распространить этот опыт на всю Россию. «Такая норма, конечно, может вводиться поэтапно, с учетом специфики территорий», — добавил он.

Могут применяться и другие формы поддержки многодетных семей. Так, в Ульяновской области молодым семьям при рождении третьего и последующих детей выдается сертификат на 100 тыс. руб.

«Предлагаю руководителям всех субъектов Федерации подумать и о региональном “материнском капитале”», — сказал Медведев.

5. Для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми вводятся дополнительные налоговые преференции, в частности увеличивается размер налогового вычета до 3 тыс. руб. в месяц на каждого ребенка начиная с третьего. «Поручаю правительству дать соответствующие предложения, а также подготовить меры по увеличению налоговых вычетов для всех семей с детьми, отменив при этом так называемые стандартные вычеты», — сказал Медведев.

6. Совершенствуется законодательство о благотворительной помощи. Сегодня повторная благотворительная помощь ребенку, даже тяжелобольному, включается в налогооблагаемую базу родителей. «Это несправедливо, — считает Медведев. — Средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций, должны быть полностью исключены из налогооблагаемого дохода».

7. Необходимо решить проблему дефицита детских садов и мест в детских садах. На начало года, по словам президента, в очереди в детские сады стояло 1 млн 684 тыс. детей.

Для решения проблемы глава государства поручил во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения. Кроме того, нужно поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов. Наконец, для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.

Особая тема — дети, которые остаются вне семейной заботы. «В нашей стране еще 130 тыс. ребят остаются вне семейной заботы. Нужно еще очень многое сделать, чтобы само понятие “брошенные дети” уходило из нашей жизни», — подчеркнул Медведев.

Органы опеки, по его словам, должны быть прямо нацелены на семейное устройство детей и помощь приемным семьям. «Ничьих» детей в нашей стране вообще быть не должно.

Серьезной проблемой остаются так называемые коррекционные детские дома. «Они, к сожалению, больше работают на изоляцию детей, нежели на социализацию», — считает президент. Поэтому при каждом доме ребенка, в детских домах и коррекционных учреждениях необходимо создать попечительские советы, которые будут работать максимально открыто.

Кроме того, необходимы программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Здесь, по словам президента, велика роль не только педагогов, но и местных властей: «Они могли бы, например, оплачивать расходы выпускников детских домов на посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования».

«В прошлом году мы ужесточили наказание за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних, — напомнил Медведев. — Но профилактика такой преступности не менее важна. Считаю, нужно раз и навсегда закрыть доступ в образовательные и воспитательные учреждения тем, кто был осужден за любые насильственные преступления или вовлекал детей и подростков в преступную деятельность. Таких людей на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. Соответствующий законопроект, с дополнениями в Трудовой кодекс, внесен в Государственную думу и, я надеюсь, будет принят до конца года».

Президент остановился и на проблеме семейного насилия. «Я знаю, что в ряде регионов созданы кризисные центры для оказания помощи в случаях семейного насилия», — сказал Медведев. Такой опыт, по его словам, должен быть взят на вооружение во всех регионах нашего государства.

Отдельного внимания, отметил глава государства, требуют дети-инвалиды: «Создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации новой государственной программы “Доступная среда”».

Образование требует обновления

 

Как заметил Медведев, в ходе реализации инициативы «Наша новая школа» уже обновлен стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена. «Важно и то, что в Год учителя у нас появились квалификационные требования к педагогам, порядок их регулярной аттестации и профессиональной переподготовки», — заметил он.

Кроме того, учителям надо создать возможности для стажировки в лучших школах и повышения квалификация в ведущих вузах страны. В 2011 году на эти цели из федерального бюджета планируется выделить более 2 млрд руб. «Однако свою финансовую поддержку должны также оказать и региональные, и муниципальные органы», — подчеркнул президент.

Программа президента в отношении школ сводится к следующим пунктам:

1. В течение 2011 года для каждой школы необходимо создать проект школы будущего — видение того, как может развиваться школа. «Разработка таких проектов — это, конечно, дело прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Но я считаю, что региональные власти могли бы разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес», — сказал глава государства.

2. Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. В частности, будет разработан норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей.

3. Нормой должно стать использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов.

4. Воспитание детей — это задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом. В частности, необходимы новые качественные фильмы и книги, имеющие воспитательное значение.

5. Особое внимание необходимо уделять патриотическому воспитанию молодежи, следует серьезно обновить эту работу.

6. Стратегический приоритет политики в сфере детства — это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Особо Медведев отметил необходимость принятия законопроекта об ответственности тех, кто продает алкогольную продукцию несовершеннолетним.

Внимание охране природы

 

«Несмотря на уникальность и богатство российской природы, ее состояние сегодня трудно назвать абсолютно благоприятным», — заметил глава государства. Решать эту проблему можно, по его словам, лишь создав современную эффективную систему управления в природоохранной сфере.

Глава государства наметил следующую программу:

1. Оценить реальное состояние всех загрязненных территорий и рассматривать этот уровень в качестве стартового для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба.

2 Правительству разработать нормативы качества окружающей среды, учитывающие состояние особенностей конкретных территорий.

3. Принципиальную роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество.

4. Качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий, оно, соответственно, должно стать критерием оценки эффективности органов власти на местах.

Умная политика

 

«Модернизация требует и умной политики, обеспечивающей условия для всестороннего обновления жизни общества», — считает Медведев. В связи с этим необходимы новые стандарты в деятельности органов государственного управления и оказании публичных услуг, высокое качество работы судебной и правоохранительной системы, современные формы участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов.

Для этого он предложил сделать следующие шаги:

1. Добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина.

2. Модернизируя систему государственных услуг, обратить особое внимание на социальные услуги населению.

3. В каждом регионе принять внятную программу улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых лучших региональных практик.

4. Органы власти должны избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям. «В этом году я подписал Указ о сокращении в пять раз перечня стратегических предприятий. По моему поручению правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний. Главная цель приватизации — повысить эффективность этих компаний и привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции, причем серьезные инвестиции, а доходы от приватизации использовать прежде всего на модернизацию нашей экономики», — сказал Медведев.

5. Модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые будут пользоваться настоящим доверием граждан.

6. Необходимость совершенствования уголовного законодательства: это законодательство должно быть жестким, но в то же время современным и гуманным. Президент заявил о законопроекте, внесенном в Думу, который позволит суду применять дифференцированный подход при назначении наказания. «По целому ряду составов преступлений будут исключены нижние пределы санкций. У суда появится возможность более широко применять такие альтернативные меры наказания, как штраф и принудительные работы», — отметил он.

7. Принципиальной задачей остается борьба с коррупцией.

8. Пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках — более продуманной и более современной.

Отдельно президент сказал о проблеме общественных слушаний по тем или иным законодательным актам. Организация общественных слушаний, по его словам, должна иметь соответствующую процедуру. В связи с этим он дал поручение Администрации президента: до конца текущего года подготовить и внести предложения о том, как осуществлять подобного рода слушания.

Партии идут в муниципалитеты

 

Глава государства особо остановился на мерах по совершенствованию политической системы. «Местное самоуправление является важнейшим элементом любого демократического государства», — подчеркнул он. И выдвинул инициативу использования пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.

«Политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями», — подчеркнул он.

Модернизация армии — для гражданских нужд

«Сегодня перед нами стоит фундаментальная задача создания новой высокотехнологичной мобильной армии», — сказал президент. На эти цели будет потрачено 20 трлн руб.

«Такие вложения вдвойне эффективны, если в итоге дадут нам технологии так называемого двойного назначения: помогут модернизировать производство и развивать фундаментальные и прикладные исследования и университетскую науку», — заметил Медведев.

Для этого создается специальная структура, которая будет заниматься поиском и разработкой прорывных технологий для оборонной промышленности.

Приоритеты внешней политики

 

Большое внимание президент уделил внешнеполитическим проблемам. «Крайне актуальна задача региональной интеграции России в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона», — заметил он в частности. — Надо активнее использовать потенциал российского участия в форуме АТЭС, в других форумах. Расширение связей с государствами региона приобретает для нас стратегический характер».

При этом особым приоритетом остается пространство СНГ и действующие на нем структуры — ЕврАзЭС, ОДКБ. «Мы уже сформировали Таможенный союз и создаем Единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС, апробируем при этом современные интеграционные схемы и концепции эффективной экономической кооперации. В конечном счете мы должны действовать в направлении формирования единого экономического пространства — от Арктики до Тихого океана, на всей территории Евразии».

По словам Медведева, Россия может выступить инициатором одной из глобальных программ: опираясь на свой уникальный опыт, технические и кадровые ресурсы, она может стать инициатором глобальной и трансъевропейской системы борьбы с чрезвычайными ситуациями.

Электорально выигрышно

 

Комментаторы послания единодушны в том, что оно носит предвыборный характер — предложены своего рода новые национальные проекты, с которыми Дмитрий Медведев первый раз шел на президентский пост.

Генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко заметил, что основной посыл удачный — модернизация как инструмент повышения качества жизни. «Тема поддержки детства как стержневая тоже выглядит электорально выигрышной. Причем ее целевая аудитория — не только родители, но и пенсионеры, которые, как правило, чувствительно относятся к этой проблематике». Характер послания, несомненно, предвыборный, подчеркнул эксперт в комментарии агентству «Интерфакс». «Это следует и из широты тематики, и из постоянного подчеркивания в тексте ведущей роли президента, и из эмоционального финала. Приоритеты — социальная стабильность, модернизация, направленная на улучшение качества жизни, усиление роли России на международной арене».

«Нынешнее послание в значительной степени ценностное, адресованное гражданам страны, — замечает заместитель директора НИИ социальных систем МГУ им. М.В. Ломоносова, политолог Дмитрий Бадовский. — Оно, мне кажется, тесно связано с идеями прошлогоднего послания Медведева и выдвижения им идеологии модернизации, ненасильственной демократической модернизации. И, соответственно, достраивает, если угодно, идеологию модернизации до какого-то цельного звучания, поскольку действительно нынешнее послание в центр внимания ставит именно социальную модернизацию, то есть развитие самого общества, новое качество и стандарты жизни для граждан страны и создание новых возможностей для общественного развития, для жизни людей, для рождения детей, воспитания нового поколения».

«Основная идея послания президента Федеральному собранию — это приоритетное участие президента в формировании ежегодной повестки законотворческой деятельности парламента», — отмечает политолог Андрей Щербак. Однако, по его словам, становится все очевиднее, что основные проблемы страны находятся не в законодательной плоскости, а в плоскости должного применения уже принятых законов. «Есть большие сомнения, что система способна реагировать на какие-либо меры, направленные на повышение прозрачности, открытости, борьбу с коррупцией, выделение дополнительных средств на модернизацию, переоснащение армии, энергоэффективность, заботу о детях и т.д.», — замечает он.

«Достижение Медведева в том, что он в принципе породил разговоры и обсуждения, — считает публицист Светлана Бабаева. — Достанет ли ему возможностей трансформировать слова в реальность? Для этого нужны действия, ориентированные на результаты, и собственно сами результаты. Пусть незначительные, но ощутимые, заметные не только статистике или партийному оратору, но определенному, желательно активному и деятельному, социальному слою».


КОММЕНТАРИИ БИЗНЕСМЕНОВ


Александр СМИРНОВ, генеральный директор Nobel Biocare Russia:

Президент в ежегодном послании Федеральному собранию традиционно дал свою оценку ситуации в стране и назвал приоритетные направления дальнейшего развития, особое внимание уделив социальным проблемам.

В целом моя оценка послания в большей степени положительная. Стоит отметить, что через весь документ красной нитью проходит идея о модернизации, что не может не радовать, так как общество и власть должны быть на определенном этапе, чтобы обсуждать вещи такого уровня.

В частности, внушает оптимизм значительный блок речи Дмитрия Медведева, посвященный модернизации здравоохранения, больной для России темы, требующей значительных усилий по повышению российских медицинских стандартов до уровня развитых стран. Неспроста многие обеспеченные граждане предпочитают лечиться за границей, в то время как большая часть населения не имеет права выбора и вынуждена доверить свою судьбу врачам как столичных, так и территориальных клиник, где зачастую отсутствуют всякий сервис, качественное лечение и заинтересованность в высокой квалификации персонала и результатах работы. Экономически Россия не входит в категорию стран третьего мира. С медицинской же точки зрения она продолжает находиться именно в третьем мире. Проблемы низкой квалификации врачей, отсутствия системы диагностики и соответствующая медицинская безграмотность населения, отсутствие необходимого уровня инвестиций в наукоемкие исследования в области здравоохранения, устаревшая база медицинского оборудования — все это требует принятия срочных мер.

Сделал президент значительный акцент и на борьбе с коррупцией. Прозвучавшие из уст самого главы государства слова о том, что все благие желания, послания и намерения могут остаться нереализованными без модернизации самого аппарата государственной власти, заставляют поверить, что не все потеряно. В таких ситуациях говорят очень просто: нужно начинать с себя. В противном случае модернизировать страну и улучшать вопросы, связанные с тем же самым здравоохранением в том числе, будет просто некому. И от того, что на эти направления будут выделяться деньги из бюджета, ничего не изменится. Они ведь могут уйти совсем в другом направлении.

Сегодняшний аппарат власти не соответствует тем запросам, которые существуют у общества. И президент четко отреагировал на то, что в обществе назревает уже не глухое недовольство тем, что власть его не слышит. Заявив о модернизации общества, нужно отказаться от тормозящих развитие схем отношений общества и власти. И от людей во власти, которые в эти схемы вросли. Ведь когда, к примеру, люди совершают преступления, а на них не только не заводят дела, но и просто отпускают, это ярко свидетельствует о беспомощности всей государственной машины и масштабе ее коррупционности.

При этом, вероятно, президент сознательно ушел от ряда других, не менее острых проблем, по которым нет, да и не может быть согласия в обществе социального неравенства, озвучив вполне умеренные позиции, которые разделяет абсолютное большинство населения страны. А выбор здесь невелик — здравоохранение, дети, социальные программы, коррупция надоевшего обществу бюрократического аппарата. В ситуации, когда социальное расслоение достигло запредельных величин, почти невозможно найти единую политическую линию, способную удовлетворить «волков» и «овец». На этом фоне весьма к месту был озвучен вопрос о защите детства — это едва ли не единственная тема, которая примиряет общество, вселяет хоть какую-то общую надежду. Самый простой способ пробить стену отторжения между властной вертикалью и «народной горизонталью» — это высветить проблемы, которые волнуют абсолютно всех, и рассказать о них тем языком, который понятен всем.

В послании Дмитрия Медведева Федеральному собранию очень мало говорилось об экономике и политике. Ничего не было сказано о примерно 55-м месте России в мире по уровню развития, о производительности труда, в четыре-пять раз меньшей, чем в развитых странах, о завышенных социальных ожиданиях, на которые скоро явно не хватит бюджетных средств, о предстоящем повышении ставки ЕСН и т.д. Однако стоит отметить, что послание носило больше программный, нежели аналитический характер. В нем президент ставит стратегические цели на среднесрочную перспективу. А собственно стратегических инициатив в документе было не много.

В целом здравое, современное, интеллигентное и интеллектуальное послание, с одной стороны, но, с другой — все-таки очень хочется верить, что на эти инициативы хватит сил и средств.

Игорь МИРОНОВ, директор НП «Совет производителей энергии»:

Традиционное послание президента Федеральному собранию затронуло самые проблемные сферы российской экономики. Ключевой темой стала модернизация и энергоэффективность. Вопрос энергоэффективности был впервые затронут на столь высоком уровне только год назад. Сегодня у нас есть возможность оценить первые результаты. Настоящим прорывом стало принятие в конце 2009 года ФЗ «Об энергосбережении и энергоэффективности», а летом 2010 года ФЗ «О теплоснабжении». Эти законы создали основу для других инициатив в этом направлении. Сейчас Минэкономразвития совместно с заинтересованными сторонами дорабатывает правила ценообразования в теплоснабжении, которые определят тарифную политику на ближайшее десятилетие, а значит, позволят обеспечить долгосрочное планирование и возвратность инвестиций — все это повысит общую инвестиционную привлекательность энергетической отрасли.

Отдельная работа ведется в направлении установки приборов учета, так как во многом энергоэффективность зависит от отношения к ней конечного потребителя. Жилищно-коммунальная сфера — один из наиболее проблемных сегментов отечественной экономики. Озвученная в послании проблема повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг сопряжена с понижением качества и надежности поставляемых услуг. Связанно это в первую очередь с изношенностью жилого фонда и инфраструктуры ЖКХ. Так, по нашим оценкам, потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, составляют: при оплате водоснабжения — около 30%, электроэнергии — 15%, тепла — до 40%. Получается, что в некоторых городах страны конечное потребление тепловой энергии на 1 кв. м более чем в два раза превышает конечное потребление тепловой энергии в Европе. Как привлечь частный капитал в ЖКХ? Возможно, инвесторы почувствуют себя увереннее после утверждения ФЦП «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2011—2020 годы», которая должна решить вопросы, связанные с технологическими потерями, техническим перевооружением и реконструкцией сетевого хозяйства.

Говоря о производстве электроэнергии, необходимо отметить, что энергоэффективность в данном секторе во многом достигается за счет оборудования. КПД на отечественных тепловых станциях не превышает 37%, тогда как в ведущих мировых экономиках КПД составляет 40% и более. Удельный расход топлива на производство электроэнергии составляет 335 г.у.т/кВт/ч. В соответствии с поставленными в 2010 году задачами эти показатели к 2020 году должны быть приведены к аналогичным показателям лучших зарубежных экономик. Такую планку можно достичь, вводя в эксплуатацию новое оборудование и модернизируя существующее. Однако стимулирующие механизмы, которые способствовали бы развитию производства высокоэффективного отечественного энергооборудования, пока не прописаны. Очевидно, что этим нужно заниматься, вырабатывать комплекс мер, как финансово-экономических (налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование), так и нормативно-правовых (стандартизация, принятие долгосрочных программ и пр.).

Отдельно хотелось бы отметить другую тему послания — экологическую безопасность страны. Электроэнергетика — одна из самых «грязных» отраслей народного хозяйства, и стимулировать ее технологическое обновление нужно не только с помощью штрафов, но и за счет инвестиций в модернизацию на принципах государственно-частного партнерства.

Алексей ЗАХАРОВ, президент рекрутингового портала Superjob.ru:

Это не первое обращение президента к Федеральному собранию, которое я слышу. В качестве программного заявления послание, безусловно, интересно, хотя ничего нового в нем не сказано. Основные идеи декларировались главой государства и ранее.

Если бы задачи, которые ставятся в таких посланиях, выполнялись хотя бы на 10%, то Россия, безусловно, была бы на первом месте в мире по ВВП, производительности труда, продолжительности жизни и количеству миллиардеров на душу населения.

Пока же мы слышим правильные и хорошие слова, но при этом планов повышения ЕСН никто не отменял, хотя все эксперты однозначно считают, что эти планы поставят крест на инновационной экономике. Декларируется борьба с коррупцией. Но, например, те изменения, которые внесены в последнее время в законодательство о госзакупках, прямым образом хоронят всю тему электронных торгов, отсекая от нее малый бизнес.

Много внимания уделяется президентом развитию информационных технологий, но пока нет реально работающих проектов.

Очень бы хотелось, чтобы хоть часть того, о чем идет речь в послании, была доведена до конца. Здесь я искренне желаю успеха всем нам и президенту.

Константин КУЛИЧЕНКО, генеральный директор компании Dev-House:

Курс на модернизацию был обозначен нашим президентом еще в прошлых посланиях. И если сначала было не совсем понятно, во что это выльется, то сейчас уже можно смело говорить о том, что модернизация идет хотя и не быстро и не просто, но все же видны результаты. Важно, что президенту удалось изменить отношение к этому процессу. В нынешнем послании он сделал акцент на том, что модернизация — это не только технологическое обновление, а изменение сознания людей, их отношения к действительности и к себе самим.

С учетом появления новых технологий добычи нефти и газа на международном рынке (например, у США и Польши) реализация программы модернизации — это единственная возможность для России встроиться в изменившееся международное экономическое пространство и занять значимые позиции на мировом рынке не только на сырьевом уровне.

В рамках выбранного направления развития IT обновление парка компьютеров и организация широкополосного доступа в Интернет перестают быть главными приоритетами. Уровень проникновения новых технологий позволяет перейти к непосредственному применению их для решения прикладных задач: от повышения качества школьного образования до оказания государственных услуг населению.

Меры по «оптимизации системы оказания государственных и муниципальных услуг», упомянутые президентом в послании, относятся к реализации программы «Информационное общество». Перевод органов государственной власти на электронный документооборот и удаленное оказание услуг населению находятся среди самых сложных и болезненных задач современной России. Ведь полная реализация программы вынудит чиновников структурировать процессы и приведет к прозрачности бюрократических процедур, а значит, к появлению личной ответственности чиновников.

Очевидно, что коррумпированные представители бюрократической машины будут системно затягивать процесс реализации программы, ограничиваясь чисто номинальными мерами. Полагаю, что в ближайшие два-три года мы будем наблюдать появление массы «потемкинских IT-деревень». Однако политическая воля президента не оставляет сомнений в том, что этот этап будет пройден и система электронного правительства рано или поздно заработает в полной мере.

Фундаментальную основу для модернизации закладывает, на первый взгляд, небольшое поручение президента Правительству РФ: «подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней».

История показывает, что жесткая централизация власти в странах с большими территориями всегда приводит к замедлению развития. За последние годы регионы из относительно самостоятельных субъектов превратились в региональные департаменты федеральной власти. На рынке IT это выражается, например, в том, что у субъектов РФ не всегда хватает собственных средств на развитие электронного правительства. Кроме того, до сих пор не все региональные правительства получили оригинал программы «Информационное общество» и поэтому не могут официально учитывать заявленные в программе федеральные средства при планировании на 2011 год.

В случае если президенту удастся вернуть регионам хотя бы часть налоговых поступлений, субъекты получат больше свободы. Интересно будет проследить ход реализации данного поручения.

Президент также упоминает в послании соглашение между Россией и ЕС «Партнерство для модернизации», цель которого — расширить кооперацию России и ЕС в таких областях, как высокие технологии и инновации. Усиление сотрудничества с ЕС и США в сфере высоких технологий может значительно повлиять на структуру IT-рынка и на 30—40% снизить расходы государства на программное обеспечение.

Не секрет, что в последние годы органы государственной власти развитых стран, включая министерства обороны США, Англии и Франции, а также транснациональные корпорации переходят на свободное программное обеспечение (СПО). Два принципиальных отличия СПО от традиционных платформ: минимальные ежегодные лицензионные платежи и широкая доступность профессиональных кадров на рынке труда. Практическое представление масштабов экономии можно получить на примере систем документооборота. Так, ежегодный платеж за использование системы на 1000 пользователей на лицензируемом ПО составляет от $300 тыс. до $800 тыс. в зависимости от программы. В то же время использование аналогичного СПО часто просто не подразумевает ежегодных платежей.

Думаю, что в свете борьбы с коррупцией обмен опытом по внедрению современных IT приведет российские власти к широкому внедрению СПО, несмотря на сопротивление некоторых чиновников и участников рынка, заинтересованных в ежегодных заработках на лицензиях.

Григорий СИЗОНЕНКО, генеральный директор компании ИВК:

Разумеется, огромное значение имеют демография, правоохранительная система, экология, здравоохранение, социальная сфера… Все эти подробно рассмотренные в послании президента РФ вопросы действительно критически важны для развития страны. Но как представитель IТ-отрасли я, естественно, буду говорить о сфере высоких технологий, которая, кстати, широко представлена в послании — и явно (например, когда речь идет о ГЛОНАСС, Сколкове и отечественных суперкомпьютерах), и неявно, когда IТ не отмечены сами по себе, но являются необходимым условием решения той или иной сформулированной президентом задачи.

На первое место по значимости я бы поставил вопросы, связанные с обороноспособностью и национальной безопасностью. В послании явно сказано, что сегодня во взаимоотношениях со странами НАТО Россию ждут лишь два сценария: интеграция систем ПРО в рамках единой системы управления или новая гонка вооружений. Но заметим, что с точки зрения технической реализации оба сценария включают огромный массив IТ-задач. В оптимистическом случае это интеграция информационных систем, построенных на разных технологических платформах, с разными архитектурами, разными стандартами, необходимостью обеспечить правильный баланс открытости и безопасности… В пессимистическом — конкуренция по линии возможностей высокотехнологичных видов оружия и систем управления, причем возможности эти также во многом определяются информационными и телекоммуникационными технологиями. Очевидно также, что, с учетом самого наличия двух принципиально разных (почти противоположных) вариантов, это означает: России необходимо, освободившись от иллюзий, обязательно развивать собственный портфель системообразующих информационных технологий, причем делать это не просто быстро, а стремительно. Не надо быть специалистом, чтобы понять, к чему может привести отсутствие таких технологий или попытки их импорта. История показывает: западные партнеры уважают только сильных и умеющих отстаивать свои интересы. Необходимы такие технологии и для модернизации армии, в частности объединения систем противоракетной и противовоздушной обороны, а также и создание новой высокотехнологичной мобильной армии.

Практически очень важен раздел, посвященный изменению регулирования госзакупок. Вычислительная техника и информационные системы объективно требуют иного подхода, чем, например, кирпичи, одеяла или мука. Если особенности IТ-закупок будут адекватно отражены в новой версии нормативной базы, это станет мощным импульсом развития отечественной IТ-отрасли и даст ощутимый вклад в модернизацию экономики. Ведь заказы у государства есть, финансовая дисциплина налажена, надо лишь полностью раскрыть этот потенциал.

Особо я бы подчеркнул, что модернизацию кто-то должен сделать. И это не только общественные институты, но и люди: менеджеры инновационных стартапов, финансисты и, конечно, высококлассные инженеры — изобретатели, программисты, проектировщики, системные архитекторы… Конечно, первоочередные задачи придется решать тем, кто уже находится «в профессии». Но людей таких не так много, более того, их станет катастрофически недостаточно как только широко пойдут реальные проекты в области инноваций и модернизации. И людей таких надо не просто научиться готовить в вузах, разработав учебные программы и подготовив преподавателей, надо сделать так, чтобы талантливая молодежь сознательно устремилась в эти профессии, сегодня не слишком популярные. Это подразумевает и престиж инженерных специальностей, и уверенность в возможности обеспечить семью и полностью реализовать себя в масштабных проектах, и желание послужить Родине. То есть необходим поворот в сознании молодежи, о воспитании которой слишком надолго забыли, породив в ней массовое неуважение к труду, безудержное стремление развлекаться, получить «все и сразу», легко порхать с одной работы на другую… Установка на модернизацию несовместима с таким отношением к жизни, и исправлять это надо незамедлительно.

Борис АЛЬ-ДИДЖАИЛИ, генеральный директор издательской группы «ЕЖЕ»:

Хотелось бы прокомментировать следующий отрывок послания: «Основную ответственность за судьбу региона несет губернатор. Успешность его работы будет оцениваться и по тому, сколько инвестиций удалось привлечь, сколько создано новых рабочих мест, особенно в несырьевом производстве. С этим должны быть связаны и кадровые решения».

Власть по-прежнему сконцентрирована на тех крупных системообразующих компаниях, которые может контролировать. Посыл президента России понятен: он заключается в том, что вертикаль «государство — губернатор — системообразующее предприятие» должна работать. Поддержка таких предприятий, по мнению властей, на сегодняшний день приоритетна. Это можно увидеть во многих регионах, там распространена ситуация, когда на всю область одно системообразующее предприятие, где работает 5000 человек, и вокруг ничего нет. Это тупиковый путь, латание дыр. Необходимо создавать больше средних и мелких компаний, где люди могли бы работать. Губернаторы не способствуют этому как раз из-за отсутствия единой политики поддержки государством малого бизнеса.

На мой взгляд, без особой свободы предпринимательства и создания вектора на уважение работы предпринимателя и признание ее социально значимой развивать отечественную экономику невозможно. Под свободой понимается свобода конкуренции, доступ к ресурсам и пр. Все шаги, которые делались, были направлены на систематизацию и оптимизацию государственного аппарата, укрупнение государственных компаний. В свою очередь, для реализации политики поддержки малого бизнеса предпринималось мало усилий: громкие заявления о том, что достаточно «кошмарить» малый бизнес, и изменения в законодательстве. Этого не достаточно — должна быть политическая идея.

В 1992—1993 годах намерение открывать собственный бизнес и становиться предпринимателем было почетно и уважаемо. Зачем сегодня люди идут в малый бизнес? Прежде всего от безысходности и исключительного желания заработать деньги. Мотивов с точки зрения движения вверх по социальной лестнице в общем-то нет. Молодежь, которая желает быть реализованной в социуме, идет в государственный сектор. Сегодня модно быть чиновником.

Между тем реальный сектор экономики претерпевает массу сложностей и не находит поддержки на уровне местной власти. Сегодня в области государственной и налоговой политики стоит знак равенства между теми компаниями, которые имеют profit 40% и штат 15 человек, и производственными структурами, которые имеют profit 3—4%, при этом у них большое количество постоянных затрат и штат из 500 человек. Нужно иметь подход ко всем субъектам бизнеса, иначе мы перестанем печь хлеб, производить стекло и печатать книги. Мы будем вынуждены закупать продукцию за границей, вследствие чего у нас будет все меньше и меньше рабочих мест.

Получается, что губернатор может помочь своему региону, если отвлечется от системообразующего предприятия и сможет уделить время и помочь малому бизнесу, который в свою очередь создаст рабочие места.

Иван НЕЧАЕВ, исполнительный директор компании «Русские Навигационные Технологии»:

В послании президента вновь мощно прозвучала тема модернизации российской экономики и важности ее инновационной составляющей. Прозвучали конкретные цифры объемов финансирования, причем весьма внушительные. Надо сказать, что за год действительно сделано многое. Фактически уже действует целостная система поддержки инноваций, которая объединяет системообразующие элементы (РВК, РОСНАНО и др.); инвестиционные структуры для всех стадий развития венчурных проектов; сектор инновационных и растущих компаний ММВБ; проект «Сколково» и др. При правильном взаимодействии с этой системой вполне реально всего за несколько лет превратить перспективную идею в успешно развивающийся бизнес. Это не теория, а реальный опыт и нашей компании, и целого ряда успешных проектов в других отраслях.

Российскому бизнесу нужно активно использовать возможности, возникающие на внутреннем и внешнем рынках в результате активной и системной работы государства в рамках проекта ГЛОНАСС. ГЛОНАСС успешно работает и применяется уже сегодня. Причем не только в оборонной сфере, где необходимость собственной системы глобального позиционирования очевидна каждому, но и на коммерческом рынке, например, для мониторинга подвижных объектов (fleet management) и построения крупных диспетчерских центров. На самом деле, сфера применения очень широкая, и потенциальных возможностей коммерциализации гражданского ГЛОНАСС существует множество. В том, что по своим масштабам рынок ГЛОНАСС отстает от GPS, нет ничего удивительного, ведь ГЛОНАСС еще очень молод, а американцы планомерно развивали GPS десятилетиями. Этот опыт, кстати, вполне можно учитывать. Вместе с тем по уровню технологий российские разработки в сфере fleet management, базирующиеся на ГЛОНАСС и GPS, превосходят зарубежные разработки. Поэтому надо не просто перенимать и копировать, а смело идти вперед — на зарубежные рынки.

В послании сказано, что всего за два года должны быть созданы качественные основные навигационные карты. Для такой огромной задачи это очень короткий срок. Если это произойдет, то станет настоящим прорывом, ведь отсутствие или неточность таких карт, как и разнообразные нетехнические сложности использования (юридические вопросы, длительность процедур, цена, отсутствие гарантированного сервиса актуализации), сдерживают формирование целых рынков. Примерами могут быть информационные сервисы, связанные с местоположением пользователя (LBS); логистические сервисы, опирающиеся на объективные данные; «умное страхование», учитывающее индивидуальный стиль вождения и др.

Чрезвычайно важной я считаю поддержку совместной исследовательской деятельности ведущих университетов и промышленности. Чем более прямой и непосредственной будет такая связь, тем лучше. Здесь можно вспомнить и опыт других стран, и целый ряд высокотехнологичных отраслей Советского Союза: космос, атомную промышленность, энергетику и др. Финансирование в размере 30 млрд руб. за три года — это вполне реальная основа, чтобы нормально запустить этот проект и получить работающую систему.

Несомненно, исключительно важны для развития страны и другие вопросы. Здесь я бы выделил здоровье нации, экологию, заботу о людях с ограниченными возможностями и образование. Кстати, во всех этих областях тоже есть широкое поле для инновационных разработок и инновационного предпринимательства.

Андрей КОНУСОВ, генеральный директор LETA IT-company:

В послании президента к Федеральному собранию затронуто очень много по-настоящему значимых тем. И мне, как гражданину России и многодетному отцу, было очень приятно увидеть столь пристальное внимание к вопросам демографии, образования, оздоровления и воспитания наших детей, тренд на серьезную модернизацию экономики и повышение уровня внешней и внутренней безопасности через реформы полиции и армии. Однако как профессионал в сфере информационных технологий и информационной безопасности я, к сожалению, не увидел в данном обращении ни слова о развитии еще одного аспекта безопасности, а именно — информационной безопасности.

Дело в том, что современные методы производства, ведения бизнеса, управления, общественных взаимоотношений, да и отношений гражданина и государства все в большей степени базируются на использовании информационных технологий. Это, в свою очередь, порождает новые, ранее не встречавшиеся риски и возможности для совершения тех или иных противоправных действий.

Примерами этого могут служить:

1. Практически ежедневные кражи денег со счетов юридических лиц через системы дистанционного банковского обслуживания.

2. Общедоступные на всех рынках и переходах электронные базы данных, украденные из различных государственных и коммерческих структур (базы ГИБДД, базы БТИ, базы получателей кредитов и др.).

3. Легкодоступные в Интернете предложения по сбору на любого человека исчерпывающих досье, начиная от его адреса и мобильного телефона и заканчивая паролями доступа к его электронной почте и профилям в социальных сетях.

4. И наконец появление компьютерных вирусов типа Stuxnet, способных нанести реальный урон объектам промышленности и способных приводить к реальным техногенным катастрофам.

При этом не стоит думать, что вопрос информационной безопасности — это слишком мелкий вопрос в масштабах станы. Все дело в том, что он неразрывно связан с целым рядом приоритетных задач, определенных президентом.

Миллиарды долларов, украденных со счетов российских компаний, это реальные деньги, выведенные из экономического оборота и направленные на развитие и обогащение преступных группировок, не говоря уже о том, что некоторые компании после подобных краж просто прекращают свое существование.

Развитие системы оказания государственных и муниципальных услуг через Интернет, о которой говорил президент, может быть поставлено под угрозу, если передаваемые в рамках данного взаимодействия персональные данные не будут должным образом защищены.

При этом нужно четко понимать, что для решений этих задач не достаточно просто регулярно выделять бюджетные деньги для закупки все новых и новых средств защиты. Необходим комплексный подход к обеспечению информационной безопасности, включающий в себя:

1. Развитие законодательных норм по противодействию компьютерным преступлениям, дабы существовала реальная возможность уголовного преследования за подобные правонарушения.

2. Развитие системы образования в сфере защиты информации и приведение существующих учебных программ к потребностям современной действительности.

3. Повышение грамотности населения в вопросах безопасной работы в сфере информационных технологий.

4. Увеличение численности и повышение профессионального уровня сотрудников силовых структур, занимающихся расследованиями компьютерных преступлений.

Лишь подобные системные меры на уровне государства способны противостоять набирающему обороты миру киберпреступности. Но пока, к сожалению, в обращении президента об этом ничего не говорится. А первая ласточка государственного регулирования в сферы ИБ — закон о персональных данных все никак не доведется до финального рабочего варианта и не вступит в силу в полном объеме.

Владимир ЛОПАТИН, генеральный директор, платежный сервис QIWI (КИВИ):

Послание Дмитрия Медведева Федеральному собранию содержит перечень глобальных задач нашего государства на 2011 год.

Считаю крайне важным, что наибольшее внимание в послании президента уделено «детскому» вопросу, который является основополагающим для любого общества с любым государственным укладом.

Был также поднят вопрос о благотворительной деятельности в России, к которой очень важно привлекать частных лиц. Мировая практика показывает, что лишь 30% пожертвований осуществляется корпорациями, остальные 70% перечисляют простые люди. Пока в России диаметрально противоположная картина. Со своей стороны QIWI (КИВИ) полностью поддерживает все начинания, связанные с развитием российской благотворительности (помощь неимущим гражданам), позволяя всем желающим выразить свою гражданскую позицию. Уже более двух лет мы сотрудничаем с благотворительными фондами, обеспечивая перевод денежных средств от частных лиц максимально простым и быстрым способом. Мы надеемся, что государственная заинтересованность в развитии благотворительности привлечет большое число россиян к этому вопросу, а мы поможем им сделать пожертвование доступным и надежным способом.

Другим важным вопросом, который поднял президент в своем послании, стал вопрос усовершенствования российской пенсионной системы. Средний размер пенсии остается на низком уровне, однако планируется его постепенное увеличение. Пенсионный вопрос стоит перед россиянами достаточно остро, и именно поэтому сейчас реализуются различные программы по увеличению пенсионного фонда. Например, организована государственная программа по софинансированию пенсии, в которой также принял участие платежный сервис QIWI (КИВИ) и предоставил возможность всем жителям страны внести дополнительный страховой взнос в ПФР через платежные терминалы QIWI (КИВИ). С точки зрения социальной ответственности мы высоко ценим возможность участия в данном проекте, успешная реализация которого будет объективно содействовать вовлеченности населения в государственную Программу софинансирования пенсии.