Два месяца на дискуссии


Текст | Илья ЩЕРБАКОВ


1 декабря стартовало широкое публичное обсуждение проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Свое мнение по поводу нашумевшего законопроекта граждане России могут высказать до 1 февраля 2011 года.

Инициатива организации максимально широкого обсуждения проекта закона «Об образовании» была озвучена в начале октября президентом России Дмитрием Медведевым. Интернет-площадкой для дискуссий был выбран тот же сайт, где обсуждался закон «О полиции» —

www.zakonoproekt2010.ru.

Законопроект «Об образовании» призван заменить два базовых закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В нем прописаны нормы для всех ступеней образования: дошкольного, общего, средне-профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования. Разработка документа, как отмечается на сайте Министерства образования и науки РФ, была предусмотрена Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 года. Концепция и техническое задание на подготовку проекта федерального закона были утверждены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 1 июня 2009 года.

Первая, рабочая, версия документа была вывешена еще в мае прошлого года на сайте Министерства образования и науки РФ и вскоре после публикации вызвала бурные обсуждения в образовательном и экспертном сообществе. В течение осени этот объемный документ, подразумевающий изменения в десятках законодательных актов РФ, неоднократно оказывался в центре острых дискуссий. Слушания по нему проходили в Государственной думе, Совете Федерации, Общественной палате, Российском союзе ректоров, и, как правило, в адрес законопроекта звучали критические замечания. Всего к документу поступило свыше тысячи поправок.

К началу зимы текст спорного документа был доработан и существенно сокращен. Однако основные новации законопроекта, как говорят его разработчики, были сохранены. Тем не менее некоторые положения новой редакции законопроекта продолжают вызывать у профессионального сообщества немало вопросов. Так, многих настораживает предложенная в документе типология высших образовательных учреждений. В частности, из системы высшего профессионального образования исключены академии, переведенные в организации дополнительного профессионального образования, зато к образовательным организациям высшего профессионального образования законопроект относит колледжи, реализующие программы бакалавриата. Другой острый вопрос — пересмотр системы начального и среднего профессионального образования. В частности, из проекта закона как самостоятельный исключен уровень начального профессионального образования. Оно вошло в структуру среднего профессионального образования, основные профессиональные образовательные программы которого, в свою очередь, предлагается разделить на два уровня — подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена.

Впрочем, власть готова к конструктивному диалогу. В информационном сообщении, посвященном запуску обсуждения проекта ФЗ «Об образовании», приводится комментарий министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко: «Я считаю очень важным максимально широкое участие граждан в обсуждении проекта нового единого закона об образовании. Уверен, что будут высказаны конструктивные предложения и совместными усилиями государства и общества удастся выработать текст, отвечающий интересам граждан, направленный в будущее», — говорит он.