Третьим будет


Текст | Валерий САВЕЛЬЕВ


С назначением Собянина дуумвират превращает в триумвират.

Значение поста мэра Москвы трудно переоценить. Столица — субъект Федерации, в котором проживает де-факто чуть ли не 10% населения страны, который формирует порядка 20% ВВП России. Это самый большой город Европы, остающийся столицей не только России, но и всего постсоветского пространства. Политолог Андрей Щербак отмечает, что мэр столицы — объективно третья по значению фигура в стране.

Тем более, когда этот пост занял человек, и так имеющий колоссальный федеральный ресурс. И при этом сохраняющий его, в том числе, на формальном уровне: как известно, Дмитрий Медведев специальным указом оставил Собянина в составе Совета безопасности, современного аналога Политбюро.

Два взлета

Выдвижение и последующее наделение Собянина полномочиями мэра Москвы — вторая крупнейшая политическая сенсация, связанная с его именем. Первая — назначение тюменского губернатора Собянина руководителем Администрации президента в 2005 году.

Это был первый чиновник путинской эпохи, попавший на высший пост не из петербургских органов власти, близких к ним структур бизнеса и не из органов госбезопасности. Причем руководителем Администрации президента Собянин стал в период, когда нужно было обеспечивать неофициальный выбор преемника между Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым (а потом и Виктором Зубковым).

Теперь — столь же ответственное поручение…

Человек из Няксимволи

Сначала биография Сергея Собянина вроде бы не предвещала такой головокружительной карьеры.

Уроженец мансийского села Няксимволь Березовского района ХМАО, после окончания школы он уезжает к старшей сестре в Кострому, где заканчивает Костромской технологический институт по специальности «Технология машиностроения».

Поработав по распределению на Костромском заводе деревообрабатывающих станков, он переезжает в Челябинск и устраивается на Челябинский трубопрокатный завод бригадиром бригады токарей, позднее становится мастером, затем секретарем комитета комсомола завода.

В 1982 году Собянин становится заведующим орготделом Ленинского райкома ВЛКСМ Челябинска. В 1984 году по комсомольско-партийной линии он был направлен на укрепление кадров в ХМАО: в поселок Когалым — вотчину предприятия «Когалымнефтегаз», позднее преобразованного в «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь». Интересно, что возглавлял предприятие Семен Вайншток, позднее многолетний президент компании «Транснефть». С Вайнштоком, как и со многими другими нефтяными боссами, у Собянина сложились дружеские отношения.

Сергей Собянин занимает должность заместителя председателя Когалымского поселкового совета — начальника управления жилищно-коммунального хозяйства, затем становится секретарем Когалымского горисполкома. Работая в когалымских советских органах, он учится в Ульяновском филиале Всесоюзного юридического заочного института, который оканчивает в 1989 году по специальности «Правоведение».

В 1988 году «перестроечный» первый секретарь Ханты-Мансийского окружкома КПСС Валерий Чурилов замечает молодого перспективного работника и переводит его в окружком партии на должность заместителя заведующего орготделом.

В 1990 году Собянина назначают начальником только создававшейся тогда налоговой инспекции Когалыма. А в декабре 1991 года по распоряжению уже нового руководителя ХМАО Александра Филипенко он становится главой администрации Когалыма.

В 1993 году Собянин переходит в администрацию ХМАО, оставив Когалым профсоюзному лидеру дочерней компании ЛУКОЙЛа Александру Гаврину, родственнику своей супруги (позднее некоторое время занимавшему пост министра топлива и энергетики России). Филипенко назначает его своим первым заместителем по финансово-экономическим вопросам.

В этот период возникают его контакты с главой «Сургутнефтегаза» Владимиром Богдановым, президентом «Сибнефти» Романом Абрамовичем, президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым, президентом Тюменской нефтяной компании Виктором Вексельбергом. Ведь ХМАО — «житница» всех этих компаний.

А в марте 1994 года Собянин избирается депутатом окружной думы ХМАО, и на первой же сессии — председателем думы, то есть он становится вторым лицом субъекта Федерации. В 1996 году его переизбирают депутатом и спикером. Утверждают, что оба раза его кандидатуру активно поддерживали главы нефтяных компаний.

Вместе с Филипенко Собянин, безусловно, может считаться соавтором Ханты-Мансийской модели регионального развития. Это система взаимоотношений с нефтяными корпорациями, обеспечивающая социальные отчисления для развития населенных пунктов нефтедобытчиков и региона в целом, содействие в диверсификации экономики округа — развитии лесной промышленности и использования минеральных ресурсов Приполярного Урала, экологии. При этом они были проводниками идеологии, выработанной еще под руководством Чурилова: использование ресурсов региона прежде всего в интересах его интернационального населения.

В округе была создана уникальная для России система социальной поддержки, построена современная инфраструктура, внедрены новейшие градостроительные и энергетические технологии. Недаром по миграционной привлекательности ХМАО сравним с Москвой.

Первое федеральное дело

В 1996 году Сергей Собянин по должности становится членом Совета Федерации, а в 1998 году избирается председателем Комитета СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.

Будучи сенатором и спикером, он защищает диссертацию на соискание степени кандидата юридических наук, посвященную правовому положению автономного округа в российской правовой системе.

Самым громким делом Собянина в Совете Федерации была подготовка и максимально активная поддержка снятия с должности генерального прокурора России Юрия Скуратова. К этой операции был также привлечен директор ФСБ Владимир Путин, который по этому поводу впервые появился в федеральном телеэфире.

Речь шла о знаменитом фильме с человеком, похожим на генерального прокурора, развлекающимся в сауне с двумя девушками. ФСБ предстояло провести экспертизу пленки, и Путин со свойственным ему легким цинизмом заявил: «Подлинность подтвердим».

Сложность снятия Скуратова состояла в том, что фактический политический лидер страны при больном Ельцине — премьер Евгений Примаков высказался по поводу отставки неопределенно-скептически. И губернаторский корпус, заседавший в Совете Федерации, воспринял это как команду «фас» по отношению к Ельцину. Руководителю Администрации президента Александру Волошину, выступившему с требованием к верхней палате парламента дать согласие на отставку Скуратова, устроили настоящую обструкцию.

Поэтому поддержка Собянина, готовившего вопрос и второе заседание верхней палаты парламента в тесном контакте с Администрацией президента, где Совет Федерации все-таки проголосовал за отставку, дорогого стоила.

Образцовый губернатор

Услуги регионального спикера оценили и стали рассматривать его в качестве кандидата Кремля на смену не слишком покладистому губернатору Тюменской области Леониду Рокецкому. В июне 2000 года Собянин покидает окружную думу и Совет Федерации и переезжает в Екатеринбург на должность первого заместителя полномочного представителя президента в УрФО, курирующего Тюменскую область.

В январе 2001 году он побеждает Рокецкого и становится губернатором Тюменской области. Интересно, что большинство голосов он получил за счет ХМАО и ЯНАО, в том числе с учетом административного ресурса. Александр Филипенко и губернатор ЯНАО Юрий Неелов рассчитывали, что поддерживают «своего», лоббиста интересов округов. Откровенная агитация с их стороны даже удостоилась отповеди тогдашнего председателя ЦИК России Александра Вишнякова. Кроме того, полпред президента в УрФО генерал-полковник милиции Петр Латышев, как утверждали наблюдатели, мобилизовал на поддержку кандидата Кремля все фискальные структуры области. Его также активно поддержали нефтяные компании, кроме ТНК.

Губернатором Собянина сделали прежде всего два автономных округа, которые де-факто жили самостоятельной жизнью и с тюменской администрацией были, по сути, в договорных отношениях.

Первым делом губернатор зачистил областную администрацию от сотрудников Рокецкого: как сторонников прежнего губернатора, так и той части прежней администрации, которая перешла на сторону Собянина. Была создана новая команда. Губернатор зачистил также среду бизнес-взаимодействия областной администрации.

Основное внимание Собянин уделил источникам доходов, прежде всего переносу в Тюмень регистрации нефтяных компаний — на основе личных договоренностей с их руководителями. В частности, как уверяют, по личной договоренности Собянина в Тюмень была перенесена регистрация «центра прибыли» ТНК (хотя ТНК поддерживала на выборах Рокецкого). Тем же способом в Тюмени была зарегистрирована «дочка» компании «Сибнефть». «Переехали» и многие дочерние компании нефтегазовых гигантов, работающие в ХМАО и ЯНАО. На основе этих доходов шестисоттысячная Тюмень из «столицы деревень», как ее принято было называть, стала превращаться в современный мегаполис.

Тюменская область состоит как бы из четырех компонентов. Это автономные округа, на территории которых сконцентрирована производственная база нефте- и газодобычи; Тюмень — традиционно интеллектуальный и образовательный центр нефтегазового комплекса; историко-культурный центр Тобольск и преимущественно сельскохозяйственные районы на юге области. В начале губернаторства Собянина округа жили, по сути, самостоятельной жизнью5, поэтому его усилия были сконцентрирована на самой Тюмени и развитии сельскохозяйственного комплекса.

Основное внимание Сергея Собянина и его ближайшего соратника — вице-губернатора, а позднее технично сделанного новым мэром Тюмени Владимира Якушева (подобранного из крупного банковского бизнеса ЯНАО) было уделено дорожному строительству.

Сергей Семенович активно занялся также благоустройством города — созданием зон отдыха, строительством фонтанов. Он открыл первый «Макдональдс» за Уралом.

Важным направлением было развитие сельского хозяйства. В сельских районах области, по оценке регионоведа Вячеслава Глазычева, Собянин проводил довольно эффективную программу развития животноводства — на основе морозостойких пород. Многие наработки тюменской администрации в сфере животноводства легли потом в основу национального проекта «Развитие АПК».

Сергей Собянин известен довольно жесткой политикой в социальной сфере. В Тюменской области раньше, чем в остальной России, была проведена монетизация льгот. Интересно, что о случившихся по этому поводу акциях протеста пенсионеров не сообщило ни одно местное СМИ: все до единого они попали под жесткий контроль администрации области.

Сергей Собянин одним из первых в России внедрил подушевое нормативное финансирование школ, «оптимизировал количество» медицинских учреждений — то есть массово закрывал «неперспективные». За «политику оптимизации» он удостоился высокой оценки со стороны министра финансов Алексея Кудрина, который ставил его в пример в качестве руководителя, успешно проводящего политику сокращения расходов.

Собянин вовремя уловил федеральную тенденцию концентрации регионов и принял самое активное участие в разработке проекта «комиссии Козака», отбирающего полномочия у автономных округов и ставящего их в финансовую зависимость от субъекта Федерации, в состав которого они входят. Это сделало его бывшего шефа, Александра Филипенко, недругом тюменского губернатора. Но, как оказалось, это проблемы Филипенко: в 2010 году он был сменен креатурой Собянина — депутатом Госдумы от ЯНАО Натальей Комаровой.

На территории Тюменской области также обкатывались многие идеи будущего законодательства о местном самоуправлении, за которое отвечал влиятельнейший заместитель руководителя Администрации президента Дмитрий Козак. Козак, так же как и Кудрин, очень положительно отзывался о тюменском опыте и тюменском губернаторе.

Позднее Собянин, тоже одним из первых, уловил тенденцию к построению вертикали власти снизу доверху и как сам встроился в такую вертикаль, так и встроил в нее муниципалитеты области.

Еще один важный штрих к портрету образцового для Кремля губернатора: Собянин одним из первых вступил в «Единую Россию» и в 2004 году стал членом Высшего совета партии.

В 2005 году в связи с изменением порядка наделения полномочиями губернатора он, не дожидаясь истечения полномочий, поставил перед президентом Путиным вопрос о доверии — и его получил. Глава государства внес кандидатуру Сергея Собянина для наделения полномочиями губернатора, и областная дума наделила Собянина губернаторскими полномочиями.

И всего через несколько месяцев, абсолютно неожиданно для всех, Собянин уезжает в Москву на должность руководителя президентской администрации.

Логичная неожиданность

Неожиданные кадровые ходы типичны для Путина: достаточно вспомнить назначения премьером Михаила Фрадкова или Виктора Зубкова. Но Фрадков закончил премьерскую карьеру довольно бесславно. А скоро, после известного скандала с предательством офицера центрального аппарата СВР, вероятно, закончит и карьеру директора Службы внешней разведки. Зубков более успешен.

Но Собянин обошел обоих этих своих коллег по случайным высоким назначениям. Он оказался довольно эффективным разводящим периода конкуренции преемников — во многом потому, что не был связан отношениями ни с какими из групп разветвленного питерского клана.

У Собянина отношения — лично с Путиным. Утверждают, что знакомство Путина и Собянина состоялось еще в середине 90-х годов: Сергей Семенович якобы выполнял посредническую роль во взаимодействии между ханты-мансийскими и петербургскими нефтяными предпринимателями. Во всяком случае, уже в начале 2000-х годов Путин не скрывал, даже от прессы, дружеского отношения к Собянину.

При этом утверждают, что с периода конкуренции преемников у Сергея Собянина складывались непростые отношения с Дмитрием Медведевым — даже несмотря на то, что именно Собянин был руководителем его предвыборного штаба в 2008 году.

И именно поэтому Сергей Семенович не остался руководителем Администрации президента после 2008 года, а перешел вместе с Путиным в правительство.

Проявления стиля

В период руководства Собянина президентской администрацией было принято несколько характеризующих его решений.

Самое известное — критерии оценки губернаторов. Формально разработка критериев была поручена комиссии госсовета, которую возглавил ставший к тому времени губернатором Тюменской области Владимир Якушев. Перечень содержит исключительно косвенные характеристики: в ней нет критериев, позволяющих оценивать качество жизни в регионе, его успехи на пути развития. То есть оценивается исполнение федеральных показателей, кроме того, вводятся некие расплывчатые оценочные характеристики. К тому же перечень составлен так, что его можно трактовать в зависимости от текущих задач.

В 2006 году появляется законопроект о назначении мэров административных центров и столиц субъектов Федерации. Причем он вносится по официальным каналам «Единой России» и через Комитет по местному самоуправлению, возглавляемый Владимиром Мокрым, который ранее выступал не только против назначения мэров, но даже против «назначения» (то есть явно по звонку) губернаторов.

Резко отрицательно по отношению к документу выступил автор российской муниципальной реформы, полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Законопроект, вероятно по согласованию с президентом, оперативно дезавуировал заместитель руководителя Администрации президента по внутренней политике Владислав Сурков.

Именно Собянину приписывают операцию по снятию человека Сечина — Владимира Устинова с должности генерального прокурора России и назначению на эту должность аппаратно не очень сильного Юрия Чайки.11

Мэр на два года?

Когда появился список кандидатов в мэры и стало ясно, что самой весомой фигурой в списке является Собянин, многие аналитики отказывались верить в очевидное. Так, известный специалист по экономике политических процессов Константин Сонин в ряде своих выступлений отвергал возможность внесения кандидатуры Собянина — по политическим причинам: Путин и Медведев своими руками создают «третьего». Но это, судя по всему, и было целью. История со сменой мэра Москвы — преимущественно предвыборный сюжет.

Некоторое время назад и президент, и премьер заявили, что на президентских выборах 2012 года может быть третий кандидат. Многие подумали, что это риторика.

Для того чтобы преодолеть эти расхождения, нужен третий, который и сам может стать кандидатом от правящей группы, если противоречия в ее недрах не удастся преодолеть. Ведь Собянин показал себя прекрасным «разводящим», и он равноудален от всех центров влияния. Пост московского мэра — это удачная стартовая площадка для раскрутки новой персоны: федеральные СМИ помогут создать образ «победителя лужковской коррупции», «победителя городских транспортных проблем», «модернизатора столицы», и т.п.

При этом текущее руководство городом с санкции Кремля оставлено за старыми кадрами: второе лицо города — Владимир Ресин, насколько известно, получил даже личные гарантии премьера на сохранение поста.

Ельцин 2.0

Деятельность Собянина напоминает первый период работы в Москве Бориса Ельцина, назначенного партийным лидером столицы с должности секретаря ЦК по инициативе Михаила Горбачева — пересмотр наследия прежнего периода.

Прежде всего в Москве нужно достроить вертикаль. Кроме того, реализовать интересы федеральных бизнес-групп на московском рынке, до сих пор сильно закрытом для них. А также привести к власти покладистую администрацию — и вернуться в федеральную политику.