Работа на пенсию

12 ноября в РСПП состоялось первое заседание Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию. В заседании приняли участие президент РСПП А.Н. Шохин, член бюро правления РСПП, председатель правления Института современного развития (ИНСОР), председатель Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию И.Ю. Юргенс, исполнительный вице-президент РСПП, управляющий директор Управления трудовых отношений и социальной политики РСПП Ф.Т. Прокопов, представитель аппарата Государственной думы ФС РФ Д.В. Ушаков, представители РСПП в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений, руководители и представители отраслевых объединений работодателей, негосударственных пенсионных фондов и компаний.

На заседании выступил А.Н. Шохин. Он поздравил участников заседания с началом работы комитета и напомнил, что в РСПП действовала постоянная рабочая группа по развитию пенсионных систем и РСПП принимал активное участие в обсуждении пенсионной реформы десять лет назад. Были сделаны многие правильные шаги в развитии пенсионной системы в России. Однако сегодня проблемы, о которых РСПП предупреждал, выявились с новой силой.

Шохин отметил, что создание комитета в разгар дискуссии о направлениях реформы пенсионной системы очень своевременно. «В пенсионных системах, и не только в России, наблюдаются проблемы, связанные с демографией. Об этих проблемах мы заранее знали, но не подготовились должным образом», — сказал Шохин. Он заметил, что в условиях ограничения налоговой нагрузки демографический фактор ложится тяжелым бременем на бюджет.

А.Н. Шохин также подчеркнул, что нельзя ограничиваться обсуждением отдельных пенсионных тем, необходимо обсуждать всю конструкцию пенсионной системы и при обсуждении не должно быть неприкасаемых тем, в том числе и повышения пенсионного возраста.

По его мнению, реализация только фискальных предложений и отказ от накопительной компоненты не может обеспечить улучшение финансовой ситуации в пенсионной системе в долговременной перспективе. Фискальное решение проблемы позволит улучшить ситуацию не более чем на шесть лет. При этом необходимо иметь в виду, что любое увеличение нагрузки на фонд заработной платы может привести к сокращению облагаемой базы для начисления страховых взносов. Эта тема чувствительна с социальной точки зрения, но она также чувствительна и для экономики, инноваций.

Кроме того, А.Н. Шохин проинформировал участников заседания об итогах совещания у первого заместителя председателя Правительства РФ И.И. Шувалова, на котором с участием экспертного сообщества была обсуждена стратегия реформирования пенсионной системы в России, включая повышение эффективности накопительной пенсионной системы.

Во вступительном слове И.Ю. Юргенс отметил, что комитет должен определить свои краткосрочные, среднесрочные и перспективные задачи.

В краткосрочной перспективе комитету необходимо дать оценку сегодняшнего состояния пенсионной системы. В среднесрочной перспективе (один-два года) необходимо наметить шаги по изменению пенсионной системы, определить, что необходимо сделать, чтобы молодые люди, входящие в трудовую деятельность, смогли самостоятельно накопить себе на достойную пенсию. Сегодня зачеркнуть накопительную часть пенсии — безответственно.

Наконец комитету необходимо задуматься об идеальной модели пенсионной системы для России в целом в долгосрочной перспективе. Цель пенсионной системы — снижение нагрузки на государство, полное включение работающего населения в процесс накопления на старость. Все это к тому же должно преломляться в свете того, что мотивирует работодателей.

И.Ю. Юргенс отметил, что в настоящий момент обойтись без распределительной системы нельзя, но и отказаться от накопительной системы тоже будет неправильно. Ответственные граждане страны должны самостоятельно формировать пенсионные средства и управлять ими.

Участники дискуссии заслушали доклад «Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности», подготовленный членом Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам О.Г. Дмитриевой, который представил Д.В. Ушаков.

В докладе делается вывод о том, что в России государственная обязательная накопительная система за счет обязательных социальных взносов менее эффективна, чем чисто распределительная система, которая была до реформы.

Сделанный авторами доклада вывод о неэффективности существующей накопительной системы вызвал широкую дискуссию, в результате которой участники заседания не согласились с приведенными в докладе результатами. В обсуждении доклада приняли участие А.Н. Шохин, И.Ю. Юргенс, О.Ю. Голодец (президент Общероссийского межотраслевого объединения работодателей — производителей никеля и драгоценных металлов), К.С. Угрюмов (председатель совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов), Е.В. Сухорукова (исполнительный директор НПФ «Благосостояние»), Е.Ш. Гонтмахер (член правления ИНСОР).

В ходе обсуждения была отмечена необходимость оценки получателей социальных пенсий в России и принятия решения, прежде всего обществом, о размере их пенсии, а также обсуждения целесообразности возможного введения налога на эти цели.

Кроме того, отмечена острота вопроса профессиональных пенсий, выплачиваемых ранее установленного пенсионного возраста. Было предложено провести ревизию причин и оснований выхода на досрочную пенсию, учитывая, что многие ее получатели после назначения досрочной пенсии продолжают трудиться на своих рабочих местах. Было высказано мнение, что отказ от досрочных пенсий более рационален, чем повышение пенсионного возраста.

Участниками заседания отмечено, что накопительная система завоевала право на жизнь и нецелесообразно искать ей замену. Нужно идти по разным направлениям, чтобы выработать оптимальную пенсионную систему.

В ходе дискуссии было предложено описать все население страны в логике взносов, то есть с точки зрения формирования пенсионного капитала. Кроме того, участники дискуссии обратили внимание на то, что сегодня публикуется очень много различных докладов на пенсионную тематику, которые полезно проанализировать. Было отмечено, что, к сожалению, нет достаточных расчетов по каждой составляющей пенсионной системы. Все предложения делаются на уровне ощущений.

Одним из шагов по изменению пенсионной системы, по мнению участников, должен стать вывод из пенсионной системы нынешних пенсионеров (для этого обсудить проблему возраста). И это должно стать предметом общественного договора. Необходимо создать пенсионную систему для активной части населения, сама система пенсионного страхования должна быть рассчитана, например, для граждан 45 лет и моложе, которые принимают участие в накоплении своих пенсионных прав. При этом государственная система может обеспечивать минимум, который гарантирован государством.

Одновременно необходимо пропагандировать и развивать программы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, участниками заседания отмечалось, что сегодня Пенсионный фонд осуществляет много выплат, не относящихся к пенсионному страхованию. Его необходимо освободить от этих не свойственных страховщику функций.