Имидж: возможна ли правовая защита?


Текст | Татьяна ТИТОВА, кандидат юридических наук, директор d.o.o. Tehnologija Novog Vala (Croatia), коммерческий директор ООО «Нордик Партнерз» (Россия),
tehnologianv@gmail.com


В настоящее время в российском законодательстве отсутствует такое понятие, как имидж.

В наш мир стремительно развивающихся информационных и мультимедийных технологий и повальной гонки за личным успехом уже прочно вошло такое понятие, как имидж. Что же такое имидж?

Существует множество определений имиджа. Для целей настоящей статьи остановимся на определении имиджа, приведенном в одном из энциклопедических словарей. Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определенного отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

В результате революционного развития системы масс-медиа, расширения и модификации информационного пространства значение, влияние и ценность информации, нематериальных объектов и неимущественных прав значительно изменились. Этот процесс не мог не затронуть и такое понятие, как имидж.

Еще не так давно проблемы имиджа — производимого человеком на окружающих впечатления — интересовали, пожалуй, только его родных, знакомых и психологов. В современной действительности значение имиджа многократно возросло. Имидж известных людей напрямую связан с получаемым ими доходом. Продуманно составленный имидж прямо влияет на количество и структуру заключаемых с известным лицом контрактов на рекламу того или иного товара, способен определять его дальнейшие роли в массово-увеселительных мероприятиях, телепередачах, формирует общественное мнение о том или ином человеке. Более того, доход от использования имиджа может превышать доход от основной профессиональной деятельности. Например, доход от рекламы сделал Марию Шарапову самой богатой спортсменкой мира: с июня 2009 по июнь 2010 года Шарапова заработала $24,5 млн, причем призовые за участие в турнирах составили лишь около $1 млн. Основной доход российской теннисистке принесли рекламные контракты, продажа прав на использование имени, а также выпуск собственной линии спортивной одежды.

Безусловно, такой имидж включает в себя не только особенности внешности человека.

Имидж — это многоуровневая, многокомпонентная, многофункциональная система знаков (признаков подобия или символических аллегорических иносказаний) и коммуникативных кодов (завуалированных, зашифрованных посланий), которые оказывают то или иное впечатление на человека. Имидж — это форма социальной и психической активности, чувственный язык, через который общественное сознание идентифицирует личность. Структурными компонентами имиджа являются габаритный (внешность), кинетический (характерные телодвижения, выражающие эмоции), вербальный (словесный), средовой (материальное и социальное окружение) и объективизированный (овеществленный) параметры. В частности, компонентами имиджа нередко является характерное высказывание, которое в общественном сознании становится тесно связанным с конкретной личностью, атрибутом ее идентификации (например, «Звезда в шоке!» Сергея Зверева, «Как страшно жить!» Ренаты Литвиновой и др.), часто используется псевдоним (Валерия, Гарик Бульдог-Харламов и др.). Имидж публичного человека тесно связан с необходимостью защищать деловую репутацию, честь и достоинство, защищать результаты творческой деятельности, авторское право и смежные права.

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует такое понятие, как имидж. Однако существуют иные понятия — охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 1225 ч. 4 ГК РФ), интеллектуальные права (ст. 1226 ч. 4 ГК РФ), исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1229 ч. 4 ГК РФ), авторское право, интеллектуальная собственность (ч. 4 ГК РФ, ст. 44 Конституции РФ), защита деловой репутации, чести и достоинства (ст. 152 ГК РФ) и др., которые в зависимости от конкретной ситуации можно использовать для защиты интересов человека, связанных с проблемами защиты имиджа.

С вступлением в силу ч. 4 ГК РФ утратил свою силу закон «Об авторском праве и смежных правах». Теперь, согласно ст. 1225 ч. 4 ГК РФ, охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Интеллектуальная собственность охраняется законом (п. 2 ст. 1225 ч. 4 ГК РФ). Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствам индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.) (ст. 1226 ч. 4 ГК РФ). Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК РФ (ст. 1227 ч. 4 ГК РФ).

Сферу рассматриваемых общественных отношений также затрагивают Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, закон «О рекламе», Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов, исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года, Всемирная конвенция об авторском праве, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года., Договор ВОИС по авторскому праву (WCT) (принят Дипломатической конференцией в Женеве 20 декабря 1996 года) и др.

Имидж как таковой нельзя продать, купить или застраховать, так как такого понятия, как имидж, не существует в российском законодательстве. Однако, пользуясь этим красивым иностранным словом, мы часто понимаем под ним некое средство индивидуализации, объект интеллектуальной деятельности, совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).

К сожалению, люди, задействованные в этой сфере, часто пренебрегают необходимостью надлежащим образом оформлять договорами и соглашениями возникающие в процессе их работы отношения и обязательства.

Общественно известные люди в своей деятельности часто используют такой компонент имиджа, как псевдоним, под которым они выступают, печатают свои произведения, участвуют в творческих конкурсах, фестивалях и концертах. Как им в случае кражи результатов их интеллектуальной деятельности, плагиата, выпуска пиратcких CD, копирования имиджа и псевдонима с целью извлечения дохода и т.п. защитить свои законные права, если не существует какого бы то ни было документа, подтверждающего именно их авторство, подтверждающего принадлежность псевдонима конкретному человеку? Ситуация усугубляется и тем, что в начале творческой деятельности молодой исполнитель или писатель находится в зависимости от продюсера или издателя, которые часто участвуют в создании имиджа и его раскрутке.

Правом на обращение в суд по делам, связанным с защитой интереса, обладают только заинтересованные лица. Таким образом, наличие интереса является необходимой предпосылкой для реализации гарантированного Конституцией РФ права на судебную защиту. Выбор способа защиты нарушенного права или законных интересов принадлежит истцу, равно как и обязанность доказывания обоснованности исковых требований.

В связи с этим можно выделить следующие проблемы и вопросы правовой защиты имиджа:

1. Определение правовой природы объекта, подлежащего защите при возникновении необходимости защиты законных интересов человека, использующего имидж; выявление возможностей действующего законодательства РФ для такой защиты.

2. Обладает ли имиджмейкер — создатель образа медийной, известной персоны — авторскими правами на созданный имидж в целом либо на какие-либо его части (псевдоним, оригинальную технику разработки имиджа и его раскрутки и др.)?

3. Проблемы защиты чести и достоинства личности в случае проявления недобросовестной конкуренции и черного PR.

4. Проблемы защиты чести и достоинства личности наследниками в случае проявления недобросовестной конкуренции и черного PR, когда эти проявления прямо или косвенно стали причиной гибели человека.

5. Проблемы защиты прав и интересов человека в случае плагиата, совершенного тезкой, то есть человеком с таким же именем и фамилией.

6. Наследование после человека, использовавшего в свой творческой деятельности псевдоним.

7. Проблемы определения и доказательства ущерба, возникшего вследствие нарушения законных прав и интересов в сфере защиты исключительных прав, защиты результатов интеллектуальной деятельности.

Недостатки российского законодательства в сфере защиты результатов интеллектуальной деятельности нередко приводят к казусам. Так, Кировский районный суд Ростова-на-Дону удовлетворил иск Южного филиала авторского общества (РАО) к организаторам концерта английской группы Deep Purple в Ростове-на-Дону 19 октября 2008 года. Суд признал, что организаторы концерта должны были получить в РАО лицензию для британских рокеров на публичное исполнение ими своих песен. Согласно решению суда, за бездоговорное использование произведения ООО «Юг-арт» должен выплатить 450 тыс. руб. (по 30 тыс. за каждую из 15 песен, исполненных на концерте) в пользу Южного филиала РАО. Определенная часть этой суммы, размер которой РАО не называет, будет выплачена авторам песен: Яну Гиллану, Яну Пейсу, Роджеру Гловеру, а также члену авторско-правового общества BMI Стиву Морсу4. При этом в решении суда присутствуют многочисленные неточности при указании авторов песен. Так, Стив Морс назван соавтором песен, написанных членами предыдущего состава группы задолго до его прихода (например, Black Night, Highway Star), а действительные авторы Джон Лорд и Ричи Блэкмор даже не упомянуты. Морс и Пейс названы авторами музыки и текста Contact Lost, тогда как текст у этой композиции отсутствует.

К сожалению, допустимый объем данной публикации не позволяет подробно рассмотреть все аспекты перечисленных проблем.

Между тем, несмотря на существующие значительные сложности в сфере рассматриваемых общественных отношений, защита законных интересов лиц, использующих имидж, при условии обязательного учета специфики российского законодательства в данной сфере, корректного оформления договорных обязательств, представляется не только возможным, но и необходимым. Нельзя защитить имидж как таковой, но можно защитить честь, достоинство и деловую репутацию человека, использующего имидж, его интеллектуальные и исключительные права, права автора на результат интеллектуальной деятельности.