Госуслуги по карточкам: начинается выдача «электронных паспортов»


Текст | Леонтий Букштейн
Фото | из архива банка «Уралсиб», Леонтий Букштейн


Идея о том, чтобы обеспечить всех жителей России специальными электронными паспортами, обсуждалась уже давно. Но в последнее время государство всерьез взялось за ее воплощение в жизнь. В конце июля был принят федеральный закон, согласно которому все граждане получат универсальные электронные карты уже к 2014 году. Базой для них станут социальные карты, которые работают в некоторых регионах.

Мне, жителю столицы, верхом совершенства казалась Социальная карта москвича: с ней можно ездить в городском наземном и подземном транспорте Москвы, хранить деньги на банковском счете, предъявлять в аптеках и магазинах для получения скидки… Но на этом ее возможности исчерпываются. Как оказалось, негласным лидером по функциональности среди социальных карт считается Социальная карта Башкортостана. Мне довелось вблизи понаблюдать за процессом ее изготовления и авторизации, посмотреть ее в деле, увидеть саму процедуру применения. Возможности карты действительно впечатляют. Неслучайно представители мэрии столицы специально съездили в Уфу, чтобы поближе познакомиться с башкирским опытом.

Социальная карта Башкортостана появилась в 2001 году, когда банк «Уралсиб» на свой страх и риск начал осуществлять этот проект. Понятно, что базовым для карты служит банковское приложение. Оно позволяет получать на «пластик» положенные социальные выплаты и осуществлять различные платежи, например за квартиру или сотовую связь. В дополнение к средствам, которые переводит на карту государство, ее владелец имеет возможность самостоятельно пополнять свой счет в офисах и банкоматах банков — участников системы. Карта выпускается на основе международной платежной системы MasterCard, поэтому расплачиваться ею можно не только в России, но и за границей. Но банковское приложение — это только верхушка айсберга. Держатели социальной карты могут активировать в общей сложности девять приложений с различными государственными услугами — например, транспортное, медицинское, пенсионное, налоговое или дисконтное. При этом чиповая технология позволяет добавлять на карту новые приложения через банкомат. Это удобно как для гражданина, которому не нужно лишний раз обивать пороги чиновничьих кабинетов, так и для государства, которое таким образом сокращает свои расходы.

Как отмечает глава MasterCard Europe Илья Рябый, проект «Социальная карта Башкортостана» уникален в мировом масштабе именно тем, что в нем «впервые была реализована функция адресного учета и доставки широкого набора льгот». Неслучайно за последний год карта получила несколько призов: на конкурсе информационных банковских продуктов OSCARDS-2009 в Париже и на конкурсе Cards and Payment Europe Awards—2010 в Мадриде, а в минувшем июле она была признана лучшим проектом по переводу в электронный вид государственных услуг в сфере здравоохранения на конкурсе «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора», организованном Издательской группой «КомНьюс» при поддержке Минкомсвязи РФ. На церемонии награждения лауреатов министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев подчеркнул, что «предпочтение было отдано тем проектам, которые упрощают не перемещение бумаг между компьютерами и по столам госслужащих, а облегчают жизнь наших граждан, уменьшают количество хождений по инстанциям, сокращают очереди».

Когда в феврале этого года в Уфу приехал премьер-министр Владимир Путин, ему продемонстрировали возможности Социальной карты Башкортостана. Судя по всему, он был впечатлен увиденным. «Уверен, что люди, которые пользуются этой услугой, благодарны руководству республики за внедрение этих технологий», — заявил глава правительства и предложил распространить имеющийся позитивный опыт на всю страну. Недавно при активном участии крупнейших банков был принят федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Глава 6 этого закона посвящена как раз универсальной электронной карте — своеобразному «электронному паспорту» гражданина.

Сейчас в федеральном пилотном проекте, на котором обкатывается технология совместной работы социальных карт из разных регионов, участвуют три банка: Сбербанк, «Уралсиб» и «Ак Барс». «Пилотный проект охватил Астраханскую область, Республики Башкортостан и Татарстан. Задача, которую мы перед собой ставим, заключается в том, чтобы карты из одного региона без проблем работали в другом регионе. После этого можно будет начать тиражировать технологию уже и на всю страну», — говорит председатель правления банка «Уралсиб» Ильдар Муслимов.

Выбор государства пал на эти банки не случайно — все они уже не первый год выпускают социальные карты и располагают уникальным практическим опытом по разработке таких проектов. Именно эти банки в равных долях стали акционерами ОАО «Универсальная электронная карта», которое в июне 2010 года было создано российским правительством как оператор всей будущей системы. Новая компания займется разработкой функционала универсальных электронных карт, созданием для них технологической платформы и написанием соответствующих нормативных документов.

Как рассказывает старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский, в качестве первого шага Сбербанк и «Уралсиб» решили объединить свои банкоматные сети. «Это позволит предоставлять держателям социальных карт банков уникальные информационные услуги, а также осуществлять социальные выплаты в сетях обоих банков без комиссий», — говорит он. Дальше предстоит объединить и прочие функционалы карт.

Параллельно с этим будут запускаться новые проекты универсальных карт в целом ряде регионов. «Сейчас мы видим готовность у восьми-десяти регионов. В ближайших планах — внедрение карт в Краснодарском крае, Московской и Мурманской областях», — говорит Ильдар Муслимов. Вероятно, число регионов, которые присоединятся к проекту, будет расти в геометрической прогрессии: по планам правительства, универсальная электронная карта должна появиться у каждого россиянина уже через четыре года.


ОСОБОЕ МНЕНИЕ


Максим Переверткин: максимум услуг с помощью одной карты

Мы беседуем с руководителем департамента стратегического развития компании «Ситроникс Смарт Технологии» Максимом Переверткиным.

— Максим, почему в качестве одного из пилотных регионов для обкатки технологии универсальной электронной карты был выбран именно Башкортостан?

— В Башкортостане сейчас уже полностью выстроена инфраструктура для использования таких карт, жители научились ими пользоваться. Я бы выделил и технологическую составляющую, а именно то, что карта работает на платформе международной платежной системы MasterCard. Аналогичный проект социальной карты Сбербанка в Астраханской области был реализован на базе собственной платежной системы «Сберкарт». А в Башкортостане и банковское и социальное приложения действуют по международным стандартам. Это основная отличительная технологическая особенность. Имея карту международной платежной системы, держатель значительно расширяет возможности ее использования: она будет действовать не только в России, но и за ее пределами.

— Насколько этот проект перспективен?

— Очень перспективен. Башкортостан — пилотный регион для обкатки универсальной карты. Вероятно, впоследствии к карте будут подключаться дополнительные сервисы: в рамках развития универсальной карты предполагается задействовать не менее 15 госуслуг. То есть ныне существующие сервисы будут дополняться и совершенствоваться.

— Что ценного в этом проекте? Что могут перенять другие компании, банки и регионы?

— Самое ценное — это накопленный опыт, используемые наработки и технологические решения. Он может стать стартовой площадкой для развертывания сервисов на базе универсальной электронной карты. Банки будут иметь перед глазами опыт «Уралсиба» — и пользоваться уже созданной нормативной базой, регламентами, примерами интеграции с ведомствами. Поскольку этот опыт универсален, каждый банк сможет применить его непосредственно к своему региону. Недавно принятый федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не противоречит принципам проекта, реализованного в Башкортостане, а, наоборот, дополняет и расширяет его функциональность. При доведении башкирского проекта до требований этого закона не только увеличится количество предоставляемых услуг, но и расширится региональное покрытие карты. Уже в ближайшее время карта, эмитированная в одном регионе, должна действовать и в других областях и субъектах РФ.  

— Как по-вашему, нужно ли унифицировать социальные карты для всей страны, ограничив «самостийность» регионов в этом вопросе?

— При реализации любых проектов всегда возникает вопрос о плюсах и минусах унификации. При работе системы в масштабах целой страны, а не только конкретного региона, логичным и правильным будет применить подход международных платежных систем. Суть его заключается в том, что существует уполномоченная организация, которая устанавливает стандарты и требования присоединения участников к системе, определяет процедуры сертификации подключаемых решений, обеспечивает связь между участниками системы — в общем осуществляет методологическую и координационную функцию. Думаю, вполне логично, что в случае с универсальной электронной картой такой уполномоченной организацией стала компания, созданная крупнейшими банками, которые к тому же не первый год находятся «в теме». Внедрять универсальную электронную карту будут профессионалы, а это залог успеха всего проекта.