Взимать по закону
Текст | Татьяна ОСТАПОВА
В середине лета на публичное обсуждение был вынесен проект Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», подготовленный представителями коллекторского и банковского сообществ. Документ призван цивилизовать рынок услуг по сбору просроченной задолженности.
Законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» разработан двумя крупнейшими российскими ассоциациями коллекторов — Национальной ассоциацией профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и Ассоциацией по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ) совместно с двумя ведущими банковскими ассоциациями — Ассоциацией российских банков (АРБ) и Ассоциацией региональных банков России (Ассоциация «Россия»). Презентация законопроекта и посвященная ему пресс-конференция состоялись 6 июля в центральном офисе агентства «Интерфакс». Об основных положениях документа журналистам рассказали президент НАПКА Александр Морозов, президент АРКБ Сергей Рахманин, исполнительный вице-президент по правовым вопросам АРБ Андрей Емелин и вице-президент Ассоциации «Россия» Олег Иванов.
Российский коллекторский рынок еще очень молод (первые коллекторские агентства появились у нас в 2004 году), в то же время он динамично развивается, объем рынка составляет около 135 млрд руб., или 0,35% от ВВП России, а общий объем задолженности, передаваемый только членам НАПКА по банковским кредитам, составляет порядка 100 млрд руб. — такие данные приводятся в совместном обращении НАПКА, АРКБ, АРБ и Ассоциации «Россия».
Специального правового регулирования рынка коллекторских услуг сейчас в России не существует. В своей работе агентства опираются на Гражданский кодекс РФ, законы «О персональных данных», «О кредитных историях», «О несостоятельности (банкротстве)» и ряд других правовых актов. С точки зрения профессиональных коллекторов, этого явно недостаточно. «На сегодняшний день в законодательстве отсутствует само понятие «деятельность по взысканию просроченной задолженности», не предусмотрены необходимые характеристики субъектов коллекторской деятельности, порядок ее осуществления и механизм ответственности», — говорится в совместном обращении четырех ассоциаций. Не секрет и то, что нецивилизованные методы работы некоторых агентств то и дело оказываются в центре публичного обсуждения и бросают тень на репутацию всех участников рынка.
Законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» призван решить несколько задач: во-первых, обеспечить защиту прав и интересов должника при осуществлении взыскания, в том числе защиту права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; во-вторых, определить порядок, условия, принципы и формы взыскания просроченной задолженности; в-третьих, обеспечить права и интересы лиц, осуществляющих взыскание просроченной задолженности, в том числе путем снижения рисков неисполнения обязательств со стороны должников; в-четвертых, создать условия для добровольного исполнения должниками своих обязательств по погашению просроченной задолженности. С полным текстом документа можно ознакомиться на сайтах НАПКА и АРКБ.
Стоит отметить, что законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» — не единственный вариант документа, закрепляющего правовое регулирование коллекторской деятельности. Параллельно с коллекторскими и банковскими ассоциациями свой законопроект под названием «О регулировании деятельности по взысканию долгов» готовила Общероссийская общественная организация «Союз заемщиков и вкладчиков России» (СЗВ России). В начале июля на официальном сайте СЗВ России появилась информация о том, что работа над документом завершена, он передан на оценку в Комитет Государственной думы по финансовому рынку, а рабочая группа по доработке документа должна быть создана в ближайшее время. «Законопроект направлен на обеспечение прав и законных интересов граждан при взыскании задолженности во внесудебном порядке, а также защиты должников и кредиторов при осуществлении деятельности по взысканию долгов. Также проект устанавливает определения основных этапов деятельности по взысканию долгов, обязанности и ответственность, объясняет, что входит в понятие «профессиональной тайны» и особых прав деятельности по взысканию долгов», — говорится в информационном сообщении СЗВ России.