Позеленевшая власть


Александр ПОЛЯНСКИЙ

Российская власть до сих пор никогда не поддавалась давлению — и, о чудо, все главные действующие лица поменяли свое мнение по вопросу о строительстве новой трассы Москва — Петербург через Химкинский лес на 180 градусов, нимало не беспокоясь о сохранении лица.

Четко поддерживала строительство дороги по этому маршруту «Единая Россия» — и вдруг по ее предложению президент Медведев распоряжается приостановить строительство: формально — для дополнительной экспертизы. Сам Медведев недвусмысленно высказывался о том, что поддерживает строительство трассы через Химкинский лес: «Дубы, конечно, жалко, но вопрос в том, когда они были посажены и представляют ли они интерес». И он же, комментируя свое решение о приостановке прокладки трассы, говорит в специальном интернет-обращении слова, в которых читается возможность пересмотра принятого решения.

Владимир Путин очень четко и неоднократно поддерживал проект строительства дороги через Химки — причем особенно недвусмысленно, когда уже начались массовые акции протеста. Премьер тоже, оказывается, теперь придерживается иной точки зрения: больше того, в своем выступлении на Дальнем Востоке он подчеркнул, что правительство поддерживало экологов по многим принципиальным вопросам.

Мэр Москвы, сопредседатель Высшего совета партии «Единая Россия» Юрий Лужков и попавший относительно недавно в его команду префект САО, а в прошлом федеральный экологический чиновник Олег Митволь четко и публично выступили сторонниками так называемого Молжаниновского проекта — ведения трассы через московский район Молжаниново (хотя при этом эксперты Института Генплана Москвы высказываются за химкинский вариант — видимо, мэрия стремится не складывать все яйца в одну корзину, пока ситуация окончательно не разрешилась). В том же духе высказался и глава партии «Единая Россия» Борис Грызлов.

Что случилось? Неужели власть заставил пойти на смену позиции предшествоваший решению президента несколькотысячный митинг на Пушкинской площади с участием Юрия Шевчука? Власть, которая, например, без колебаний санкционировала задержание лидера движения в защиту Химкинского леса Евгении Чириковой — прямо на выходе с пресс-конференции в Независимом пресс-центре, на публике, под телекамеры… Или предусмотрела жесткие санкции против тех, кто участвовал в «нападении» на химкинскую администрацию…

Скорее всего, митинг на Пушкинской создал некую критическую массу причин, которые привели к пока еще не смене, но колебанию генеральной линии в этом вопросе. Во-первых, Администрацию президента (которая, конечно, и была координатором коллективного «позеленения» политического руководства) очень обеспокоил характер оппозиционной активности по химкинскому вопросу, который продемонстрировал митинг. Условно экологическая тема стала точкой объединения очень разных политических сил — которые возмущались даже не самим фактом вырубки леса, а тем, что она происходила с циничным игнорированием общественного мнения. «Лесная» тема сфокусировала общественное недовольство властью.

Во-вторых, в действительности консенсуса по химкинскому варианту не было и в самой власти. Политическую поддержку движению в защиту Химкинского леса оказала не только несистемная оппозиция, но и системная — «Яблоко» и, что особенно интересно, «вторая нога власти» — «Справедливая Россия», причем в лице депутата Госдумы Антона Белякова очень активно. Кроме того, против химкинского варианта была настроена московская мэрия.

В-третьих, за двумя главными вариантами прокладки трассы, Химкинским и Молжаниновским, стоят очень серьезные бизнес-интересы. И борьба продолжается. Так что предсказать результат противостояния сложно — наверняка это будет один из ключевых политических камней преткновения, вокруг которого развернется сложная позиционная борьба, на ближайшие месяцы.