Победил компромисс


Текст | Елена ГРИГОРЬЕВА


С 2011 года базовые ставки транспортного налога могут быть вдвое снижены, а акцизы на бензин, напротив, с 2011 до 2013 года станут постепенно повышаться. Соответствующие поправки Минфин предлагает внести в Налоговый кодекс РФ.

Изменения в налоговом законодательстве, предложенные Министерством финансов РФ, связаны с принятым некоторое время назад решением о восстановлении дорожного фонда. Напомним, Федеральный дорожный фонд, средства которого шли на ремонт и содержание федеральных дорог, строительство новых трасс, закупку техники, существовал в России до января 2001 года. Спустя пару лет были упразднены и территориальные дорожные фонды, отвечавшие за содержание, ремонт, реконструкцию и строительство дорог общего пользования, находящихся в ведении регионов. Основной причиной ликвидации дорожных фондов называют их непрозрачность и, как следствие, большую долю коррупционной составляющей и нецелевое использование средств. Впрочем, у системы дорожных фондов всегда были не только критики, но и сторонники, видевших в ней много плюсов.

О возможности возвращения к прежней системе финансирования дорожного хозяйства активно заговорили в конце прошлого года. Так, президент РФ Дмитрий Медведев поднимал эту тему 24 ноября на заседании президиума госсовета в Ульяновске и на совещании по экономическим вопросам, состоявшемся 2 декабря 2009 года. А 19 мая этого года по итогам совещания по вопросу «Об организации устойчивого финансового обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования» председатель Правительства РФ Владимир Путин сообщил о решении создать федеральный бюджетный фонд по строительству, ремонту дорог, в котором «будут аккумулироваться минимальные средства для строительства и поддержания в нормальном состоянии дорожной сети страны. Такое же право, по словам премьера, «будет предоставлено и субъектам Российской Федерации».

Параллельно с идеей восстановления дорожных фондов обсуждались и источники их финансирования, в числе которых были акцизы на бензин и транспортный налог. Наибольшую известность получило предложение Министерства транспорта РФ, озвученное главой Минтранса Игорем Левитиным 16 июня на совещании по вопросам бюджетной политики под председательством Дмитрия Медведева. В частности, предлагалось упразднить транспортный налог, заменив его увеличением акцизов на топливо. Идея, впрочем, была с сомнением воспринята Дмитрием Медведевым, отметившим, что «при увеличении акцизов на топливо нужно думать о механизмах социальной поддержки граждан, которые наделены льготами по уплате транспортного налога, нельзя забывать о сельскохозяйственных организациях, о военных организациях, которые имеют транспорт, не облагаемый налогом. И, конечно, нужно самым внимательным образом отнестись к потребностям ветеранов и инвалидов, получивших автомобили в качестве социальной поддержки. Их материальное благополучие в результате работы по созданию дорожных фондов не должно существенно измениться».

Компромисс был найден спустя месяц. 27 июля на пресс-конференции министра финансов РФ Алексея Кудрина и министра транспорта РФ Игоря Левитина по итогам совещания при президенте РФ журналистам сообщили о том, что Дмитрий Медведев поддержал предложения министерств о создании Федерального дорожного фонда, увеличении акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ) с одновременным уменьшением базовых ставок транспортного налога. По словам Алексея Кудрина, было принято решение зафиксировать уровень расходов на дорожное хозяйство в 2010 году — 280 млрд руб., от которого будет рассчитываться объем фонда. Объем средств фонда планируется ежегодно увеличивать за счет акцизов на ГСМ, которые в 2011—2013 годах будут постепенно повышаться примерно на 1 руб. на 1 л в год. Базовые ставки транспортного налога (они устанавливаются на федеральном уровне) снижаются в два раза, регионы могут уменьшать или увеличивать их не более чем в десять раз, кроме того, субъекты РФ получили право обнулять ставку для маломощных автомобилей до 150 л.с.

В начале августа на сайте Министерства финансов был опубликован проект Федерального закона «О внесении изменений в главы 22, 26 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», содержащий все эти предложения. Осенью его планируется вынести на рассмотрение Государственной думы.