Лекарство для роста


Текст | Василий СЕМЕНОВ


Фармацевтическая промышленность может стать одним из источников роста послекризисной экономики.

В послесоветский период фармацевтическая промышленность боролась с колоссальным дисбалансом, возникшим из-за разрыва отношений внутри СЭВ. Производство лекарственных средств развивалось в восточноевропейских странах, а у нас выпускалась крупнотоннажная химическая продукция (в том числе лекарственные субстанции), производство которой опиралось на мощный энергетический потенциал. Конечная продукция импортировалась.

Распад СССР и СЭВ поставили Россию в крайне тяжелое положение: страна оказалась в колоссальной зависимости от импорта на рыночных условиях. В целях ликвидации дефицита лекарственных средств государство пошло на значительное упрощение процедуры оформления импортных операций. При этом нормы, регулирующие производство лекарственных средств на внутреннем рынке, остались практически неизменными с советских времен. Это создало избыточное административное давление на российскую фарминдустрию. Такое положение дел оставалось неизменным на протяжении практически 15 лет и привело к снижению доли отечественных производителей на внутреннем рынке.

Ситуация начала изменяться с начала 2000-х. Рост благосостояния граждан и существенное увеличение госрасходов на закупку лекарственных средств привели к росту рынка и стимулировали ряд зарубежных компаний к созданию производств в России.

Быстрорастущий рынок

Российский фармрынок — один из наиболее динамичных и быстрорастущих в мире. На протяжении четырех докризисных лет он демонстрировал весьма значительные темпы роста — не менее 10—12% в год. Продажи лекарственных средств в нашей стране в 2007 году составили в конечных ценах около 298 млрд руб., а в 2008 году — около 360 млрд руб.

Начиная с 2003 года объем российского рынка (в рублях) увеличивался на 10—12% ежегодно. Даже с учетом текущей ситуации в российской экономике можно прогнозировать, что к 2011 году объем отечественного рынка лекарственных средств достигнет 400— 500 млрд руб., а в 2020 году он составит порядка 1—1,5 трлн руб. 

Вместе с тем рост российского фармрынка в последние годы сопровождался постоянным увеличением объемов импорта и сокращением доли российских производителей. По итогам 2008 года доля отечественных лекарственных средств на российском рынке составила порядка 23% в денежном выражении.

Отрасль сегодня находится в прямой зависимости от импорта субстанций. Внутреннее производство обеспечивает не более 22% потребности российской фармацевтической промышленности в субстанциях (в натуральном выражении). Образующийся дефицит закрывается за счет импорта, прежде всего из Китая и Индии: на эти страны приходится порядка 70% общего объема импорта субстанций.

Продукция отрасли в предыдущие годы была слабо представлена на мировом рынке. Экспорт готовых лекарственных форм и фармацевтических субстанций в 2007 году составил порядка 6 млрд руб., или примерно 0,04% общемирового объема продаж фармацевтической продукции.

Импортозависимое здравоохранение

Российские производители в среднем обеспечивают потребности отечественного здравоохранения не более чем на 68%, а в госпитальном секторе — на 72%. При консервации текущей ситуации реальный потенциал потребления лекарств отечественного производства составляет не более 10—15% российского рынка в денежном выражении и не более 50—60% в натуральном. Все это может привести к дальнейшему ослаблению конкурентных позиций российской фарминдустрии.

Довольно низок уровень инновационных технологий, используемых при разработке и производстве лекарственных средств. Отчасти это связано со спецификой российского рынка, на котором преобладают в основном брэндированные дженерики.

Главной причиной сложившегося положения дел является небольшое число инновационных препаратов в продуктовых портфелях отечественных компаний. С одной стороны, российские фармпроизводители ориентированы на производство низкорентабельных дженериков, что серьезно ограничивает их финансовые возможности для инвестиций в разработку инновационных препаратов.

С другой — отсутствие достаточного числа инновационных препаратов в продуктовых портфелях российских производителей фактически закрывает для них доступ на внешние рынки и не позволяет существенно увеличить рентабельность. В итоге на разработку новых препаратов российские компании тратят не более 1—2% выручки.

Для сравнения: у фармпроизводителей из США и ЕС финансирование НИОКР достигает 10—15% выручки, что позволяет им формировать более половины своих продуктовых портфелей за счет инновационных препаратов.

Кризис сказался на нас

Мировой финансово-экономический кризис практически не сказался на объеме глобального фармацевтического рынка. Общая нехватка ликвидности вызвала волну слияний и поглощений с целью оптимизации продуктовых портфелей на рынке и в разработке. Общий объем таких сделок за последний год превысил $160 млрд. Дублирующиеся исследовательские проекты останавливаются. Это создает уникальный шанс для переноса таких инновационных разработок в Россию.

Но в то же время накладывается общесистемный фактор «худения» продуктовых портфелей. В ближайшие годы истекают патенты на лекарства-блокбастеры с годовым оборотом в мире более $40 млрд.

Они переходят в сегмент более дешевых дженериков. Это открывает возможности для оптимизации бюджетных расходов на лекарственное обеспечение за счет производства и закупки отечественных аналогов.

Российский фармрынок в 2009 году продолжал расти, поскольку спрос на лекарственные препараты не эластичен. Спад российского производства лекарственных средств и субстанций по итогам 2009 года не превысит 5—6% по сравнению с уровнем 2008 года. По прогнозам Минпромторга России, докризисного уровня производства российская фармацевтическая промышленность может достичь уже в 2011 году.

Перспективы — стратегические

Повышение конкурентоспособности отрасли на внутреннем и внешних рынках, а также обеспечение лекарственной безопасности России требует принятия мер государственной поддержки системного характера.

Развитие фармацевтической промышленности является одним из приоритетных направлений промышленной политики России. Принятые в 2009 году меры были направлены не только на преодоление негативных тенденций, проявившихся в период кризиса, но и на развитие отрасли в долгосрочной перспективе.

Утвержденная Минпромторгом России в 2009 году Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года принимает в качестве базового инновационный сценарий развития. Он позволит инициировать разработку и производство высокотехнологичной фармацевтической продукции, повысить уровень отечественной фармацевтики до мирового, а также достичь конкурентоспособности российских производителей как на внутреннем, так и на мировом рынке.

В результате реализации стратегии доля продукции отечественного производства в общем объеме потребления лекарственных средств на российском рынке в стоимостном выражении к 2020 году должна составить не менее 50%, а доля инновационных препаратов в портфелях отечественных производителей должна достичь 60% в стоимостном выражении. Экспорт фармацевтической продукции российского производства должен увеличиться в восемь раз.

Не стоит забывать и о лекарственной безопасности РФ по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Внутреннее производство фармацевтических субстанций должно обеспечивать не менее 50% потребностей российского производства готовых лекарственных средств и не менее 85% по номенклатуре из списка стратегических лекарственных средств (подробнее см. выдержки из Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года).

В 2009 году по инициативе Минпромторга России был принят целый ряд мер, направленных на реализацию целей, сформулированных в стратегии. Был утвержден перечень оборудования для фармацевтической промышленности, импорт которого не облагается НДС и ввозными пошлинами. Отечественные компании уже начали получать компенсацию процентов по экспортным кредитам.

Кроме того, российским производителям предоставляются субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках в 2008—2010 годах на техническое перевооружение. Еще одна группа мероприятий была направлена на совершенствование системы государственных закупок лекарственных средств. Введена практика 15-процентной преференции для отечественных производителей при государственных закупках.

Минпромторгом России создан Реестр перспективных проектов в области медицинской и фармацевтической промышленности. В этот реестр отобраны проекты, соответствующие целям государственной политики в области лекарственного обеспечения и имеющие предпосылки для успешной реализации. Они могут быть поддержаны в том числе в рамках разрабатываемой Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ до 2020 года и на дальнейшую перспективу».

На сегодняшний день на рассмотрение поступило более 130 проектов, 29 из которых уже включены в реестр. Пять из них одобрены на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики при президенте РФ.