Ирина КУЛАЙКИНА: для развития малого бизнеса нужно расширить права на приватизацию помещений



Фото | Александр ДАНИЛЮШИН


ООО «Лависна» (Северо-Восточный округ Москвы), возглавляемое Ириной Кулайкиной, — среднее предприятие розничной торговли. Оно выжило в конкурентных бурях московской торговли, пережило два экономических кризиса.
Но сегодня его развитие сдерживается нормой московского законодательства, ограничившей приватизацию помещений очень небольшим размером и относительно коротким сроком аренды (пять лет) без гарантии пролонгации договора.
Ирина Николаевна ответила на вопросы нашего журнала.

— Насколько остра сегодня проблема для российского малого и среднего бизнеса, особенно ритейла и производственного, — сложности и затраты в сфере аренды и приобретения помещений?

— Прежде всего следует заметить, что город сдает в аренду только помещение. Ведь не сдается в аренду, к примеру, магазин продовольственных товаров, обувной магазин или швейное ателье. Любое помещение требует значительного переустройства под конкретные виды деятельности.

Следует учесть требования разрешительных организаций, в том числе пожарных, СЭС, к производственным и служебным помещениям. Для торгового предприятия необходимо дорогостоящее оборудование: холодильники, прилавки, весы, кассовые аппараты, специальное оборудование для нарезки, упаковки и т.п. Это значительные затраты, осуществляемые в основном за счет вложения собственных средств, которые окупаются в течение длительного времени.

К тому же, как правило, при всей унификации оборудования оно подбирается по большей части индивидуально к каждому помещению: по размеру, количеству и даже по вкусу предпринимателя. Поэтому каждый предприниматель заинтересован в длительном сроке аренды и мечтает в конечном итоге получить помещение в собственность для развития бизнеса.

Все выше сказанное я могу проиллюстрировать на примере собственного бизнеса. Начиналось все в 1996 году. Аренда помещения, капитальный ремонт, закупка оборудования — все как у всех.

Была цель — открыть магазин шаговой доступности, так как в то время в нашем спальном районе было недостаточно магазинов с широким ассортиментом продовольственных товаров. Естественно, большая часть покупателей — это жители близлежащих домов, которые стали нашими постоянными клиентами.

С первых дней работы мы уделяли большое внимание работе с малообеспеченными слоями населения, ветеранами и просто пожилыми людьми, учитывая их вкусы, пожелания в подборе ассортимента, разработке ценовой политики.

Когда управа района «Лианозово» предложила нам стать так называемым социальным магазином, я согласилась, так как это совпадало с моими взглядами, хотя и накладывало дополнительные обязательства.

В 2005 году мы получили Свидетельство об аккредитации Социального магазина, и каждый год мы подтверждаем этот статус. К магазину на обслуживание по льготным ценам прикреплено более 600 человек из числа ветеранов Великой Отечественной войны и малообеспеченных жителей района.

Мы обязаны выдерживать ассортимент товаров, входящих в потребительскую корзину, по ценам не выше утвержденных Мосгоркомстатом. Город дал нам как социальному предприятию льготную аренду, что частично компенсирует потери от реализации товаров по пониженным ценам. Но коммунальные услуги, электроэнергию и прочее мы оплачиваем по коммерческим расценкам, наравне с другими участниками малого бизнеса.

За годы занятия бизнесом появился опыт, уверенность в своих силах, что объективно подтверждается победами в профессиональных конкурсах и смотрах районного и городского масштабов. Магазин стал вторым домом, который хочется сделать самым красивым, уютным и удобным для покупателей и работников.

Есть проект по переделке фасада, который существенно украсит здание и улицу в целом. Но осуществление этих планов сдерживается условиями аренды.

— А приобрести помещение в собственность?

— Как я уже говорила, получить помещение в собственность — мечта любого предпринимателя. Однако получить помещение в собственность в Москве — большая проблема для малого бизнеса. Так, например, Федеральный закон №159-ФЗ от 22 июля 2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает размер помещения для упрощенного приобретения в собственность до 1000 кв. м. А Постановление Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года №1140-ПП ограничило данную категорию помещений 100 кв. м.

Это большая квартира… А для торгового предприятия с учетом торгового зала, подсобных и служебных помещений это очень маленькая норма, под которую попадают в основном торговые павильоны.

Кроме того, предоставляя нам льготную аренду как социальному магазину, город лишает нас права выкупа помещения.

— Какой выход из создавшегося положения?

— В деле приватизации помещений для малого и среднего бизнеса, может быть, следует изменить некоторые критерии с целью индивидуального подхода к каждому предприятию и в то же время поставить заслон коррупции. К примеру, три года, на мой взгляд, маловато, чтобы показать себя рачительным хозяином. Более показательным был бы срок в пять лет.

При решении вопроса о приватизации следует учитывать мнение бизнес-сообщества, результаты участия предприятия в городских программах, смотрах, конкурсах, где оно оценивается достаточно широким кругом лиц.

Можно ввести в закон о приватизации норму, запрещающую перепрофилировать предприятие в течение существенного срока. Если предприниматель ведет успешно свое дело на одном месте, зачем ему «перепрофилироваться», рискуя бизнесом.

Сегодня добросовестный арендатор за свой счет увеличивает стоимость помещения, производя капитальный ремонт, создавая красивые интерьеры для цивилизованных форм торговли, не ощущая уверенности в будущем. Основа рыночной экономики в части малого и среднего бизнеса — частная собственность.

Имея помещение в собственности, предприниматель будет смелее вкладывать средства в благоустройство, реконструкцию, обеспечивая длительную эксплуатацию. В противном случае мы провоцируем создание фирм-однодневок, которые пытаются выжать максимум прибыли с минимальными затратами на содержание помещения, оставив городу в конце концов изношенный объект, требующий серьезных затрат на капремонт.

— Как вы оцениваете новый закон о торговле?

— В целом положительно. В основном этот закон регулирует взаимоотношения сетевиков и поставщиков. Однако норма, ограничивающая предельную величину присутствия сетей в регионе, напрямую касается предприятий малого и среднего бизнеса, защищая их интересы.

— Насколько острой для торгового предприятия является кадровая проблема?

— О, это большая головная боль.

В последние годы сложилось мнение, что продавцом может быть любой. Это не так.

В настоящее время, не без участия крупных сетевых магазинов, сложилась ситуация, когда в торговле в основном работают мигранты из стран ближнего зарубежья и российских регионов.

Престиж профессии резко упал.

В советские годы, когда нехватка рабочей силы в Москве решалась за счет «лимита», в торговле работало местное население. И это понятно: прежде всего это материальная ответственность, знание сложившейся структуры потребления и ряд других факторов, влияющих на уровень торговли.

В этой связи хотелось бы коснуться вопросов профессиональной подготовки кадров. На мой взгляд, остро назрела необходимость возрождения системы профтехобразования. Это позволит привлечь местное население в такие отрасли, как торговля, строительство, коммунальное хозяйство и т.п.

Причем обучение профессиональным навыкам должно воспитывать уважение к выбранной профессии. «Когда труд становится неотъемлемым условием бытия, он вскоре превращается в дело чести и моральную основу общества», — сказал Генрих Манн.

Начать можно с малого. Не вкладывая большие средства в содержание профтехучилищ, подбор преподавательского состава, можно вспомнить такую форму обучения профессии, как «Школа-магазин». Думаю, найдется немало работодателей, согласных принять на обучение направляемых Службой занятости населения лиц из числа безработных москвичей, желающих приобрести данную профессию.

А средства, выплачиваемые как пособие по безработице, можно считать стипендией на период обучения. Решая вопрос привлечения в нужные городу профессии местного населения, мы одновременно с решением вопросов безработицы снижаем миграционную нагрузку на город.

— Какова, на ваш взгляд опытного бизнесмена, формула успеха?

— Томас Манн дал следующее определение успеха: «Что такое собственно успех? Это таинственная, необъяснимая сила — осмотрительность, собранность, сознание, что ты воздействуешь на ход жизненных событий уже самим фактом своего существования, вера в то, что жизнь угодливо приспосабливается к тебе». Опираясь на такую формулировку, я не могу сказать, что добилась полного успеха, борьба продолжается. Но поделиться своим опытом и дать несколько советов начинающим могу.

Открывая бизнес, надо трезво оценивать свои возможности. На первое место многие ставят желание заработать — и как можно быстрее — большие деньги.

Настоящий бизнесмен, то есть «деловой человек», думает о деле, понимая, что, прежде чем начать «стричь купоны», придется немало попотеть.

У каждого своя мотивация создать собственный бизнес. Я получила хорошее образование, окончила «Ленинку» — Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Имела хорошую работу по специальности.

Но после рождения сына, находясь в декретном отпуске и имея на руках двоих детей — дочь и маленького сына, я поняла, что будет сложно вернуться на работу на полный рабочий день. Это были 90-е годы, когда бурно развивалось предпринимательство, и я решила начать свое дело.

Поскольку мой бизнес развивался и рос вместе с моими детьми, я бы сравнила этапы его развития с развитием ребенка.

Как дитя, бизнес требует внимания, заботы, любви, затрат. Нельзя ожидать большой отдачи от неокрепшего бизнеса. Следует быть готовым к потерям, ошибкам, кризисным ситуациям. Но надо не бояться трудностей, верить в себя, иметь желание добиться успеха.

— Как ваша компания переживает кризис?

— Это второй для нас кризис. Первый, 1998 года, мы переживали трудно, но он быстро закончился. Нынешний кризис медленный, тягучий, переживаем его очень болезненно. Покупательная способность снизилась. Так как наш магазин шаговой доступности находится в спальном районе, где проживают в основном люди среднего достатка, можно видеть, как кризис отразился на данном слое населения.

Люди стали покупать меньше деликатесов, покупают в основном продукты первой необходимости, внимательно следят за ценами в близлежащих магазинах, что ужесточает конкуренцию. Приходится больше работать с поставщиками: не снижая ассортимента и качества товара, добиваться более низких закупочных цен. Уменьшать торговую наценку, сохраняя конкурентную способность за счет снижения прибыли. В то же время мы не снижаем социальной защищенности работников.

У маленьких магазинов есть еще одна особенность: они несут на себе социальную функцию. Каждый из тех, кто пользуется крупными супермаркетами, наверняка отмечал состояние «одиночества в толпе».

Товар выложен — бери, плати деньги и до свидания.

У работников супермаркетов нет ни желания, ни возможности общаться с покупателем сверх «товарно-денежных отношений». Весь процесс обезличен.

В маленьких магазинах все несколько иначе. Здесь покупателя знают в лицо, знают его вкусы, предпочтения. У него есть возможность не только купить товар, но и переговорить с продавцом или пообщаться с другими покупателями, поскольку часто это пожилые люди, социальные контакты которых ограниченны.

Есть постоянные покупатели, которые выбрали себе «любимого продавца» и ходят за покупками только в его смену. Поэтому сегодня в условиях кризиса очень важно обратить внимание на проблемы маленьких магазинов и оказать им всестороннюю поддержку.

— Какова, на ваш взгляд, роль женщины в бизнесе и в государственном управлении?

— Роль женщины важна во всех сферах жизнедеятельности общества. В нашем обществе давно ведется политика равноправия мужчины и женщины. У нас в стране равные права на образование, профессии. Но мы видим, что результаты несравнимы с другими странами, где женщин гораздо больше в бизнесе и власти. Почему же так происходит?

Да, на старте все равны, у всех равные возможности. По статистике женщины лучше учатся. Их больше в бизнесе и властных структурах нижнего звена. Но потом женщины «сходят с дистанции», и мужчины их обходят. Дело в том, что в начале карьеры, как правило, после окончания института женщина рожает и воспитывает детей.

И вот в этот период очень важна поддержка со стороны государства, чтобы женщину не поглотил быт, чтобы она не утратила свой потенциал карьерного роста, чтобы перед ней не стоял роковой выбор между семьей и карьерой. Присутствие женщины во власти не только в роли «свадебного генерала», но как равноправного участника процесса управления, законотворчества позволит высветить и предложить решение тех вопросов и проблем развития общества, которые не всегда подвластны мужской логике.

А то, что женщина способна успешно руководить бизнесом любого масштаба и страной в целом, мы видим на примерах как нашей страны, так и других стран.

Для меня одним из таких примеров является Ирина Яковлевна Рабер — префект Северо-Восточного административного округа Москвы. Руководитель, воплощающий лучшие черты так называемого женского стиля управления: внимание к человеку, внимание к деталям, рачительное хозяйствование. И при этом СВАО неизменно один из лучших по экономическим и социальным показателям среди округов столицы.

— Ваши планы на будущее?

— Хотелось бы расширяться, попробовать себя в других направлениях. Как мне кажется, в нашем районе не хватает маленьких пунктов общественного питания, где можно было бы почти по-домашнему перекусить.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте