Александра КАРПОВА: программа реформы не содержит конкретных механизмов и не решает главных проблем



Текст | Иван ПЕТРОВ
Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА


Генеральный директор ООО «МегаКонтакт» Александра Карпова по образованию архитектор, но вот уже 27 лет работает в столичном ЖКХ: отвечала за эксплуатацию высотных домов, дипломатических объектов, памятников архитектуры. В последнее время занимается крупными жилищными комплексами. В 2006 году она создала и возглавила «МегаКонтакт» как эксплуатирующую организацию, а с 2008 года — управляющую компанию, работающую в районе Солнцево г. Москвы.
На ее взгляд — взгляд эксперта, концепция реформы ЖКХ нуждается в серьезной доработке.

— Александра Николаевна, как вы оцениваете проводимую в стране жилищно-коммунальную реформу? Каковы, на ваш взгляд, ее ключевые плюсы и минусы?

— Необходимость жилищно-коммунальной реформы не вызывает сомнений. Сегодня жилищный фонд страны находится в удручающем состоянии. Растет его износ, а объем капитального ремонта составляет совсем небольшой процент от норматива. Аварийность сетей за десять лет увеличилась в несколько раз. В отдельных районах и городах ситуация в жилищно-коммунальном комплексе обострена до предела.

Как указывается в концептуальных документах правительства, главная цель реформы ЖКХ — гарантированное и качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, при одновременном снижении и гарантированном выполнении взаимных обязательств поставщиков и потребителей услуг. А также широкое привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс. Но, увы, не все получается так, как задумывалось.

И самое главное — сегодня большая часть населения опасается, что преобразования сведутся лишь к повышению цен на услуги, а бюрократические препоны и очереди сделают недоступными адресные субсидии.

Преобразования вызывают сопротивление общества. Однако от успеха реформ в сфере ЖКХ, от состояния жизнеобеспечивающей инфраструктуры в решающей степени зависит судьба страны.

Техническое и экономическое состояние жилищно-коммунального комплекса России критическое. Причина — отсутствие инвестиционных вложений, усложненный порядок формирования ТСЖ (Товарищество собственников жилья), отсутствие информированности населения о процедурах затрат, боязнь будущих затрат на капитальный ремонт. А также отсутствие правоустанавливающих документов на объекты коммунальной инфраструктуры и низкая ответственность в управленческих органах всех уровней.

Учитывая уровень доходов и сбережений населения, с одной стороны, и масштабы потребности в финансовых ресурсах, с другой, можно с уверенностью утверждать, что программа не содержит конкретных механизмов по решению самых фундаментальных проблем.

Без кардинальных мер по демонополизации рынка сделать что-либо существенное для вывода отрасли из глубокого кризиса невозможно.

— Какие меры считаете необходимыми вы?

— Я считаю, необходимо установить мораторий на повышение тарифов ЖКХ вплоть до реализации следующего комплекса мер. Во-первых, обеспечение прозрачности тарифов на услуги. Во-вторых, стимулирование создания объединений граждан — потребителей услуг ЖКХ. В-третьих, создание системы учета потребляемых услуг населением, при отсутствии которой не может осуществляться повышение оплаты услуг ЖКХ. В-четвертых, принятие законодательных актов по защите прав потребителей и жесткому контролю монополий, установлению взаимной ответственности производителей и потребителей услуг ЖКХ. Наконец, в-пятых, перевод существующих бюджетных субсидий организациям ЖКХ и льгот в денежные доходы населения.

На мой взгляд, принципиально важна именно такая последовательность мероприятий при осуществлении реформы ЖКХ. Кроме того, любое решение о повышении тарифов на услуги должно быть увязано с выполнением конкретных действий: по установке приборов учета тепла; увеличению числа конкурирующих поставщиков услуг ЖКХ; обеспечению полной прозрачности тарифов монополистов; заключению реально работающих договоров между потребителями и поставщиками услуг.

— Насколько острая проблема для ведения бизнеса в сфере ЖКХ — нормативная неурегулированность отношений в этом виде бизнеса, особенно в части отношений с коммунальными организациями?

— На мой взгляд, нужно коренным образом изменить систему текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Мне представляется, что основной идеей экономической модели реформы ЖКХ должна быть передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

В этих условиях главными участниками экономических отношений станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные получатели их услуг — граждане. А функции бюджета будут полностью переориентированы на выплату единой жилищно-коммунальной субсидии непосредственно гражданам. Конечно, за исключением граждан с высокими доходами, которых нужно прекратить дотировать.

В результате конечные потребители услуг станут контролировать направление расходования и собственно расходование бюджетных средств, которое будет прозрачным и адресным. Мне представляется, что целесообразно использовать потенциал банков, функция которых будет состоять в том, чтобы открывать и вести социальные счета для кредитования граждан.

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан. А также усилению контроля объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг со стороны населения, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств, усилить социальную направленность бюджетной политики.

В решении задачи сохранения и восстановления жилья, на мой взгляд, есть три основных направления. Первое — ограничение вмешательства государственных органов в эксплуатацию жилых зданий. Второе — создание условий для поддержки инициатив населения по сохранению и восстановлению жилья. Третье — профессионализация эксплуатации жилья. На решении этих трех проблем и должны быть сосредоточены все структуры, которые задействованы в реформе — как частные, так и государственные.

— Плюс — усиление конкуренции?

— Безусловно. Очень важное направление — совершенствование конкурентных отношений в жилищном хозяйстве. В результате качественно повысится эффективность его функционирования. А это обеспечит общее снижение расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, привлечет дополнительные средства для модернизации ЖКХ.

— Коммунальный рынок сегодня — рынок специфической конкуренции. Что, на ваш взгляд, должно предпринять государство, чтобы нормализовать конкурентную ситуацию на нем?

— Основная причина тяжелого положения ЖКХ заключается в том, что в этой сфере по-прежнему сохраняется административная система управления, препятствующая развитию конкуренции и привлечению инвестиций в отрасль, затратный принцип ценообразования, приводящий к раздуванию издержек.

Отсутствует общественный контроль над тарифами естественных монополистов, контроль за количеством и качеством реально потребляемых услуг, юридически оформленные взаимные обязательства поставщиков и потребителей услуг.

Государство может стимулировать фактическое развитие конкурентного рынка в сфере ЖКХ, организовав конкурс на размещение заказа по обслуживанию жилищного фонда. Предлагая гражданам партнерство в столь трудной и жизненно важной реформе, государство должно показать пример цивилизованного поведения в условиях рынка.

В действующем законодательстве отсутствуют правовые нормы, чтобы даже формально провести оценку добропорядочности предприятий. До сих пор не отработан вопрос отсеивания предприятий, занимающихся демпингом, выходящих с необоснованными предложениями. Это в полной мере относится к процедурам аукционного производства.

В этих условиях необходимо способствовать введению в практику методов и механизмов учета добропорядочности предприятий — участников конкурсных процедур. Считаю необходимым учитывать действующий механизм отбора в Реестре надежных предприятий г. Москвы, который во многом связан с оценкой добропорядочности.

— В обществе деятельность в сфере ЖКХ рассматривается как разновидность социальной деятельности. Но ведь ЖКХ — бизнес…

— Когда в отрасли начнут работать нормальные экономические процессы, эксплуатировать жилье станет выгодно. А это единственная реальная возможность обеспечения конкурентной среды, повышения качества услуг и снятия социальной напряженности. Инвестиции в эту сферу создадут конкуренцию, что даст людям возможность выбора.

Однако привлечение в сферу жилищного бизнеса капитала сталкивается с серьезными трудностями. С одной стороны, дом достаточно дорогой объект, поэтому требует значительных капиталовложений, а с другой стороны, доля оборотного капитала в жилищном бизнесе невелика, поэтому он приносит достаточно низкий доход по сравнению с другими сферами капиталовложений.

— Насколько популярны в Москве, например, управляющие компании (УК), создававшиеся как предпринимательские структуры, а не бывшие ДЕЗы?

— Вы знаете, они довольно распространены в столице, во всех районах. И отношение к ним со стороны жителей в целом позитивное. В Москве живет народ более грамотный, более склонный к инициативе.

Хотя, конечно, пока распространение действительно предпринимательских структур в сфере ЖКХ не стало действительно массовым.

— Почему? Мешает монополизм ДЕЗов?

— Сегодня ДЕЗы — это управляющие компании. Жители не выбирают изначально предпринимательские структуры, потому они плохо информированы, самое главное — не информированы об альтернативах, которые для них существуют.

О том, например, что есть УК с опытом как минимум не меньшим, чем ДЕЗы. Наша организация как управляющая компания молодая, а как эксплуатационная — с большим стажем.

— УК работают в основном с новым фондом?

— Нет, с самым разным: и с новым, и с имеющим большой срок. У нас немало и пятиэтажек, которые пойдут под слом. Как правило, услуги УК заказывают те дома, где есть домовое самоуправление.

— Можно ли визуально отличить дом, которым управляет ДЕЗ, от дома, которым управляет настоящая УК?

— Конечно. Дома, находящиеся под управлением УК, управляются самими жителями, там жители не плывут по течению. Сразу видно, что территория вокруг дома, да и в подъездах, не такая, как в остальных домах.

— В чем, на ваш — эксперта в области коммунального хозяйства с большим стажем — взгляд, состоит рецепт эффективности деятельности частного предприятия в сфере ЖКХ?

— Управляющая компания — это предприятие, имеющее принципиально иной, чем в ДЕЗах или РЭУ, подход к работе. Она не ждет от жителей домов заявок на ремонт, а ведет регулярную профилактическую работу по предупреждению износа и выхода из строя оборудования, отдельных конструктивных элементов, отделочных материалов как в квартирах жителей, так и в местах общего пользования.

За каждым сантехником, электриком, плотником закреплен определенный участок, за состояние которого работник несет ответственность. Кроме того, руководством управляющей компании ежемесячно проводится опрос жителей многоквартирных жилых домов для оценки качества обслуживания, принимаются предложения по его улучшению. Результат налицо: резкое сокращение количества аварийных ситуаций и значительное уменьшение числа заявок и жалоб.

Ключевым фактором эффективности работы частного предприятия в сфере ЖКХ является стабильность этой работы и устойчивое положение на определенном рынке услуг, которое достигается путем постоянного развития. Второй существенный фактор — кадры, их профессионализм, в том числе профессионализм и компетентность управленческой команды.

— В какой мере городские структуры готовы с вами советоваться, принимать к сведению вашу точку зрения?

— У нас бывают конференции, совещания по линии департамента ЖКХ, префектур, управ. Обсуждаем проблемы и вопросы по улучшению качества обслуживания населения. Когда я, например, выступаю с конкретными предложениями по улучшению обслуживания населения, это находит свой отклик в решениях различных структур городского хозяйства.

Контроль за работой управляющей компании проводится городскими структурами и жителями. Замечания бывают объективными. Мы принимаем все меры к своевременному устранению замечаний.

— Какую роль женщины должны сыграть в развитии эффективного управления в нашей стране — управления как корпоративного, так и государственного?

— В последнее десятилетие проблемы социально-экономического положения женщин не только не утратили своей актуальности, но и приобрели новое, острое звучание. Женщины играют важную роль в социально-экономическом развитии общества. Они занимают доминирующее положение среди занятых на малых предприятиях в сфере связи, образования, медицины, культуры.

Однако большинство работниц в этих сферах трудятся по найму, и лишь немногие выступают как работодатели. Происшедшие за последнее десятилетие в нашей стране события обусловили существенные различия населения по уровню жизни.

Малочисленность женщин в органах власти ведет к замалчиванию, непредставленности интересов больших социальных групп. С чем мы сталкиваемся, в частности, в сфере ЖКХ.

— Что все-таки главное, чего не хватает для позитивного развития реформы ЖКХ в нашей стране?

— Прежде всего — понимания и принятия новой системы отношений со стороны жителей. Информационная работа слабо поставлена, информация плохо доводится до жителей. Нужно дать человеку понять, какие услуги он может получить и на каких условиях. Это, на мой взгляд, ключевое препятствие. Удастся его снять — значит, процессы реформирования пойдут гораздо быстрее.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте