Пять дней отсрочки для дружбы



Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ


Пока сохраняется надежда, что Таможенный союз, в том виде, в каком он задумывался, появится 5 июля — на встрече глав государств в столице Казахстана.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил: «В каком формате работать с 1 июля, будет определено во время встречи глав государств 5 июля в Астане». А 1 июля, как указывают аналитики, либо не произойдет ничего, либо произойдет восстановление таможенной границы с Белоруссией.

«Мы, со своей стороны, провели необходимые согласительные процедуры, проведем переговоры в формате Казахстана, Белоруссии и России, где будут окончательно рассмотрены все необходимые вопросы для запуска Таможенного союза», — подчеркнул Шувалов, рассказывая в середине июня о планах наднационального органа: Комитета Таможенного союза (КТС).

КТС проанализирует ход подписания соглашений и правовых актов, регулирующих административные процедуры ТС, обсудит итоги тестовой работы системы зачисления и распределения пошлин, а также унификацию выдачи фитосанитарных сертификатов.

Однако белорусская делегация, указывает газета «Коммерсантъ», на заседании будет скорее выполнять функции наблюдателей — для Минска обсуждение этих вопросов при отказе ратифицировать Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС) теряет смысл. На то, чтобы развернуть ситуацию, у Белоруссии оставалось полмесяца.

Плюс еще пять дней, согласно заявлению господина Шувалова, будет у глав государств Таможенного союза на принятие 5 июля на Межгосударственном совете ЕврАзЭС в Астане решения о том, что же все-таки уже произошло 1 июля: начал работать Таможенный союз «на троих» или не начал.

При ратификации Минского договора о ТКТС до 1 июля с этой даты возникает единая таможенная территория Российской Федерации и Республики Беларусь, на которой и будет действовать кодекс. Однако пока белорусская сторона ратифицировать ТКТС не торопится. Вопрос о ратификации ТКТС был снят с повестки нижней палаты белорусского парламента 10 июня на неопределенный период и новая дата его обсуждения назначена не была.

Больше того, ратификация ТКТС стала для президента Белоруссии Александра Лукашенко удобным поводом для торга по «чувствительным вопросам в рамках ТС».

Торг здесь уместен

Самым чувствительным стал вопрос экспортных пошлин при поставках энергоносителей из РФ в Белоруссию — изменение с 1 января порядка обложения пошлиной нефтеэкспорта в страну из РФ оспаривается Минском в экономическом суде СНГ, по его мнению, это «изъятие» противоречит базовым принципам любых таможенных союзов.

1 июня была вроде бы достигнута договоренность: Белоруссия «не будет увязывать» ратификацию соглашений о ТС с вопросом экспортных пошлин на нефть РФ. Однако уже 11 июня президент Республики Беларусь Александр Лукашенко во время визита в Москву провел новые переговоры с президентом РФ Дмитрием Медведевым и председателем Правительства РФ Владимиром Путиным.

Медведев предложил Лукашенко ратифицировать договор о ТКТС вне связи с вопросом взимания РФ экспортных пошлин на нефть, а вопрос о пошлинах решить в двустороннем порядке. Как отмечают эксперты, переговоры окончились неудачей.

В ответ Москва уже через несколько дней впервые за три года пригрозила Минску отключением газа. Дмитрий Медведев поручил главе «Газпрома» Алексею Миллеру применить к Белоруссии «строгие меры», если в течение пяти дней не будет решен вопрос оплаты газа, за который страна задолжала $192 млн.

При этом Белоруссия формально остается в Таможенном союзе, а что касается кодекса, то он, по формулировке белорусских чиновников, «находится в парламенте, и только парламент может решать, когда он его будет рассматривать». Судя по всему, Белоруссия как минимум отложит участие во втором этапе организации Таможенного союза.

Эта ситуация ставит серьезные вопросы относительно интеграционных планов Кремля — ведь они не ограничивались Таможенным союзом. Первый вице-премьер Игорь Шувалов неоднократно говорил о планах экономической реанимации СНГ.

«Россия председательствует в СНГ, в течение своего председательства мы намерены продвигать особо важную тему. Мы пытаемся сформировать принципы нового соглашения о зоне свободной торговли. И к концу 2010 года мы попытаемся выйти на согласованные принципы этого соглашения, в лучшем случае мы сможем подготовить текст такого соглашения», — сказал Игорь Шувалов на конференции «Россия и СНГ — на пути к глобализации», организованной ИК «Ренессанс Капитал».

По словам Шувалова, на сегодняшний день в СНГ нет многостороннего соглашения о свободной торговле: «Мы самым серьезным образом готовимся к тому, чтобы определиться, чем же будет экономический режим на пространстве СНГ отличаться от трех государств, которые формируют Таможенный союз». Этот вопрос вызывает много сложностей, поскольку партнеры по СНГ — Молдавия, Украина и Узбекистан — настаивают на том, чтобы свободная торговля существовала внутри содружества без изъятий.

«Но тогда встает вопрос, зачем формировать Таможенный союз: ведь это как раз образование без каких-либо изъятий. Чем тогда оно будет отличаться от формата СНГ? По этому поводу сейчас специалисты, эксперты проводят очень сложные дискуссии и споры, поскольку определенные преференции должны существовать для общего рынка России, Казахстана, Белоруссии и должны быть какие-то исключения для других государств, которые пока не готовы к такой более глубокой интеграции», — пояснил Шувалов..

В декабре 2011 года СНГ празднует свое 20-летие. «Надеюсь, что к этому периоду мы подойдем с другим понимаем того, что какими бы ни были стремления наших партнеров по евроинтеграции, какими бы ни были стремления по интеграции с азиатским регионом, альтернативы СНГ нет в силу исторических, экономических и культурных аспектов», — уверенно заключил первый вице-премьер.

Однако его украинский коллега, выступавший следом за ним на конференции, и словом не обмолвился о будущем СНГ. Вместо этого вице-премьер Украины Сергей Тигипко говорил о желанной интеграции страны в ЕС: «Перед нами стоит задача до конца этого года принять основные решения, которые позволят нам заключить соглашения об ассоциации с Европейским союзом, куда должна войти и зона свободной торговли с ЕС. Также до конца года мы должны завершить основные действия со стороны Украины по безвизовому решению».

Партнеры по СНГ, пишет «Газета.ру» согласятся играть в политические игры лишь при наличии экономической выгоды, которой пока не видят.

Второй этап на двоих

Второй этап формирования Таможенного союза, принятие решений по которому пройдет 5 июля в Астане, возможен и без Минска, признает Шувалов: «Либо Россия, Казахстан и Белоруссия, то есть тройственный формат, как мы и договаривались ранее. Либо это будет формат Россия и Казахстан».

Речь идет о втором этапе — о более тесной интеграции: сам союз уже в любом случае действует на тройственной основе с 1 января этого года, добавил он. Но наполнение его экономическим смыслом, в отличие от политических заявлений, требует большой работы. Еще необходимо принять порядка 19 соглашений между Россией, Белоруссией и Казахстаном, «от единых принципов макроэкономической политики до, положим, такого соглашения, как доступ к транспортной инфраструктуре», считает российский первый вице-премьер.

Соседи России не торопятся к интеграции, принимая лишь выгодные им экономические предложения. Так, в обмен на продление аренды базы Черноморского флота в Севастополе еще на 25 лет Украина получила 30-процентную скидку на газ, что сэкономило украинскому бюджету $40 млрд. Кроме того, Россия выделила Украине $2 млрд на покрытие бюджетного дефицита.

Не удается склонить и Белоруссию, отношения с которой переросли в открытый конфликт. Споры вокруг долгов «Белтрансгаза» российскому «Газпрому» — это усилия обеих сторон протолкнуть собственные позиции при подписании Таможенного кодекса, в этом эксперты единодушны.

Минск хочет, чтобы экспортные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты были включены в соглашение по Таможенному союзу. Это позволило бы белорусам сэкономить порядка $5,4 млрд в год. Однако Москва настаивает, чтобы поставки нефти оговаривались отдельными соглашениями. Камнем преткновения стали и пошлины на автомобили, введение которых на территории всего Таможенного союза позволит поддержать отечественный автопром.

«На знаменах у всех стран СНГ, за исключением Молдовы, прагматика, а идеология отходит на второй план, — говорит ведущий научный сотрудник Института географии РАН, политолог Дмитрий Орешкин. — И, что бы ни говорил Шувалов, в существующей системе ценностей — экономики и эффективности государства — Россия вынуждена конкурировать с более сильными игроками — Евросоюзом и США. И это понятно: ведь там больше пряников. А у нас было больше кнута».

Впрочем, сейчас Европа занята собственными проблемами. «Официальная позиция Украины по ЕС есть, декларация есть, но, по сути, процесс остановлен. ЕС занят решениями собственных проблем — Греции, Испании, Португалии и высоких бюджетных дефицитов. До Украины им дела нет», — говорит вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев. Как результат — усиление сотрудничества с Россией. Так, премьер-министр Владимир Путин в ходе встречи со своим украинским коллегой Николаем Азаровым подчеркнул, что между ними выработался стиль «оперативного взаимодействия», а встречи становятся все более частыми.


От редакции.

Когда номер был уже в печати, поступило сообщение, что Таможенный кодекс Таможенного союза ратифицирован белорусским парламентом 30 июня в 22 часа 31 минуту. Однако документ пока не подписан президентом Лукашенко — так что интрига сохраняется.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте