Отправят на доработку?


Текст | Олег САВЕЛЬЕВ


Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральной службе безопасности” и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» принят в первом чтении, но спор о его базовых положениях продолжается.

Законопроект, содержащий поправки в закон о ФСБ и КоАП РФ, поступил в Государственную думу из Правительства РФ в конце апреля. Документ призван законодательно закрепить институт мер специальной профилактики, применяемых органами ФСБ.

Закон о ФСБ предлагается дополнить статьей «Применение органами федеральной службы безопасности мер специальной профилактики». К таким мерам будут относиться внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности.

Действующее законодательство наделяет ФСБ правом вносить обязательные для исполнения представления в государственные органы, учреждения и организации любых форм собственности, а также в общественные объединения. Однако на физических лиц это право не распространяется. Новый документ расширяет полномочия спецслужбы — она получает право объявления официального предостережения о недопустимости действий лица, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности.

Одновременно предлагается ввести административную ответственность за неповиновение законному требованию или распоряжению сотрудника ФСБ и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Для граждан это штраф в размере от 500 до 1 тыс. руб. или административном арест на срок до 15 суток, для должностных лиц — штраф от 1 до 3 тыс. руб., для юридических лиц — штраф от 10 до 50 тыс. руб.

Инициатива вызвала негативную оценку многих представителей общественных, правозащитных организаций, депутатского корпуса, увидевших в поправках существенные нарушения прав россиян. Также предложенную редакцию законопроекта подверг критике уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

Тем не менее 11 июня документ был одобрен в первом чтении Госдумой (за него проголосовало 313 депутатов). Впрочем, ожидается, что ко второму чтению законопроект подойдет с существенными поправками. О необходимости его детальной доработки заявили, в частности, два профильных думских комитета — Комитет по безопасности и Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству.

Отметим также, что в конце июня свою позицию по поводу законопроекта о наделении ФСБ полномочиями по применению мер специальной профилактики высказал Совет при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, обратившийся к Дмитрию Медведеву с предложением немедленно остановить процесс принятия законопроекта Госдумой. В сообщении, опубликованном на официальном сайте консультативного органа, возглавляемого Эллой Памфиловой, говорится: «Эти меры предполагают вынесение официальных предостережений гражданам с требованием изменить их поведение, не являющееся правонарушением, но якобы создающее причины и условия для возможного совершения преступлений, расследуемых ФСБ России. При этом органы ФСБ России наделяются правом вызова к себе граждан и публичного оглашения подобных предостережений — без необходимости как-либо обосновывать эти меры и соблюдения установленных законом процедур ограничения прав граждан. Такого рода возрождение худших и незаконных практик тоталитарного государства — с целью посеять страх и недоверие в людях — не может быть воспринято обществом иначе как легитимизация подавления гражданских свобод и инакомыслия». Также сообщается, что президенту направлен юридический анализ законопроекта, подтверждающий его антиконституционный и политически ошибочный характер.