Дискуссии о сделках


Текст | Ирина ЛИТВИНОВА


Законопроект о трансфертном ценообразовании вновь стал предметом полемики, а тесно связанный с ним законопроект о консолидации налогоплательщиков только недавно поступил в Государственную думу.

Работа над законом, ужесточающим налоговый контроль за трансфертным ценообразованием, велась в России несколько лет, и на протяжении всего этого времени вокруг него не утихали дискуссии. Наконец, в конце прошлого года в Государственную думу был направлен законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации” в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

В документе, в частности, уточняется понятие взаимозависимых лиц, регламентирован перечень методов, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения. Установлен перечень сделок, которые налоговый орган вправе проконтролировать с точки зрения трансфертного ценообразования. К ним относятся сделки взаимозависимых лиц с годовым объемом более 1 млрд руб., а также сделки, объектом которых является товар, признаваемый объектом НДПИ или облагаемый по адвалорной налоговой ставке, сделки, одна из сторон которой платит ЕСХН или применяет ЕНВД. Подлежат контролю и сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, входящими в состав следующих товарных групп: нефть и нефтепродукты, черные металлы, цветные металлы, драгоценные металлы и драгоценные камни. Также налоговые органы могут заинтересоваться сделками с лицами, зарегистрированными в офшорах.

В феврале 2010 года законопроект о трансфертном ценообразовании был принят в первом чтении. Предполагалось, что второе чтение документа состоится до конца весенней сессии парламента, предположительно в июне. Вступить же в силу основные положения закона должны были с 1 января 2011 года.

К началу лета стало известно, что некоторые новации законопроекта вызывают немало вопросов у ряда депутатов и членов Экспертного совета по налогообложению при Комитете Государственной думы по бюджету и налогам. Об этом, в частности, 8 июня рассказал статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов на конференции «Трансфертное ценообразование: знание — сила».

По словам замминистра, требования экспертов связаны с пересмотром принципов определения взаимной зависимости и, что должно повлечь за собой резкое сокращение количества взаимозависимых лиц, признаваемых таковыми по формальным признакам. «Очень большие сомнения вызывает то, что из-под контроля выводятся сделки, объектом которых являются работы или услуги. Кроме того, предлагается отказаться от принципа «вытянутой руки», сократить количество методов, которые используются для анализа (отказаться от метода сравнительной рентабельности и метода распределения прибыли), выстроить строгую иерархию методов: все перечисленные вопросы подробно обсуждались в правительстве на предыдущих этапах, и, на мой взгляд, если такие предложения будут приняты, то это будет большой шаг назад, по существу к тем правилам, которые действуют сегодня и которые, с нашей точки зрения, совершенно недостаточны», — цитирует слова Сергея Шаталова пресс-служба Министерства финансов. Также спикер отметил, что Минфин не согласится с тем, чтобы контроль за трансфертным ценообразованием распространялся только на трансграничные сделки.

Сергей Шаталов выразил надежду, что второе чтение законопроекта о трансфертном ценообразовании состоится все же до начала летних думских каникул. Отметим, что прохождение документа в парламенте сдерживало и то, что в Государственную думу долго не поступали поправки в Налоговый кодекс, связанные с созданием в России института консолидации налогоплательщиков с целью объединения налоговой базы по налогу на прибыль организаций для взаимозависимых организаций. Задумывалось, что эти два закона будут приняты в паре и заработают одновременно. Впрочем, в середине июня Президиум Правительства РФ одобрил второй документ, а 18 июня законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» поступил на рассмотрение депутатов.