Заказать инновации


Текст | Виктория АЛЕКСЕЕВА


Система госзакупок продолжает совершенствоваться. На очереди изменения в процедуре приобретения государственными и муниципальными заказчиками наукоемкой продукции.

О том, что государственный заказ может и должен стать мощным стимулом инновационного развития и подстегнуть спрос на инновации, неоднократно говорили и президент России Дмитрий Медведев и председатель Правительства РФ Владимир Путин. В то же время четырехлетний опыт применения Закона РФ от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» говорит о ряде серьезных проблем, возникающих в ходе применения закона для госзаказа технически сложной, инновационной и уникальной продукции. Эксперты указывают на основной недостаток существующей сегодня системы госзакупок: когда речь заходит о передовых технологиях, минимальная цена не может выступать единственным решающим фактором оценки, важны еще критерии качества и эффективности поставляемых товаров, работ и услуг.

Сторонниками совершенствования действующего законодательства в части, касающейся государственных закупок наукоемкой продукции, являются Министерство экономического развития, Министерство образования и науки, Федеральная служба по тарифам, а также государственные корпорации «Роснано» и «Росатом». Ведомства уже выступали со своими предложениями по корректировке законодательства.

В конце апреля Министерство экономического развития опубликовало на своем сайте новую версию поправок 94-му закону. В пояснительной записке к проекту ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”» отмечается, что закон направлен на урегулирование вопросов, связанных с особенностями размещения заказов, прежде всего при закупках технически сложной, инновационной и уникальной продукции.

Одно из ключевых нововведений — предложение наделить Правительство РФ правом устанавливать особенности размещения заказов на отдельные виды товаров, работ или услуг. Механизм следующий: государственный или муниципальный заказчик, у которого возникла потребность в особенной процедуре закупки, должен обратиться в Минэкономразвития, оно после анализа этого обращения предоставляет в правительство проект нормативного правового акта Правительства РФ с описанием предмета закупки, требующей особенной процедуры, и обоснования особенностей отбора по этой процедуре. Документ может попасть в правительство только при согласии Министерства финансов РФ и Федеральной антимонопольной службы.

Также предлагается дополнить закон «О госзакупках» новой статьей, где предусмотрено следующее: если исполнителем по контракту на выполнение научно-исследовательских работ выступает бюджетное учреждение, привлекающее к выполнению государственного или муниципального контракта третьих лиц, размещение заказов на выполнение указанных работ бюджетными учреждениями может осуществляться у единственного исполнителя (исполнителей) поставщика (исполнителя, подрядчика). В пояснительной записке к законопроекту необходимость ведения этого пункта обосновывается противоречием между законом о госзакупках и Гражданским кодексом РФ. В ГК РФ содержится норма, согласно которой исполнитель может привлечь к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика. «Необходимость такого согласования, по сути, означает требование об утверждении заказчиком выбранного по результатам торгов победителя, что противоречит положениям Закона 94-ФЗ», — говорится в пояснительной записке.

Еще одна новация законопроекта связана с разрешением поставки в рамках контракта товара, количественные и качественные характеристики которого выше тех, что были включены в государственный или муниципальный контракт.

Аналитики отмечают, что инициатива Минэкономразвития вряд ли будет поддержана всеми профильными ведомствами. Так, «Коммерсантъ» в материале «Правила госзакупок втискивают в реалии» (№81/В (4381) от 11 мая 2010 года) отмечает, что законопроект не встретил одобрения у ФАС и ФСТ. Отрицательный отзыв представителя ФАС о законопроекте публикует газета «Время новостей» в статье «Стол спецзаказов» (№79 от 12 мая 2010 года).