Отчет о планах на 2012-й


Текст | Николай НОСОВ


Очередной ежегодный отчет Правительства РФ перед Государственной думой, сделанный Владимиром Путиным, эксперты считают началом нового этапа позиционирования премьера.

В годовом отчете правительства в Думе премьер заявил, что в острый период глобального экономического кризиса мировая экономика столкнулась с тяжелейшими проблемами. Впервые со времен Второй мировой войны произошло общее сокращение мирового ВВП.

В России же, заметил он, проводились аналогии между возникшим кризисом и дефолтом 1998 года, а также шоковыми преобразованиями 1992 года. По словам Путина, мрачные прогнозы не подтвердились.

Большинство экономических экспертов не разделяют этот оптимизм: по их оценкам, кризис 2008—2009 годов оказался гораздо более затяжным и тяжелым, чем кризис 1998 года. По длительности угнетающего эффекта он как раз очень похож на период шоковых реформ начала 90-х годов.

В 2009 году, отметил премьер, сокращение российского ВВП было рекордным — 7,9%. Промышленное производство снизилось на 10,8%. Экспортная цена на нефть упала на 40%, на газ — на 30%, на черные металлы — на 43%.

Но способность к стабилизации и развитию связана с тем, что характер российской экономики изменился — «если не принципиально, то существенным образом», подчеркнул премьер. Финансовый сектор, промышленность и социальная сфера, по его словам, стали гораздо более эффективными и устойчивыми.

«Россия реагировала на кризис как подобает сильному государству, которое не ждет, когда все изменится само по себе, а действует решительно и активно», — считает Путин. Ситуация удержалась «в рамках», не скатилась в украинскую, исландскую или латвийскую «вовсе не потому, что нам банально повезло», уточнил премьер. Причиной успешного прохождения кризиса он считает антикризисную политику правительства.

В действительности часто создавалось впечатление, что правительство не знает, как реагировать, считает профессор Российской экономической школы Константин Сонин. Поэтому он, как и другие специалисты, думает, что слова «повезло» и «пронесло» — это как раз правильные слова для оценки того, как развивалась Россия в условиях кризиса.

Однако премьер подчеркнул объективные причины адаптации страны к кризисным условиям: «Мы встретили кризис, имея за плечами почти десять лет экономического роста. Производительность труда за эти годы увеличилась в полтора раза. А число людей, живущих за чертой бедности, уменьшилось более чем вдвое», — заметил Путин. Действительно, увеличение прослойки обеспеченных людей стало одной из ключевых причин социальной стабильности в период кризиса, считает большинство экспертов.

А по поводу того, что экономика за годы президентства Путина кардинально изменилась, политолог Дмитрий Орешкин замечает, что не всегда эти изменения были положительными. В начале 2000-х годов нефтегазовые доходы составляли 32%, сейчас 45—50%. То есть зависимость усиливается, и ситуация ухудшается.

Программа дала эффект?

«Правительство в 2009 году реализовало беспрецедентную Антикризисную программу, — заявил премьер. — Мы не стали проводить так называемый секвестр, то есть фронтальное урезание всех статей бюджета подряд. По сути, был сохранен запланированный объем бюджета, но перераспределен в сторону мер, которые поддержали социально-экономическую стабильность в стране».

Более того, отметил глава правительства, расходы бюджета по сравнению с 2008-м, докризисным годом существенно увеличились — они возросли на 27,3%. И это при том, что доходы, наоборот, упали на 20,9%.

Премьер очень гордится этими данными, замечает Орешкин, но гордиться особенно нечем. Это же почва для увеличения бюджетного дефицита. К тому же затраты были в основном неэффективными.

50% бюджета было направлено на оплату труда, пенсии, социальные пособия, образование, здравоохранение и жилье. Словом, на те сферы, которые определяют качество жизни людей. «Это порядка 5 трлн руб. — на 1 трлн больше, чем в 2008 году», — подчеркнул председатель правительства.

В развитие национальной экономики вложен 1 трлн 650 млрд руб. При этом сотни миллиардов пошли на поддержу высокотехнологичных отраслей, «хотя еще годом раньше на эти цели мы тратили в три раза меньше».

Слава богу, что у нас был этот триллион, и мы смогли хоть как-то поддержать экономику. Хотя нет никаких сомнений, что, как и все подавляющее большинство бюджетных расходов, эти были неэффективными, подчеркивает Орешкин.

На обеспечение боеготовности армии и флота, на покупку вооружений и военной техники направлен 1 трлн 100 млрд руб. «И здесь был рост на 150 млрд руб. по сравнению с 2008 годом», — заметил глава правительства в своем докладе.

«Если говорить непосредственно об Антикризисной программе, то с учетом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий ее финансирование превысило 3 трлн руб., или более $100 млрд».

При этом премьер оценил эффективность многих антикризисных мер довольно критически. «Некоторые из них можно было бы реализовать, наверное, гораздо более оперативно, более четко, с большим эффектом», — сказал он и добавил: «Например, по ходу работы пришлось координировать неудобную, как оказалось, процедуру предоставления госгарантий».

Но в итоге все-таки с помощью этих гарантий предприятия смогли привлечь кредитов на приличную сумму — 374 млрд руб. «При этом компании взяли на себя обязательства обеспечить прозрачность финансовой деятельности, сохранить рабочие места для инвалидов и других социально незащищенных групп населения, ограничить выплаты высшему менеджменту».

«Да, у нас падение больше, чем в других странах “большой восьмерки” и БРИК, — заметил премьер уже в заключительном слове после дискуссии в Думе. — Но у нас восстановление идет быстрее. Это связано со структурой нашей экономики».

Причем эта структура, как подчеркивает Орешкин, за последние годы не улучшилась, а ухудшилась. «Наша главная задача … изменение структуры в сторону повышения инновационной составляющей», — заметил премьер.

Профессор экономического факультета МГУ Александр Аузан обращает внимание на то, что премьер старательно избегает пользоваться терминологией президента Дмитрия Медведева. Вместо «модернизации» Путин говорит об «инновационном развитии», замечает и Дмитрий Орешкин. Резкую критику того, как Россия преодолела кризис, которая содержится в выступлениях Дмитрия Медведева, в речах премьера сменяют позитивные моменты борьбы с кризисом.

Защита финансового рынка

Первые проявления глобального кризиса были в банковской сфере и на фондовом рынке, поэтому антикризисные меры правительства носили прежде всего характер спасения финансового сектора.

Серьезный акцент именно на банковской системе, как сказал Путин в своем заключительном слове, был правилен. «Вы знаете, мы же с вами проходили в 1998 году — не поддержали вовремя банковскую систему. Где все эти банки, которые считались незыблемыми, ОНЭКСИМ и прочие? В одну секунду все исчезло, и люди потеряли все деньги, которые там были. Мы же не могли с вами допустить такого развития событий. Конечно, мы поддержали в первую очередь банковскую систему, имея в виду, что это … кровеносная система всей экономики. Да, там пошли запретительные ставки несмотря на нашу поддержку. Мы заставляли их финансировать реальную экономику».

Владимир Путин заметил, что помогали не конкретным предпринимателям, а через банковскую систему важнейшим секторам и ключевым предприятиям национальной экономики. «Кроме того, нужно было защитить вкладчиков, не допустить коллапса кредитования реального сектора», — добавил он.

Ничего не раздавалось бесплатно, подчеркнул Путин: «Все предоставлялось в виде кредитов, это возвратные, платные деньги. На депозитах в коммерческих банках было размещено более 687 млрд руб. из временно свободных средств федерального бюджета — они уже возвращены государству. Казна на этом еще и прилично заработала: доход бюджета от размещения и возврата составил 19,2 млрд руб.».

В результате принятых мер угроза масштабного кризиса банковской системы осталась в прошлом, заявил премьер. Нестабильность на финансовых рынках не затронула рядовых граждан Российской Федерации.

«Банки вновь наращивают кредитование экономики, — подчеркнул Путин. — Мы ожидаем, что в 2010 году оно может увеличиться на 5—10%». Постепенно, заметил премьер, снижаются кредитные ставки: «В январе 2009 года они зашкаливали за 20, иногда за 25%. В феврале нынешнего, 2010 года ставки опустились в среднем до 12,7%».

Общее состояние экономики позволяет Центральному банку последовательно снижать ставку рефинансирования. «Сегодня ставка рефинансирования Центрального банка России достигла исторического минимума — 8,25%. Такого еще не было в новейшей истории России», — отметил Путин.

Поддержка реального сектора

Большое внимание правительство уделяло и непосредственной поддержке реального сектора экономики — не только через банковскую систему.

«Мы стремились помочь отечественному автопрому, который оказался в наиболее сложной ситуации — в мире вообще и в нашей стране в частности», — подчеркнул Путин. В общей сложности за 2009—2010 годы государство дополнительно закупит автомобильной техники более чем на 100 млрд руб. Это легковые автомобили, грузовики, автобусы, другой автотранспорт для государственных и муниципальных нужд.

«Мы субсидировали ставку по кредитам на легковые автомобили, напрямую предоставили средства одному из крупнейших наших предприятий — “АвтоВАЗу”», — сказал премьер. Кроме того, началась реализация программы утилизации старых машин. Премьер посетовал, что она не была начата раньше. «Но нам хотелось посмотреть, как такие программы работают в других странах», — объяснил он. Сертификаты на покупку нового автомобиля получили более 50 тыс. человек.

«Показательно, что после 18 месяцев падения объемы производства легковых автомобилей в России вновь начали расти. Автопром восстанавливается… Кстати говоря, на «АвтоВАЗе» дополнительные линии уже запустили, для того чтобы удовлетворить спрос, вызванный сдачей старых автомобилей в утиль».

В период кризиса была также оказана целенаправленная поддержка оборонно-промышленному комплексу и высокотехнологичным предприятиям. «Прошлогодние мрачные ожидания некоторых политиков по поводу краха оборонно-промышленного комплекса не оправдались», — с удовлетворением отметил Путин.

«Объем выпуска военной продукции в 2009 году увеличился почти на 13% — это при общем-то сокращении! Рост производства в судостроении вообще составил 31,6%, в ракетно-космической промышленности — 16,5%, в авиационной — 9%», — такие данные привел премьер.

Глава правительства подчеркнул, что успешно идут испытания истребителей пятого поколения. «Вслед за истребителем должна начаться работа над перспективным авиационным комплексом дальней авиации — это новый российский стратегический бомбардировщик, ракетоносец».

«Мы провели серьезную инвентаризацию в оборонно-промышленном комплексе и приступаем к формированию долгосрочных программ перевооружения по всем основным боевым системам: по комплексам управления и разведки, бронетанковой и военно-морской технике, высокоточному оружию. В результате доля современного вооружения в войсках должна увеличиться до 70—80%», — заметил глава правительства. Правительство также, по его словам, идет на реструктуризацию налоговой задолженности предприятий ОПК.

Серьезным драйвером выхода из кризиса должно было стать — и стало — сельское хозяйство. В 2009 году объем помощи селу из бюджетов всех уровней составил, по словам премьера, порядка 300 млрд руб. Еще более 776 млрд руб. сельхозпредприятия привлекли в виде кредитов, из них 453 млрд — на льготных условиях, по ставкам, которые субсидируются государством.

«Благодаря напряженному труду работников отрасли и своевременной поддержке государства, в российском агропроме не было падения. Наоборот, рост производства составил 1,2%. А экспорт зерна вообще увеличился на 60%», — отметил Путин.

На поддержку сельского хозяйства «из разных источников мы направили в прошлом году 300 млрд, это очень приличные деньги, очень большие, — подчеркнул Путин, отвечая на вопрос одного из депутатов. — Я уже не говорю про другие способы поддержки сельхозтоваропроизводителей: про меры тарифного регулирования, таможенного регулирования…»

К тому же год от года сокращаются квоты на импортную продукцию. «Вот совсем недавно, три-четыре года назад мяса птицы мы завозили 1 млн 300 тыс. тонн только из США. А в этом году поставили им квоту — 600 тыс.».

Другая группа мер — финансовая поддержка. «В этом году мы только на субсидирование процентных ставок по кредитам истратим почти 80 млрд».

«Мы приняли решение в прошлом году увеличить объем субсидирования до 80%, а по некоторым направлениям, скажем по животноводству, — на 100%». Кроме того, было принято решение о продлении возврата кредитных ресурсов с пяти до восьми лет. «Это дополнительные для нас деньги из федерального бюджета, но мы пошли на это, и эта программа осуществляется», — подчеркнул глава правительства. Существенные затраты связаны также с интервенциями на зерновом рынке.

Из-за кризиса произошла корректировка планов правительства в сфере развития инфраструктуры. «Уже начатые проекты мы постарались продолжить и закончить. В 2009 году только в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы» в инфраструктуру было вложено 632 млрд руб., в том числе 285,6 млрд руб. из федерального бюджета».

Введено в эксплуатацию 3 тыс. км федеральных и региональных автомобильных дорог, на 700 км больше, чем в 2008 году. 3 тыс. км — это же мизер по сравнению, например, с Китаем, капля в море, заметил Константин Сонин.

«Уже в этом году полностью завершим трассу Чита—Хабаровск, — докладывал Путин депутатам. — Убежден, что новая автомагистраль принесет огромную пользу, так же, как и Транссиб, будет веками служить России».

«В царские времена, в 1903—1904 годах, сделали Транссиб, и больше ведь ничего нет фактически. Вот мы с вами впервые сделаем автомобильную дорогу, которая будет связывать Европейскую часть и Дальний Восток. Это большое событие», — подчеркнул премьер.

В целом по стране в 2009 году было введено в строй 1,7 ГВт новых генерирующих мощностей. «Это практически на уровне 2008 года», — сообщил Путин. А всего до 2012 года планируется ввести в строй порядка 20 ГВт генерирующих мощностей.

«В 2009 году устойчиво работал наш нефтегазовый комплекс. Добыча нефти составила 494 млн т и увеличилась на 1,2%. Причем этот прирост был достигнут за счет наших новых нефтяных провинций в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. За счет нефти Ванкора, Талакана и Верхней Чоны».

В 2009 году полностью завершено строительство первой очереди нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Буквально несколько дней назад началась прокладка морской части газопровода «Северный поток».

Есть существенный прогресс и по другим нашим проектам — «Южному потоку» и второй очереди Балтийской трубопроводной системы. На Сахалине запущен первый в России завод по производству сжиженного природного газа, что открывает для нас перспективные рынки сбыта.

Правительство выделило 25 млрд руб. и активно работало над программой по поддержке 27 моногородов. Финансирование осуществляется по уже готовым программам.

По словам премьера, большинство принятых антикризисных мер сработало. «Мы предотвратили разрушение реального сектора и финансовой системы». Но самое главное, заметил Путин, не допустили падения реальных доходов населения.

Социальный акцент

«По зарплатам, конечно, есть очевидное снижение, — признал глава правительства. — В некоторых отраслях зарплаты были заморожены или снижались. Но, повторю, в среднем доходы граждан в 2009 году даже немного выросли — на 2,3%. За счет бюджетников, за счет пенсионеров, конечно, прежде всего». Не за счет олигархов, которые тоже в это время подобнищали прилично. Это правда, подчеркивает Константин Сонин, прирост доходов действительно пришелся на пенсионеров и бюджетников. И поддержка потребителей напрямую — очень правильная мера стимулирования спроса. Вот только вопросы вызывает то, что спрос стимулировали именно через эти группы.

По словам Путина, удалось сохранить все основные социальные программы, а также осуществить «точечные» меры поддержки граждан. Программы поддержки занятости охватили 2,8 млн человек.

«И если в феврале 2009 года безработица достигла максимального за кризисный период уровня — 7 млн 100 тыс. человек, то год спустя, в марте 2010 года, ее уровень оказался существенно ниже — 6 млн 400 тыс. человек. И это, конечно, много, но все-таки тренд очевиден. «Это значит, что при всех сезонных колебаниях нам удалось запустить процессы постепенного восстановления рынка труда и создания новых рабочих мест».

В 2010 году, заметил Путин, на программы содействия занятости выделяется 40,5 млрд руб. Причем в них появятся новые направления, такие как стажировки для выпускников школ, вузов и техникумов, содействие в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями, снижение напряженности на рынке труда в моногородах. Также специальные меры поддержки занятости будут реализованы в Северо-Кавказском федеральном округе.

По мнению заместителя директора ИМЭМО РАН, известного специалиста в области экономики труда и социальной сферы Евгения Гонтмахера, в действительности динамика безработицы скорее ухудшается, чем улучшается, так как многие работодатели «выдерживали» штатную численность на случай, что кризис через год кончится.

Но он не кончился, и дальше сдерживать сокращение штатов многим сегодня не удается. Так что ситуация с безработицей в 2010 году окажется как минимум не лучше, чем в 2009-м, а то и хуже.

Вообще, в антикризисной политике правительства акцент был сделан на поддержке социальной сферы. «Я убежден, что каким бы глубоким ни был кризис, это не может служить оправданием для нарушения слова, данного людям», — заявил глава правительства. Поэтому не были пересмотрены параметры индексации детских пособий. С 1 января 2009 года они были увеличены на 13%, а с 1 января текущего года — еще на 10%.

Также проиндексирован размер «материнского капитала»: сейчас он составляет 343 тыс. руб. «Причем граждане получили возможность использовать его досрочно». Так, около 118 тыс. семей с помощью «материнского капитала» смогли полностью или частично расплатиться с банками по ипотечным кредитам, подчеркнул Путин. Общая сумма таких платежей — 32,7 млрд руб.

«Еще 1,5 млн семей использовали другую меру поддержки, которая изначально не была предусмотрена и которую мы с вами ввели в связи с кризисом. Получили наличными на текущие нужды, на текущие расходы по 12 тыс. руб. из средств “материнского капитала”. Считаю возможным продлить эти выплаты еще как минимум на один год», — сказал премьер.

«Год назад с этой трибуны я обещал, что несмотря на все трудности кризисного периода мы проведем переоценку пенсионных прав тех наших граждан, которые заработали стаж в советский период, и мы с вами это сделали, как бы трудно это ни было», — подчеркнул Путин.

«Россия, пожалуй, единственная страна в мире, которая в нынешней ситуации пошла на масштабную пенсионную реформу, на существенное повышение пенсий. Да “не пожалуй, единственная”, а точно единственная!» Но ведь это не реформа — это повышение пенсий, подчеркивают Орешкин и Аузан. Попытка провести реформу была несколько лет назад — и в целом оказалась неудачной. Сейчас же идет усиленный рост социальных обязательств бюджета.

Политически это очень мощный шаг, замечает Дмитрий Орешкин, но нагрузка на бюджет растет. К тому же это обязательства, обладающие «эффектом храповика»: уменьшить их, «отыграть назад» нельзя.

«В 2009 году пенсии индексировались четыре раза — в марте, апреле, августе и декабре, — говорил Путин в своем отчете. — В реальном выражении их среднегодовой рост составил 10,7%. По итогам 2010 года среднегодовой размер пенсии увеличится еще как минимум на 45%. Начиная с апреля средняя трудовая пенсия по старости превышает 8100 руб. в месяц, а общий размер выплат, которые получат ветераны Великой Отечественной войны, вырос до 23 тыс. руб.».

Кроме того, отметил премьер, почти 5 млн пенсионеров, в основном проживающих в регионах с высокой стоимостью жизни, стали получать специальные социальные доплаты к пенсии. В итоге мы реально добились того, чтобы доходы пожилых людей стали выше прожиточного минимума.

«Это означает, что в России больше нет пенсионеров, живущих за официальной чертой бедности, — подчеркнул премьер. — Но это совсем не означает, что они зажили богато, конечно, мы и дальше должны думать о том, как улучшать их материальное положение».

На повестке дня, по его словам, остаются вопросы индексации денежного довольствия военнослужащих, оплаты труда бюджетников и военных пенсионеров.

«Напомню, что запланированные на 2009 год размеры индексации денежного довольствия и военных пенсий не подвергались пересмотру. С августа 2009 года повышение составило 8,5%. Ранее, с 1 декабря 2008 года, сразу на 30% были увеличены фонды оплаты труда в федеральной бюджетной сфере. Мы, как и обещали, рассмотрим вопрос повышения зарплат бюджетников, а также денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий, стипендий студентов. Сделаем это уже осенью этого года с учетом состояния бюджета».

Социальные аспекты — сильная сторона доклада премьера, считают Александр Аузан и Дмитрий Орешкин. Но путь увеличения социальных расходов — опасный путь, которым уже шла российская власть, и он привел к печально знаменитой монетизации льгот — то есть жесткому секвестру социальных обязательств.

Главное — независимость

Особый акцент в выступлении Путина, как отмечают наблюдатели, был сделан на сохранении независимости российской политики и российского бизнеса.

Премьер не преминул заметить, что европейские государства, обсуждая возможность получения кредитов МВФ, отказывались от такой перспективы: обосновывали это необходимостью сохранения суверенной национальной политики. Как известно, России в свое время давались другие советы… Хотя у России, по его словам, прекрасные отношения с МВФ.

Глава правительства отметил, что говорит это «не для того, чтобы похихикать задним числом, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько важно всем нам — и правительству, и тем, кто находится в этом зале, проводить ответственную финансово-экономическую политику. Чтобы не идти потом с протянутой рукой ни к кому, теряя экономический, а за ним и политический суверенитет».

По словам премьера, в разгар кризиса существовала реальная угроза потери российских стратегических активов, «их просто могли распродать за бесценок, в том случае если бы наши крупные компании не смогли рассчитаться с западными кредиторами, с западными банками, где эти стратегические активы были размещены в качестве залога. Мы вместе с вами не допустили этого негативного развития событий».

«И вы, уважаемые депутаты, приняли Федеральный закон от 13 октября 2008 года №173?ФЗ, который предусматривал выделение ВЭБу $50 млрд на рефинансирование задолженности российских компаний. Но фактически Банк развития рефинансировал кредитов лишь на $11,6 млрд».

По словам Путина, этого оказалось достаточно, чтобы снять остроту, дать сигнал, что российское государство способно решать задачи такого уровня. А реструктуризации в западных финансовых учреждениях пошли совсем по-другому. Из упомянутых $11,6 млрд, которые банк направил на эти цели, $3,9 млрд уже возвращены, по остальным заемщики своевременно выплачивают государству обозначенные им проценты.

Константин Сонин замечает, что вообще-то речь шла в первую очередь о коммерческих кредиторах, не случилось бы ничего страшного, если бы те или иные активы за долги частично перешли к ним. Более того, это было бы полезно, поскольку избавило бы глав ведущих российских корпораций от иждивенческих настроений, во многом использующих алармистские тенденции российских лидеров.

Крепкий баланс

Какова, по оценке главы правительства, ситуация в российской экономике на сегодняшний момент? «У России крепкий положительный торговый баланс — $112 млрд, — указал премьер. — И самая низкая за последние 18 лет инфляция — 8,8%!» Причем, по словам Путина, она продолжает замедляться: «Стоит задача выйти как минимум на уровень инфляции в 5—6% в год».

У России самый низкий среди развитых стран объем государственного долга — 8% ВВП. И, наоборот, третьи в мире золотовалютные резервы. «За последние 12 месяцев мы еще и нарастили их на $64 млрд. Они сегодня составляют $448,6 млрд!» — с удовлетворением сообщил глава правительства.

«По официальному прогнозу, в 2010 году ВВП должен увеличиться на 3,1% — при этом есть большая вероятность, что темпы роста будут выше. Все это позволяет нам сказать: рецессия в нашей экономике закончилась. Более того, у нас очень неплохие стартовые условия для дальнейшего движения вперед. Это не значит, что кризис закончился окончательно, но рецессия — она действительно приказала долго жить», — сказал Путин.

Премьер в данном случае выразился очень корректно, подчеркивает Александр Аузан. Действительно, закончилась именно рецессия, а не кризис. До завершения кризиса пройдет еще немало времени, подчеркивает и Дмитрий Орешкин. «Если было падение 7,9%, а прогнозируется рост около 4%, чему же радоваться? Экономика так и не вернется в 2010 году даже на докризисные позиции».

Планы на будущее

Путин выделил в своем выступлении главные перспективные задачи: возвращение экономики на траекторию устойчивого роста; обеспечение макроэкономической стабильности и повышение эффективности бюджетных расходов; формирование нового промышленного потенциала и поддержка инноваций; качественное развитие отраслей, ориентированных на человека. Последнюю задачу глава правительства назвал важнейшей.

«Базовым условием для дальнейшего движения вперед являются ответственная макроэкономическая политика и сбалансированный бюджет. Мы не можем позволить себе постоянно жить с дефицитом бюджета в 6%. В противном случае загоним себя в долговую ловушку и вместо целей развития будем из года в год тратить все больше и больше государственных ресурсов на обслуживание займов и кредитов», — сказал Путин. Уже к 2012 году дефицит должен быть снижен до 3% ВВП, считает глава правительства, а в дальнейшем надо вернуться к бездефицитному бюджету и вновь начать накапливать резервы.

За счет чего можно добиться этих целей? «Конечно, будем смотреть, где есть дополнительные источники доходов, с этого всегда нужно начинать. Но вместе с тем, согласитесь, повышать сейчас налоги, изымать деньги из экономики, только вставшей на путь восстановления, — это все-таки не самый оптимальный путь», — заметил глава правительства.

«Считаю, что правильный выход — в кардинальном повышении эффективности бюджетных расходов, — сказал он. — Нам предстоит провести реформу бюджета, глубокую модернизацию государственных финансов и всего государственного управления, причем уже в течение 2011—2012 годов».

Возникнут, по словам главы правительства, программы по образцу государственной программы развития сельского хозяйства: «У нас появятся программы комплексного развития образования, здравоохранения, науки, жилищного строительства и другие».

Именно в контексте сокращения неэффективных расходов премьер в комментариях к своему отчету преподнес сокращение бюджетных расходов на дорожное строительство. «Мы сняли часть расходов, запланированных ранее, с дорожного строительства на другие направления. Здесь, всем понятно, легче всего снять, потому что это не так чувствительно, не так заметно. Хотя в целом для экономики, в конечном итоге, это, конечно, плохо», — признал он.

Сегодня, замечает Константин Сонин, механизм финансирования дорожного строительства таков, что увеличение его объема просто приводит к увеличению цен. Объемы строительства остаются прежними. Та же ситуация существует в других сферах бюджетных расходов. Иного и быть не может до тех пор, пока не пройдет реальная демонополизация получения бюджетных средств.

Увеличение налогов в интересах трудящихся

«От граждан, — заметил Владимир Путин, — поступает много предложений расширить сферу применения “материнского капитала”. Считаем возможным предусмотреть использование “материнского капитала” на строительство индивидуального жилья. Включая и те случаи, когда граждане возводят дом своими силами, без привлечения подрядной организации: сами покупают стройматериалы и т.д.».

«Сейчас звучат предложения повременить с повышением взносов в Фонд обязательного медицинского страхования с 3,1 до 5,1%, так как для экономики, которая только начала переживать кризис, выходить из кризиса, это будет большой нагрузкой», — заметил глава правительства. «Однако мы все-таки сделали для бизнеса паузу в 2010 году. Я считаю, что отказываться от уже принятого решения не имеет смысла», — отрезал премьер.

Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд руб. в ближайшие два года.

«Вместе с тем было бы неразумно просто вбросить эти ресурсы в неэффективно работающую систему, как я уже говорил только что, размазать на текущие расходы», — сказал Путин. Он предложил создать в составе Федерального фонда обязательного медицинского страхования специальный резерв средств в объеме, как раз равном двухпроцентному увеличению страховых взносов, которые будут зачисляться в систему ОМС с 1 января 2011 года.

Эти средства, по его словам, будут расходоваться на основе региональных программ по модернизации здравоохранения с учетом индивидуальных особенностей территорий и в соответствии с соглашениями между субъектами Российской Федерации, Минздравом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. «То есть мы намерены сконцентрировать ресурсы так же, как это было сделано в рамках приоритетного национального проекта».

«Кроме того, — сказал Путин, — предлагаю подумать и о создании еще одного фонда в рамках той же системы». Речь идет о фонде под условным названием «Здоровье» — для неработающих пенсионеров.

Суть идеи: на лицевые счета пожилых граждан государство будет зачислять по 1 тыс. руб. в год. Эти деньги могут быть использованы в качестве соплатежа за медицинскую страховку. А если в течение определенного периода времени необходимости обращаться к врачу не будет, средства будут зачисляться на пенсионный счет гражданина. «Гражданин имеет тысячу, обратился к врачу, значит, оттуда пошло софинансирование. Не захотел идти к врачу, нет необходимости, значит, эта тысяча пойдет на пенсионный счет», — объяснил премьер.

Средства получат только те субъекты Российской Федерации, которые примут программы модернизации здравоохранения — так же, как было применительно к Фонду ЖКХ. Будут проводить такие мероприятия, которые включают ремонт медицинских учреждений, оснащение их недостающим оборудованием, создание современных информационных систем в области организации медицинской помощи, а также будут осуществлять шаги по внедрению страховых принципов оплаты медицинской помощи.

«В прошлом году мы с вами заявили крупномасштабные мероприятия в сфере пенсионного дела и в этом году начали проводить крупную пенсионную реформу. В этом году все нужно сделать постепенно, подготовиться, принять решение и со следующего года начать крупномасштабные преобразования в медицине», — сказал Путин.

«В рамках национального проекта “Здоровье” мы сделали новый серьезный шаг для улучшения здравоохранения», — заметил премьер. Теперь надо будет решить проблему качества и доступности лекарственных средств.

Кроме того, заметил он, правительство разрабатывает комплексную программу развития фармацевтической промышленности. «Наша задача — создать благоприятные условия для инвестиций в эту отрасль, увеличить выпуск качественных и доступных лекарств».

«В 2009 году, — продолжал рассказывать о социальных проектах Путин, — в жилищные программы было вложено порядка 500 млрд руб. В этом году будет примерно столько же». Государство, заметил он, объективно стало крупнейшим покупателем на рынке жилья. И во многом благодаря этому удалось не допустить резкого падения темпов жилищного строительства. Эти программы будут расширяться.

«В 2009 году военнослужащим Минобороны предоставлено 45,6 тыс. новых квартир. Знаете, никогда такого не было», — заметил глава правительства. В 2010 году будет выделено еще 51,9 тыс. квартир. То есть за два года — почти сто тысяч. «В результате мы окончательно закроем потребности военнослужащих Вооруженных сил в постоянном жилье, как и обещали». Причем правительство возьмет на себя бремя обеспечения жильем и тех, кто уволился с военной службы в 90-х или начале 2000-х годов, так и не получив жилья.

За 2008—2009 годы Фонд реформирования ЖКХ вложил 166 млрд руб. в капитальный ремонт многоквартирных домов и расселение аварийного фонда. Отремонтированы дома, в которых проживает 11 млн 300 тыс. человек. В новые квартиры въехали либо оформляют документы на переселение 165 тыс. семей.

В этом году на программы фонда будет направлено 85 млрд руб. Это позволит провести капитальный ремонт в 26 тыс. многоквартирных домов площадью 60 млн кв. м и переселить из аварийного жилья еще несколько десятков тысяч человек.

«В конце прошлого года я также дал поручение найти дополнительные средства для развития ипотеки, чтобы на рынке появились жилищные кредиты, доступные максимально широкому кругу граждан. Как вы знаете, Внешэкономбанк выделит на поддержку ипотеки 250 млрд руб.», — подчеркнул Путин.

Налоговые исключения

«Говорить о подлинной предпринимательской свободе в России, конечно, пока преждевременно», — заметил премьер. Сейчас количество лицензируемых видов деятельности мы сократили с 500 до 74. Масштабы сертификации товаров — примерно до 50%.

Более чем в два раза сокращено количество проверок малого и среднего бизнеса. Уменьшились масштабы обязательной сертификации. Для 20 видов бизнеса начал действовать заявительный порядок открытия нового дела. В ближайшее время намерены распространить его практически на всю экономику.

Как показали последние катастрофы, институт проверок со стороны государственных органов во многом девальвировался. «Зачастую придираются по мелочам и на пустом месте, а реальных проблем никто не видит».

Премьер ставит совершенно правильные диагнозы, замечает Александр Аузан. Но где же выводы? Где реформы фискальных и административных структур?

Глава правительства сказал и о новом этапе налоговой реформы — направленном на поддержку инноваций. «Сейчас мы проводим анализ ранее установленных преференций для высокотехнологичного бизнеса. Прямо скажем, пока серьезного эффекта, к сожалению, не ощущаем», — заявил Путин.

Уже в период весенней сессии правительство направит в Государственную думу дополнительные предложения по совершенствованию налогового законодательства.

«Самая острая проблема здесь — это повышение страховых взносов в Пенсионный и другие социальные фонды». Повышение фискальной нагрузки в сфере информационных технологий, для инновационных компаний, для резидентов технико-внедренческих зон, для малых предприятий, создаваемых при вузах и научных центрах, а также для средств массовой информации будет смягчено.

«Для них, — сказал премьер, — ставка страховых взносов повысится не сразу, а плавно в течение переходного периода, при этом выпадающие доходы внебюджетных фондов должны быть компенсированы — другого пути у нас с вами нет — за счет федерального бюджета».

Перечень компаний, на которые распространяется такая льгота, может быть даже расширен в том случае, если будет предложен четкий, не допускающий злоупотреблений, механизм ее администрирования.

Планируются, по его словам, и другие шаги в налоговой сфере. В частности, необходимо уточнить порядок учета расходов на НИОКР и механизмы начисления амортизации.

«Мы также предлагаем отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке». Этот шаг, по словам Путина, позволит небольшим инновационным компаниям привлечь долгосрочные инвестиции на более выгодных условиях, эмитируя свои бумаги.

Согласно планам правительства, создаваемые при вузах и научных центрах малые внедренческие предприятия получат возможность беспрепятственно переходить на упрощенную систему налогообложения. Деятельность компаний в области здравоохранения и образования будет освобождена от налога на прибыль. «Это касается как некоммерческих организаций, так и коммерческих структур», — подчеркнул премьер. Для них налоговые каникулы продлятся как минимум до 2020 года.

«В прошлом году мы приняли закон об энергосбережении. Чтобы стимулировать предприятия внедрять новое энергоэффективное оборудование, предлагается освободить его от налога на имущество сроком на три года», — сказал глава правительства.

Путин возразил предложению левых фракций Думы о введении прогрессивного налогообложения доходов. «Когда мы ввели 13%, собираемость налога увеличилась — вот в чем все дело, — подчеркнул он. — А собираемость бюджета увеличилась потому, что перестали прятать, а мы, к сожалению, до сих пор не можем как следует администрировать. Если научимся администрировать как следует, начнем собирать — можно потихонечку искать какие-то способы ухода от этой системы».

Экономический остаток

Наиболее важный экономический сюжет доклада, по мнению известного российского экономиста, в прошлом одного из руководителей Центробанка, а ныне директора по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергея Алексашенко, использование средств от повышения взносов в ФОМС. В нем, по мнению эксперта, отразились сразу несколько конфликтов, развивающихся в правительстве.

Во-первых, прозвучавшее после выступления Путина заявление Кудрина о том, что он не знал об этом решении и не считает его правильным. «Представляете, дело даже не в том, что Кудрин стал фрондёром — не очень-то я в это верю! А в том, что премьер окончательно перестал рассматривать коллегиальность как форму принятия решения». Для него оказалось достаточно выслушать в данном случае Голикову — и решение принято: «никаких сдержек и противовесов».

Во-вторых, «все предыдущие рассказы о грядущем улучшении работы системы обязательного медицинского страхования оказались липой: в реформе ОМС и конь не валялся». Хотя решение о повышении налогов было принято более двух лет назад и должно было начать реализовываться уже в этом году. «Реформа — дело сложное, требует обсуждений, дискуссий, ущемления чьих-то сегодняшних интересов». Потому пошли по простому пути.

В-третьих, бюджетная политика последнего времени — резкое наращивание выплат населению, в первую очередь пенсий, политика, по оценке Алексашенко, авантюрная, привела к закономерному результату. «У бюджета уже нет денег на то, чтобы содержать бюджетную сферу, и для того чтобы отремонтировать поликлиники и больницы, нужно повысить налоги. Ведь перераспределение 2% взносов из ФОМС в фонд ремонта на самом деле означает банальное повышение налогов!» — замечает эксперт.

Это только вершина айсберга. Проблемы с недофинансированием бюджетной сферы будут нарастать из года в год, а решать их будут либо за счет повышения налогов, либо за счет наращивания дефицита.

Если говорить о политической составляющей думского мероприятия, совершенно очевидно, отмечает Константин Сонин, что Путин осмысливает для себя новые горизонты — горизонты длительного правления.

Геннадий Зюганов выступил как настоящий лидер оппозиции, замечает Александр Аузан. Он предложил плотный текст, он обильно цитировал в своем тексте президента Медведева. Фактически это косвенное противопоставление программ двух российских лидеров, между которыми, по словам Дмитрия Медведева, имеются «стилистические различия».

Выступление Путина в Госдуме стало очевидным началом его предвыборной кампании, убежден Алексашенко. «Решил ли он выставляться в президенты по новой или нет, но электорат готовить надо». Это и есть, считают эксперты, главное содержание последних инициатив Владимира Путина.