Княгиня с идеями


Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА


Природа наделила ее щедро — умом, сильным характером, художественным и музыкальным талантами, организаторскими способностями, тонким вкусом и добрым сердцем. Этим богатством княгиня Мария Клавдиевна Тенишева распорядилась так же благородно, как и своим материальным капиталом: принеся и то и другое на жертвенник своей Родины.

Рождение девочки, которой предстояло в будущем войти в первый ряд российских общественных деятелей и меценатов, окутано тайной. Историки до сих пор ведут споры о годе, когда она появилась на свет, версий множество — от 1858 до 1867 года, точно известна лишь дата — 20 мая по старому стилю. Нет достоверных данных и том, кто являлся отцом Маши, скорее всего, им не был ни первый супруг ее матери, некто Клавдий Пятковский, ни ее второй муж Мориц фон Дезен. Детство застенчивого ребенка (а тогда никто и не подозревал, что со временем эта тихая девочка превратится в блистательную, энергичную и властную даму) прошло в Санкт-Петербурге, Москве, на дачах и в имениях и, как можно судить по ее воспоминаниям, не было счастливым. Она не испытывала недостатка в материальных благах, но была лишена материнской любви, к тому же рано узнала, что незаконнорожденная.

Совсем юной Маша вышла замуж за правоведа Рафаила Николаевича Николаева, у них родилась дочь, но брак не заладился — молодая жена вскоре разочаровалась в суженом, оказавшемся человеком слабохарактерным, праздным, да к тому же и игроком. И кто знает, к чему привела бы эта ситуация, если б не одно счастливое обстоятельство. Дело в том, что Мария обладала большими вокальными способностями и в один прекрасный день, набравшись смелости, решилась посоветоваться о своем сопрано со столичными специалистами. Вердикт был таков: данные хорошие, но, если хотите стать певицей, надо учиться. Вскоре наступил другой день, надо думать, совсем не радостный для ее мужа: с трудом раздобыв некоторые средства, молодая женщина, прихватив с собой дочку, отправилась учиться пению в Париж.

«Русский американец»

Столица искусств окрылила Марию: маститые учителя наперебой хвалили русскую ученицу и предрекали ей блестящую оперную карьеру. Здесь же она, и ранее неравнодушная к изобразительному искусству, всерьез увлеклась им — стала брать уроки. У молодой дамы завязались знакомства в артистической среде — она сдружилась с Иваном Сергеевичем Тургеневым, последние годы жизни которого прошли во Франции, его последней музой — актрисой Марией Гавриловной Савиной, композитором Антоном Григорьевичем Рубинштейном, художником Константином Егоровичем Маковским.

Однако с оперой что-то не вышло, деньги, отложенные на поездку во Францию, заканчивались, ждать помощи было неоткуда, а к постылому мужу молодой даме возвращаться совсем не хотелось. Впрочем, поддержка к Марии все-таки пришла: давняя знакомая, княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, пригласила ее в Россию — отдохнуть и поправить нервы в своем новом имении Талашкино, что в Смоленской губернии. Этой княгине суждено было сыграть значительную роль в судьбе той, кому впоследствии предстояло стать княгиней Тенишевой, и ее ближайшей подругой. Не менее значительную роль сыграло и Талашкино, пленившее Марию своей красотой и заставившее ее забыть все тревоги и волнения. Вскоре она развелась с мужем.

На родину вернулась уже совсем другая Мария Клавдиевна — это была внутренне свободная, независимая, готовая противостоять всем невзгодам и прекрасно знающая себе цену женщина. И к тому же настоящая русская красавица — высокая, статная, с прекрасными формами, белой кожей и роскошной копной темно-русых волос. Конечно, такой царь-девице требовался и мужчина под стать, и через несколько лет она его встретила.

Князь Вячеслав Николаевич Тенишев был, как говорится, птицей высокого полета. Этот незаурядный человек считался одним из богатейших предпринимателей своего времени, за деловую хватку, прямолинейность и любовь к масштабным проектам его прозвали «русским американцем». Помимо коммерции у князя были и другие увлечения, он вошел в историю и как ученый — этнограф и социолог, и как большой любитель музыки. С Марией Тенишев познакомился на одном музыкальном вечере, где она пела, а он ей аккомпанировал, не на шутку влюбился и с завидной решительностью начал добиваться взаимности. Она не устояла, ответному чувству не помешала и довольно большая разница в возрасте — князь был старше, и то, что на момент встречи со своей суженой он был несвободен. Тенишев, правда, давно жил с первой женой раздельно и вскоре после знакомства с Марией Клавдиевной поспешил официально развестись. В 1892 году Вячеслав и Мария обвенчались.

После свадебного путешествия по Европе Тенишев привез молодую жену в поселок Бежица Брянского уезда Орловской губернии. Там находился Брянский рельсопрокатный, железоделательный, сталелитейный и механический завод (ныне Брянский машиностроительный завод), совладельцем которого был князь, тут-то княгиня впервые и развернула бурную общественную деятельность. Все началось со знакомства с бытом рабочих и огромного желания его цивилизовать. Заручившись моральной и материальной поддержкой мужа, Тенишева реорганизовала местную школу для детей рабочих, потом открыла в Бежице и окрестностях еще несколько школ и ремесленное училище.

Дальше — больше: Мария Клавдиевна инициировала программу по расселению казарм и бараков для рабочих. Им за небольшую арендную плату во временное пользование стала предоставляться принадлежащая заводу земля и право строить на ней собственные дома. Затем усилиями Тенешевой в поселке появились народная столовая, клуб, где проводились концерты, лекции, танцевальные вечера, были библиотека и помещения для занятий спортом. И наконец княгине удалось убедить директоров завода прекратить использовать на предприятии детский труд. Активная общественная работа княгини в Бежице продолжалась до 1896 года, когда Тенишевы навсегда покинули Орловщину и поселились в столице.

Художники

В Петербурге чета Тенишевых была уже хорошо известна — супруги вели довольно непоседливый образ жизни и часто наезжали сюда из Бежицы, у них был известный музыкальный салон, куда часто захаживали известнейшие музыканты и композиторы. После переезда князь потихоньку начал отходить от коммерции, все больше сосредотачиваясь на науке, и в конце концов открыл Этнографическое бюро, занимавшееся масштабными исследованиями. В том же 1898 году в Санкт-Петербурге появилось и знаменитое передовое учебное заведение, носящее его имя — Тенишевское училище.

Неугомонная же супруга Вячеслава Николаевича тем временем всерьез заинтересовалась изобразительным искусством. К чему привела эта страсть, хорошо известно. Во-первых, княгиня сплотила вокруг себя едва ли не всех великих русских художников. Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Константин Коровин, Валентин Серов, Александр Головин, Николай Рерих — вот далеко не полный список тех, с кем она дружила и кого поддерживала. Кстати, Тенишев, всегда относившийся с большим пониманием к общественным инициативам жены, художников недолюбливал и ее дружбу с ними не одобрял, однако открыто перечить независимой княгине не смел даже он.

Во-вторых, Тенишева собрала богатейшую собственную коллекцию произведений российского и зарубежного искусства и внесла огромный вклад в развитие музейного дела. Так, в 1897 году Мария Клавдиевна подарила свою коллекцию акварелей русских художников Русскому музею — всего около 500 работ, и щедрая княгиня отдала бы больше, если б музей сам не отказался от той части собрания, где были представлены зарубежные акварелисты. Когда в 1900 году князь Тенишев был назначен главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже, Мария Клавдиевна активно включилась и в эту работу. Представленная ее трудами коллекция национального искусства, а также культурная программа Русского павильона, были встречены на ура парижской публикой.

В-третьих, княгиня, продолжив прерванные парижские занятия, сама стала художницей, и довольно известной. Своей специализацией она выбрала эмалевое дело. Более того, в 1916 году в Московском институте археологии княгиня защитила диссертацию «Эмаль и инкрустация». Ну и наконец в-четвертых, Тенишева стала активной подвижницей развития художественного образования в России. Так, по совету Репина она открыла в Санкт-Петербурге бесплатную студию для подготовки молодежи к поступлению в Академию художеств (занятия вел сам Репин).

На Смоленщине

В 1893 году князь сделал обожаемой жене очередной бесценный подарок. Каким-то образом супругам удалось уговорить Святополк-Четвертинскую продать им Талашкино, и Тенишев презентовал его жене на день рождения. Сама же Екатерина Константиновна, впрочем, имение не покинула и осталась там жить на правах управляющей. Вскоре Талашкино стало одним из центров художественной жизни России: сюда устремились друзья княгини — художники, здесь начали развиваться художественные промыслы, открылись художественные мастерские.

Подруги давно уже лелеяли мечту о создании так называемого «идейного имения», такого, где можно было бы заниматься просветительством, развивать сельское хозяйство, поддерживать традиции народных промыслов. Теперь эта мечта стала как никогда близкой. В 1894 году Тенишевы купили соседствующий с Талашкиным хутор Фленово, где решили организовать сельскохозяйственную школу-интернат нового образца. Цель школы — подготовить из крестьянских детей многопрофильных и первоклассных специалистов в сельском хозяйстве, тех, кому предстояло стать первыми представителями нового в России класса — фермерами.

Так появилась Талашкинская сельскохозяйственная школа I разряда княгини Тенишевой. Фленово превратилось в учебный городок: там были построены школа, библиотека, вскоре вместившая богатейшее собрание книг, общежитие для учеников, дома для учителей, столовая, пчеловодческий музей, метеостанция, создано образцовое учебное хозяйство, включавшее в себя сады, огороды, пасеку, пруд для рыболовства. Для организации учебного хозяйства и подготовки учителей был приглашен известный ботаник Роберт Регель. Растили будущих фермеров по тщательно разработанной воспитательной программе.

Кроме того, при школе был организован театр и открыты учебные мастерские — керамическая, резьбы и росписи по дереву, вышивальная, кузнечная. Живое участие в развитии художественных ремесел в Талашкине и Фленове принимали известнейшие художники. А продавались изделия смоленских умельцев в специальном магазине, открытом Тенишевой в Москве.

В 1901 году во Фленове по проекту художника и архитектора Сергея Малютина был построен Теремок — деревянный домик, украшенный резьбой по мотивам русских былин. Теремок сохранился до наших дней, сейчас там музей. Другой известнейший архитектурный памятник Фленова, привлекающий туристов со всего мира, — церковь Во имя Святого Духа, авторы проекта Малютин, сама Тенишева и Иван Барщевский, автор мозаики и росписи — Николай Рерих. Построенный не по канону, храм так и остался не освященным.

Прощание

Князь Тенишев скончался в 1903 году. Его последним пристанищем стал склеп при храме Во имя Святого Духа во Фленове. Но покоился он там до революционных событий 1917 года. Позже, во время смуты, крестьяне разграбили склеп.

Унаследовав огромное состояние, Мария Клавдиевна продолжила общественную работу. Она по-прежнему поддерживала художников, занималась собирательством и особенно увлекалась коллекционированием предметов русской старины. Еще при жизни супруга княгиня сблизилось с объединением «Мир искусства», помогала ему, а с 1898 по 1904 год Тенишева финансировала вместе с Саввой Мамонтовым издание одноименного журнала. Впрочем, отношения с Сергеем Павловичем Дягилевым и его товарищем Александром Николаевичем Бенуа у княгини не сложились — эти очень талантливые и очень самоуверенные молодые люди не особенно считались с мнением своего главного мецената.

Коллекции Тенишевой, равно как и ее собственные работы по эмали, много выставлялись в Европе. Она стала почетным членом Римского археологического общества, действительным членом Общества изящных искусств и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. Мария Клавдиевна очень интересовалась археологией, спонсировала археологические экспедиции в окрестностях Смоленска. Этому городу Тенишева в 1911 году подарила музей русской этнографии декоративно-прикладного искусства «Русская старина», при нем же была открыта художественная школа.

Княгиня была бы счастлива, если б могла заниматься такими благородными делами до конца своей жизни, и, скорее всего, будь у Российской империи другая история, после смерти Тенишевой все ее богатство было бы завещано обществу, а предпринятые ею проекты не канули бы в Лету. Но, увы, Родину княгини ждала иная судьба. Первый тревожный звонок прозвенел во время революционных событий 1905 года — к ужасу Тенишевой, которая еще долго не могла в это поверить, крестьянская смута не прошла мимо и ее любимого «идейного имения» Талашкина, и среди ее устроителей были те, кого совсем недавно княгиня учила грамоте, сельскому хозяйству и прикладным искусствам. Шло время, плохое стало понемногу забываться, Мария Клавдиевна продолжила подвижническую работу. И тут грянул 1917-й.

В 1919 году Тенишева, сопровождаемая верной Екатериной Святополк-Четвертинской, навсегда покинула Россию. Скорбя по потерянной Родине, она еще девять лет прожила во Франции. Обосновалась неподалеку от Парижа, в небольшом городе Вокрессон. До последних дней Мария Клавдиевна оставалась сильной и энергичной, много работала по эмали, понемногу учила художественным наукам детей эмигрантов, встречалась с друзьями, написала мемуары, которые были изданы уже после смерти княгини. Мария Клавдиевна ушла из жизни в апреле 1928 года.