Автопрому — зеленый свет
Текст | Виктория ЛЕСНОВА
Российские власти решили, как вывести отечественную автомобильную промышленность из кризиса и поднять ее на новый уровень.
В 2009 году выпуск легковых автомобилей снизился на 59,4%, грузовых — более чем на 64%, автобусов — более чем на 46%. Такие данные привел 4 марта на заседании кабинета министров, посвященном стратегии развития российской автомобильной промышленности, председатель Правительства РФ Владимир Путин.
В 2010 году государство намерено продолжить масштабные меры поддержки автопрома. В частности, по словам премьера, 30 млрд руб. выделено на закупки автомобильной и коммунальной техники для государственных и муниципальных нужд. Продолжится и программа по субсидированию потребительских кредитов на приобретение отечественных машин стоимостью до 600 тыс. руб. Отметим, за день до заседания стало известно, что в 2010 году участие в программе льготного автокредитования примут 104 банка — их список опубликовало на своем сайте Министерство промышленности и торговли.
Новая мера стимулирования отечественного авторынка — эксперимент по утилизации старых автомобилей. «Мы ожидаем, что по этой программе может быть куплено порядка 200 тыс. новых автомобилей. Объем финансирования программы составит 11,5 млрд руб.», — сказал Владимир Путин. Напомним, что целевая аудитория программы — владельцы автомобилей старше десяти лет. Они получили право сдать старые машины на утилизацию в приемный пункт, участвующий в программе (всего их более 150), получив взамен сертификат на 50 тыс. руб. для покупки новой машины отечественной сборки (в эксперимент включено 66 моделей). В программе сегодня участвует более 1,5 тыс. автодилеров. Эксперимент был запущен 8 марта 2010 года, предполагается, что он продлится до ноября.
Говоря о перспективах российского автопрома, Владимир Путин подчеркнул, что будущее за качественными машинами — надежными, безопасными и отвечающими высоким экологическим стандартам. «В этой связи государству и нашим автопроизводителям предстоит решить ряд принципиальных вопросов. Первое: должно быть обеспечено внедрение современных технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности машин и уменьшению выбросов загрязняющих веществ», — сказал он. Второй приоритет — повышение конкурентоспособности российского автопрома. «Буквально за несколько лет нам удалось привлечь в страну практически все — я хочу это подчеркнуть — крупнейшие мировые автоконцерны, убедить их открыть в России свои сборочные заводы. И сегодня они стали неотъемлемой частью российского автопрома», — подчеркнул глава правительства. Конечная же цель, по его мнению, это формирование современной автомобильной промышленности, «включающей всю технологическую цепочку: от стального листа до конечного продукта. И потому следующим шагом должно стать создание новых предприятий по выпуску автокомпонентов. Здесь также можно в полной мере воспользоваться преимуществами международной кооперации».
Третья задача — пристальное внимание к подготовке инженерных кадров, проведению собственных научно-исследовательских и конструкторских разработок.
Премьер-министр также упомянул о проблемах «АвтоВАЗа», отметив, что крупнейшему российскому автопроизводителю государство уже оказало серьезную финансовую, административную и политическую поддержку — «и в части погашения задолженности перед банками, и по решению социальных проблем трудового коллектива, и по выстраиванию наших отношений со стратегическими инвесторами». Более того, предприятие может рассчитывать на дополнительное финансирование в объеме 28 млрд руб. «Эти деньги уже переведены на счета “Ростехнологий”. И еще 10 млрд мы зарезервировали для “АвтоВАЗа”. Но эти ресурсы компания будет получать при условии реализации разработанной и согласованной с акционерами программы реструктуризации», — сказал Владимир Путин. Отметим, что в 20-х числах марта условие, поставленное председателем правительства, было выполнено: «АвтоВАЗ» представил концепцию своего развития до 2020 года, которая была одобрена профильными министерствами.
Затем министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко представил Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года. Этот масштабный документ в целом был одобрен Правительством РФ и должен быть окончательно доработан и принят до конца марта.