Владимир ПЕЧЕНЫЙ: работаем по программе созидания



Текст | Ирина БОРЩЕВСКАЯ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН, Павел ЖДАНОВ


Мэр Магадана Владимир Петрович Печеный убежден: столица Колымы станет университетским городом, наукоградом, логистическим центром Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Такова стратегия развития города до 2020 года, которая реализуется уже третий год. За это время Магадан вошел в число лидеров по развитию малого бизнеса и городской среды. Завоевал первое место во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование РФ» в номинации «Лучший городской округ», получил свидетельство и специальный приз Министерства регионального развития Российской Федерации и Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения «За активное привлечение населения к управлению жилищным фондом города» в конкурсе «Самый благоустроенный город России».
Словом, созданы предпосылки для успеха, но реально успех придет с появлением у города федерального финансового и политического рычага для ускоренного развития. Скорость имеет значение: роль Магадана — политического и экономического форпоста страны — принципиально важна для развития Дальневосточного региона и Крайнего Севера России.

— Владимир Петрович, в 2009 году Магадан отметил 70-летний юбилей. Каковы основные достижения в развитии города?

— За последнее десять лет столица Колымы перешла от политики выживания к устойчивому поступательному движению во всех сферах жизнедеятельности. Сказались системные перемены в управлении городом: принятие в 2007 году Стратегии социально-экономического развития, переход на программно-целевой метод планирования, оптимизация использования муниципальной собственности, формирование финансово-бюджетной системы, соответствующей уровню столичного города. Это определило новую систему взглядов, основанную на сбалансированности интересов и установлении партнерских отношений между властью, бизнесом и местным сообществом.

Только в прошлом году объем инвестиций городского бюджета увеличился в 1,5 раза. Ставка на инновационную инвестиционную политику позволила на четверть увеличить инвестиции в основной капитал. Индекс промышленного производства составил 105,1%.

Мы осознаем: в современных условиях невозможно добиться динамичного развития без учета вызовов глобализации, решения вопросов, связанных с растущей миграцией, социальным неравенством, изменением самой парадигмы существования региона — от депрессивной, дотационной территории к уверенно развивающемуся краю. Муниципалитет четко определил перспективы: Магадан — конкурентоспособный административный, политический, научно-образовательный и культурный центр области, в котором растут уровень и качество жизни, планомерно развивается экономика.

Еще в начале 90-х мы сделали первые шаги в этом направлении и… ощутили, что отсутствие должной нормативно-правовой базы связывает нас по рукам и ногам. Участвуем в совершенствовании законодательства. Инициировали так называемую «Северную доктрину» — концепцию государственной политики в отношении северных регионов России. На последнем заседании Всероссийского совета местного самоуправления, к примеру, предложили определить на государственном уровне минимальные социальные стандарты предоставления услуг и перейти от формулирования показателей эффективности деятельности муниципалитетов к определению индикаторов эффективности. Кстати, наш экспертный совет по оценке муниципальных программ изначально использует данные технологии. Их действенность не вызывает сомнений. В городском реестре сегодня почти четыре десятка целевых программ по 15 приоритетным направлениям нашей стратегии. Общий объем финансирования превышает 12 млрд руб., включая внебюджетные средства. Ежеквартальный мониторинг позволяет оперативно реагировать на все перемены жизни.

— В том числе и на разразившийся мировой экономический кризис? Кстати, как муниципалитет в это время выстраивал свою политику?

— В рабочем режиме. Чуть более напряженном, нежели обычно, но без упаднических настроений, какой-то лихорадки, скачка безработицы. Ее уровень в 2009 году составил 2,2% по отношению к экономически активному, или 1,3% — к трудоспособному, населению. Сейчас на учете в Центре занятости 1139 человек. Инфляция снизилась на 6%. Нам удалось сохранить социально-экономическую стабильность в городе, деловую активность предприятий и людей за счет предпринятого комплекса мер по смягчению последствий всех финансово-экономических неурядиц. Предусмотрели дополнительные возможности социальной поддержки граждан, обеспечили надежную работу жилищно-коммунального хозяйства и организаций бюджетной сферы, содействовали развитию реального сектора городской экономики, рынка товаров и услуг, малого и среднего предпринимательства. В режиме нон-стоп действовала группа по контролю за ситуацией в городе, поэтому мгновенно реагировали на намечающиеся противоречия, не позволяя им перерасти в проблемы.

В условиях кризиса население предъявляет к власти простые требования: обеспечить стабильность цен, занятости и доходов. Другой вопрос, насколько местная власть умеет сочетать противодействие кризису с перспективами дальнейшего развития города.

— И как же в настоящем Магадана просматривается его будущее, перспективы Севера?

— В стратегии социально-экономического развития города неслучайно разработана новая жилищная политика. За десять «перестроечных» лет у нас ничего не строилось, строительный комплекс был полностью уничтожен, жилфонд изрядно обветшал. Очереди росли не только на получение квартир, но и на койко-места в общежитии. Это при массовом оттоке населения с Севера!

Пошли на прорыв, решив за шесть лет переселить людей из ветхих и аварийных домов в новые. Изучали технологии скоростного строительства, искали инновационные стройматериалы. Обратились к канадскому опыту, варианту социальной ипотеки Казани, задействовали рынок вторичного жилья, взялись за недострои. Параллельно модернизировали объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры. Большим подспорьем стал национальный приоритетный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Сейчас в его рамках действуют девять муниципальных программ, благодаря которым с 2005 года новоселье справили более полутора тысяч семей магаданцев.

Активно включились в программы Фонда содействия реформированию ЖКХ. В 2008 году город получил из федерального бюджета 141 млн руб. — отремонтировали 24 многоквартирных дома, 111 семей улучшили жилищные условия. В 2009 году из Фонда перечислено 105,9 млн руб., из областного бюджета было выделено 31,2 млн — отремонтировали еще 22 дома.

Реконструируем здания исторической части города, надстраиваем мансардами трех- четырехэтажные дома. Комплексно модернизируем микрорайоны, строим современные очистные сооружения. Обновили генеральный план застройки Магадана. Через несколько лет на берегу бухты Гертнера появятся элитные коттеджные микрорайоны.

— Как это сказывается на рынке управления жильем?

— Он значительно расширяется. Пришли 15 частных управляющих организаций. На обслуживании у них более 400 домов. Жильцы 210 домов объединились в ТСЖ. Зарегистрирована первая Ассоциация жилищного самоуправления.

Меняется настроение горожан: перестают ощущать себя «лишними людьми», появилась уверенность в завтрашнем дне, вера в будущее Севера. Иначе никому не пришла бы в голову идея построить здесь международный горнолыжный курорт.

— Проект «Марчекан» подтверждает: магаданцы — предприимчивый и расторопный народ. Это обычно свойственно молодости. Действительно ли столица Колымы — город молодых?

— Возраст 30% жителей — от 14 до 30 лет. А те, кто постарше, молоды душой. Отсюда амбициозная цель: превратить Магадан в наукоград, университетский город. Сегодня каждый десятый горожанин — студент, а когда наши выпускники после школы устремятся не в центральные вузы, будет высок престиж магаданского образования… Уже появилась первая ласточка — консорциум ИРМАГ: «Иркутск — Магадан», в котором объединились наш Северо-Восточный государственный университет и Байкальский университет экономики и права. Вскоре в комплекс войдут техникумы, профессиональные лицеи и колледжи, а также другие вузы. Стремимся сделать открытой образовательную систему, формируем банк инновационных разработок в сфере образования. В школах, гимназиях и лицеях действуют 17 экспериментальных площадок, а каждое второе учебное заведение инновационно по своей сути. Магадан всегда отличался высоким интеллектуальным потенциалом. Шутка сказать: восемь научно-исследовательских институтов, причем два академических. Естественно, что первыми на Дальнем Востоке, да и в России, переходим на цифровое телевидение. Народ у нас активный. Вот план одного дня мэрии: Общественная палата, Координационный совет молодежных общественных организаций и учебных заведений, муниципальный молодежный Совет дублеров, Координационный совет по вопросам развития предпринимательства…

— Не оттого ли львиная доля в экономике Магадана приходится на малый бизнес?

— А может быть иначе, если свыше 22% работающих — предприниматели? Малыми и средними предприятиями оказывается 54% объема работ в строительстве, ими охвачено 47% рынка платных услуг. На долю малого предпринимательства приходится треть валового муниципального продукта. А его роль в формировании муниципальной казны? Только единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности составляет десятую часть собственных доходов бюджета. Согласитесь, это самый что ни на есть полноценный сектор реальной экономики города.

— Можно ли сказать, что все принципиальные проблемы решены и остается только осуществить намеченные планы?

— Увы, нет. По-прежнему остра проблема несбалансированности местного бюджета. Нужны изменения и дополнения в Бюджетный и Налоговый кодексы, необходимо устранить диспропорции в управлении землей в границах муниципальных образований, разработать механизмы реализации Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов. Связывают по рукам и ногам различия в правовом регулировании бюджетных правоотношений муниципальных образований и субъектов РФ. В серьезной доработке нуждаются федеральные законы №122 и №120. Без этого трудно рассчитывать, что 131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заработает в полную силу.

— Это волнует все без исключения муниципалитеты России. Но Магадан — город особый…

— Вот именно. Здесь добывается существенная доля валютного металла — золота, в недрах Колымы — вся таблица Менделеева. Регион — реальная точка роста всей российской экономики. И геополитическое его значение трудно переоценить. Российский Дальний Восток уже сегодня обязан участвовать в глобальной конкуренции. Догонять будет дороже и сложнее, чем развить нынешние довольно сильные позиции. Странно, что этого не понимают… Или не желают понимать.


Владимир Петрович Печеный родился 20 июня 1949 года в городе Черновцы Украинской ССР. Трудовую деятельность начал в 1969 году литературным сотрудником редакции газеты «Рядянське життя» в городе Кицмань. В 1974 году окончил филологический факультет Черновицкого государственного университета. С 1978 года живет на Севере, в Магадан приехал в 1984 году. Работал заместителем директора средней школы, инспектором и заместителем заведующего городским отделом народного образования. В 1990 году Магаданским городским советом народных депутатов утвержден в должности заместителя председателя горисполкома, позже назначен первым заместителем главы Администрации г. Магадана.

В октябре 2004 года В.П. Печеный победил на выборах мэра города, в 2008 году избран мэром на второй срок — за него проголосовало 85,9% избирателей.

Владимир Петрович является вице-президентом Союза городов Заполярья и Крайнего Севера и Международной ассоциации столиц и крупных городов. Он инициировал создание и был первым председателем Совета муниципальных образований Магаданской области.

В.П. Печеный имеет звания «Отличник народного образования РСФСР, «Ветеран труда», является лауреатом Национальной премии «За обустройство земли Российской», награжден общественным орденом «Иван Калита», кавалер ордена «Во имя жизни на земле», имеет сертификат об увековечивании имени Кавалера высших общественных наград России в рамках Международного проекта «Добрый Ангел мира».

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте