Ольга ПАНЧЕНКО: танцы — очень позитивное и полезное увлечение

Текст | Елизавета МИЛЮТИНА
Фото | из архива НАСКТ

Национальная ассоциация клубов, школ и студий танца (НАСКТ) — организация довольно молодая, ей чуть более года, но уже успевшая громко заявить о себе на отечественном танцевальном рынке. Президент ассоциации и совладелица сети танцевальных клубов GallaDance Ольга Панченко рассказала нам о том, какие задачи призвана решить НАСКТ, а также поделилась своими взглядами на развитие российского танцевального рынка и мнением об уровне танцевальной культуры в нашей стране.

— Ольга, как и у кого возникла идея создания НАСКТ?

 

— На определенном этапе развития бизнеса у руководителя любой успешной компании формируется потребность видеть на рынке не только конкурентов, но и единомышленников. Это совершенно естественный процесс становления любого бизнеса. Подобные НАСКТ профессиональные объединения существуют во многих сегментах российского рынка — это, например, Ассоциация юристов России, Федерация рестораторов и отельеров, Ассоциация менеджеров.

В конце 2008 года мы с моим партнером по бизнесу, генеральным директором танцевальных клубов GallaDance Алексеем Минделем, почувствовали необходимость альянса и взаимодействия с владельцами танцевальных клубов. В этот момент проблема отсутствия общих для всех участников рынка правил и стандартов предоставления танцевальных услуг, единой терминологии, норм этического поведения стала ощущаться нами особенно остро. Так появилась идея создания ассоциации, объединяющей собственников и руководителей танцевальных клубов, школ и студий, и мы взяли на себя смелость предложить ее танцевальной общественности.

— И какой был отклик?

 

— Не могу сказать, что эту идею восприняли на ура. GallaDance — одна из старейших российских танцевальных сетей, мы существуем уже девять лет, поэтому, видимо, мы первыми почувствовали необходимость объединения и вполне закономерно возглавили это движение. У нас накоплен большой опыт и проведения крупных мероприятий, и работы с российскими клиентами в сфере предоставления услуг.

Нужно сказать, что реакция многих была самой примитивной: дескать, крупная танцевальная сеть решила подмять под себя более мелкие клубы. Я думаю, что объяснение такому крайне боязливому мышлению есть. И здесь во многом российские клубы повторяют линию развития западных клубов, правда с опозданием лет так на 20. У нас, впрочем как и на Западе, владельцы большинства танцевальных клубов тесно связаны с танцевальным спортом. Очень часто это именитые танцоры, для многих из которых клуб скорее средство удовлетворения личных интересов — привлечения клиентов на собственные уроки или же на уроки узкого круга своих профессиональных учеников, нежели предприятие, которое должно приносить прибыль. Здесь западное мышление уже далеко шагнуло вперед, для них показателем успешности является прибыль, которую клуб может приносить владельцам. Более того, до недавнего времени само словосочетание «танцевальный бизнес» в России почти не употреблялось. В сознании многих понятия «танцы» и «бизнес» были несовместимы, считалось, что танцы — это нечто возвышенное и прекрасное, никоим образом не связанное с таким «низменными» словами, как «прибыль» и «деньги». Но танцевальные клубы мало чем отличаются от других организаций сферы услуг и живут по тем же законам и правилам.

Все же многие откликнулись на наше предложение. Сегодня в ассоциацию входит около 20 членов — это только юридические лица: клубы, школы, студии танца, а также организации, деятельность которых связана с танцевальным бизнесом. Особо подчеркну, что деятельность ассоциации обращена на решение бизнес-проблем, общих для всех участников этого рынка, во все аспекты, которые связаны с танцевальным спортом, мы никоим образом не вмешиваемся.

— Каковы основные направления работы ассоциации?

 

— Мы стараемся наиболее полно охватить вопросы, которые были бы одинаково значимы для всех. Это формирование единых этических стандартов среди участников танцевального рынка. Первым документом, который мы приняли, стал Кодекс этики членов НАСКТ.

Еще одно направление — разработка правил, положений и стандартов для работы членов ассоциации на всей территории России. Здесь мне особенно хотелось бы отметить создание правил и положений по Pro Am и организацию турниров Pro Am — это такие турниры, где преподаватель выступает со своим учеником. В последнее время именно это направление вышло у нас на первый план. Эти правила разработаны с учетом западного опыта проведения таких соревнований и нашего внутреннего опыта, который был накоплен за время проведения российских конкурсов Pro Am. В основу легли уже отточенные и проверенные временем правила и стандарты, прекрасно применяемые на Западе.

Я считаю, что нам удалось удачно адаптировать эти документы к нашим реалиям, по крайней мере обо всех турнирах, проходящих под эгидой НАСКТ, отклики самые положительные, это становится уже своеобразным знаком качества профессионально организованного по мировым стандартам мероприятия.

— Сеть GallaDance, кажется, была пионером движения Pro Am в России?

 

— Да, конкурсы по Pro Am GallaDance проводит довольно давно. И всегда на очень высоком уровне. Думаю, во многом благодаря нам Pro Am стало так популярно в России последние два года. Дело в том, что в определенный момент времени любой более-менее успешный танцевальный клуб сталкивается с тем, что ему больше нечему научить своего клиента. Фитнесом, например, вы можете заниматься бесконечно и, вообразив себе идеальное тело, стремиться к нему всю жизнь, а в танцах за два-три года человек может выучить все шаги и достичь своего максимума. Так возникло движение Pro Am, где смешанные пары соревнуются друг с другом на паркете. На Западе ему почти сто лет — первые конкурсы проводились еще до первой мировой войны, а к нам Pro Am пришло лишь несколько лет тому назад. И, к сожалению, массовая популярность этого движения, свидетелями которой мы сейчас являемся, сопровождается болезнями роста.

— Какими именно?

 

— Появляются конкурсы самого различного уровня, масштаба и качества. Это, наверное, и неплохо: у клиента появляется возможность выбора, а мы со своей стороны, как ассоциация, стараемся проводить такие мероприятия на максимально высоком уровне, задавая очень высокие критерии качества. Не без гордости скажу, что наши западные гости, такие как судьи и организаторы аналогичных турниров, а главное — пары-участницы, говорят, что турниры, проходящие под эгидой НАСКТ, зачастую превосходят по уровню аналогичные западные турниры. Участники наших турниров могут быть уверены, что никаких серьезных накладок и неприятных неожиданностей не произойдет, а организаторы сделают все возможное, чтобы создать на турнире праздничную атмосферу и максимально комфортные условия для всех пар.

Наша основная идея основывается на том, что турнир Pro Am — это не только соревнование, конкурс имеет прежде всего эстетическую направленность. Это праздник, специально для которого партнерша может сшить себе красивое платье, эффектно в нем выступить и, показав все свое мастерство, искупаться в овациях зала. Для нее такой турнир — награда, к которой она шла через долгие тренировки. Бывает, что турниры Pro Am организовываются вместе со спортивными состязаниями, что, на мой взгляд, не совсем правильно: любители не очень уверенно чувствуют себя на одном паркете с профессиональными парами, пусть даже их выступления разнесены во времени.

Так вот, наша ассоциация пытается защитить принципы, традиции и те обычаи, которые сложились за счет богатой мировой практики. На формирование правил проведения конкурсов Pro Am ушло довольно много времени и сил. Мы подошли к вопросу максимально ответственно и детально прописали все нюансы, разработав стандарты и по временному регламенту, и по числу судей, и по размерам зала, и по количеству раздевалок, и по организации расписания выступлений, и по процедуре регистрации участников. И здесь, конечно, западный опыт был для нас прекрасным подспорьем — мы не стали изобретать велосипед.

Сегодня этим пособием с большим удовольствием пользуются многие члены ассоциации, некоторые клубы организуют конкурсы Pro Am под эгидой НАСКТ. На такие конкурсы мы обязательно отправляем своего наблюдателя, он отмечает, все ли условия его проведения соответствуют стандартам, и выявляет недочеты. Затем мы обсуждаем результаты с устроителем и даем ему свои рекомендации.

— Одна из задач НАСКТ, насколько я знаю, — распространение успешного опыта работы членов ассоциации в области предоставления танцевальных услуг?

 

— НАСКТ — это профессиональная площадка, где руководители танцевальных клубов могут обмениваться опытом и идеями. И успешные примеры таких контактов уже есть. Многие члены ассоциации ездят друг к другу в гости, знакомятся с корпоративными стандартами, принятыми в других клубах, и перенимают друг у друга самое лучшее.

Кроме того, ассоциация проводит семинары и тренинги как для руководителей танцевального бизнеса, так для преподавателей клубов, школ и студий танца. В этом году мы будем стремиться к тому, чтобы семинары и тренинги проходили как можно чаще — ведь тем для обсуждения чрезвычайно много. Отмечу также, что ассоциация организует и открытые семинары для всех участников рынка, при этом очень часто они бесплатные. Помимо этого, мы оказываем консультационные услуги и проводим исследования рынка.

Хотелось бы также сказать, что НАСКТ многое делает для популяризации танцевального движения и вовлечения в него большего числа людей. На нашем сайте вы найдете интересные статьи о танцах, их истории, о Pro Am. А осенью этого года вместе с Третьяковской галереей мы планируем организовать серию лекций под рабочим названием «Танец в искусстве». Приходите, будет очень интересно.

В ближайшем будущем мы планируем активизировать работу на международном танцевальном рынке, выйдем туда со своими идеями и предложениями.

— Чем российский танцевальный рынок отличается от зарубежных?

 

— Пожалуй, основная особенность в том, что рынок еще не сформировался, он только формируется. И по многим показателям это хорошо видно. Например, мы организуем бесплатный открытый семинар для менеджеров танцевальных клубов, скажем, по основам эффективного управления и приглашаем на него всех желающих. В ответ получаем полуживой отклик. В итоге на семинар приходят единицы смелых — это те, у кого потребность к обучению уже появилась. Остальные же просто не понимают, зачем им это нужно, и пребывают в блаженной уверенности, что совершенствовать свой профессионализм им не требуется. Это иллюзия.

Как я уже сказала, у нас танцевальные клубы тесно связаны с танцевальным спортом. Среди них профессионалы, для которых клуб — возможность поддержания и продолжения своей профессиональной карьеры, это около 80% участников рынка. Многие серьезные танцевальные клубы созданы на базе знаменитых школ спортивного танца, многие профессиональные танцоры открывают свои клубы, хотя здесь мы скорее схожи с Западом.

— Существуют ли проблемы, с которыми сталкиваются почти все танцевальные клубы?

 

— Есть очень серьезная кадровая проблема. Танцевальный мир узок, и хороших педагогов не хватает. Учить танцевать должны профессиональные танцоры, люди, которые с детства занимаются танцами, их мало, и еще меньше тех, кто способен обучать других. Поэтому клубы находятся в постоянной конкуренции друг с другом за квалифицированные кадры.

Успешность танцевального клуба зачастую зависит от инвестиций в персонал — и материальных, и духовных. И никто не гарантирует, что, набравшись опыта и знаний, этот преподаватель не уйдет в другой клуб или же не решит открыть собственный. Поэтому с преподавателями надо работать, мотивировать их, причем не только материально.

С кадрами тесно связана работа с клиентами. Руководитель клуба должен знать ответы на вопросы: «Как правильно обслужить клиента? Какие требования предъявлять при этом к персоналу? Каковы ожидания человека, который становится членом вашего клуба?»

На последнем пункте я бы хотела остановиться особо. Дело в том, что клиент — это не профессиональный танцор, в клуб он приходит не только для того, чтобы танцевать, но и затем, чтобы хорошо провести время. Ему надо отдохнуть, снять стресс, получить заряд положительных эмоций и обязательно встретить единомышленников — людей, так же как и он, увлеченных танцами. Выявить потребности клиента и удовлетворить их — первостепенная задача. А это теснейшим образом связано с системой обслуживания, которую вы создали в клубе, и с атмосферой в нем. Очень важно, как тренеры, администраторы, бармены, сотрудники ресепшен относятся к клиенту, как и с каким настроением они с ним общаются и насколько они чутки к его потребностям. Все это подразумевает регулярную работу с персоналом.

— Какие положительные тенденции на нашем танцевальном рынке вы бы отметили?

 

— К танцам начинают относиться с большим вниманием, количество танцевальных клубов за последнее время увеличилось в несколько раз — и это замечательно. В сообществе, наконец, появились стандарты, которым должен соответствовать танцевальный клуб. Многие осознают, что это должно быть комфортное, хорошо освещенное помещение, что преподавателями должны быть не просто вчерашние танцоры, а люди с наработанными педагогическими навыками и техникой обучения. Радует, что термины «танцевальный бизнес» и «менеджер танцевального клуба» понемногу входят в обиход. Меньше становится руководителей клубов, которые совмещают функции нескольких сотрудников. Люди начинают понимать, что каждую из этих задач должен решать профессиональный человек.

Очень хорошо, что растет уровень запросов клиентов. Они много путешествуют, бывают на различных танцевальных мероприятиях, видят, как организованы зарубежные танцевальные клубы, и хотят, чтобы российские клубы соответствовали этим стандартам.

— О чем, на ваш взгляд, стоит подумать человеку, который хочет открыть собственный танцевальный клуб?

 

— Для начала хорошо бы честно ответить себе на один очень простой вопрос: «Для чего вы это делаете?» — и определить цель, к которой вы стремитесь. Тогда все станет более-менее понятно. Если вы профессиональный танцор и хотите открыть собственную школу для того, чтобы дать персональные уроки, — это одна история. Если вы хотите просто занять свое свободное время и найти себе применение — другая. Если же стремитесь построить серьезный бизнес-процесс, который принесет вам хорошую отдачу, и готовы вкладывать в него свои силы и деньги — третья история и, на мой взгляд, самая перспективная.

Еще раз повторю: танцевальный бизнес — это сфера услуг, поэтому без серьезных инвестиций здесь не обойтись. Один человек не может быть и преподавателем, и менеджером клуба. Вам придется набрать персонал. Создайте себе хорошую юридическую и бухгалтерскую базу. Об этом нужно позаботиться в самом начале. Инвестиций потребует аренда помещения и его подготовка. Скорее всего, понадобится ремонт. Нужно оформить зал, сделать пол, освещение, звук, оборудовать комфортные раздевалки, санузлы. Если вы не можете позволить себе бар в клубе, по крайней мере поставьте там холодильник, где можно было бы хранить напитки. И, естественно, необходимо, чтобы обо всей этой красоте узнал мир, то есть вам нужно подумать о рекламе.

Сразу хочу предупредить: не ждите, что ваши первоначальные затраты начнут окупаться с того момента, как клуб откроет свои двери. Открытие — это только отправная точка вашей работы. То, что вы делали в период подготовки, еще не работа, вы просто замесили тесто, но пирог еще не испекли. С открытия начинается все самое трудное и увлекательное.

— А насколько в этом бизнесе велика роль любви к танцам?

 

— Здесь, как и в любом другом деле, то, чем ты занимаешься, нужно любить. Мне кажется, это необходимое условие, без любви ничего не получится.

Другой вопрос, должен ли владелец клуба быть профессиональным танцором. Не думаю. Приведу в пример собственный опыт. Я с детства мечтала заниматься танцами, но, к сожалению, не сложилось — меня отдали в большой теннис. Позже нереализованная любовь к танцам привела меня к открытию собственной танцевальной сети. Естественно, я и сама стала танцевать. К сожалению, последние несколько лет я почти не танцую, теперь я наблюдаю за тем, как танцуют другие!

— Каково ваше мнение о танцевальной культуре в России, почему россияне сегодня танцуют меньше, чем, например, американцы или европейцы?

 

— В Европе и Америке танцевальная традиция существует очень давно, она не прерывалась, а у нас массовое танцевальное движение возродилось совсем недавно, после 70 лет забвения.

Танцы — это элемент социальной культуры, необходимая часть светского образования. Скажем, на Западе все привыкли к тому, что муж с женой вместе занимаются танцами, это считается хорошим тоном. В России же такие пары редко можно встретить в танцевальных клубах. У нас мужчины и женщины приходят в клуб без партнеров, причем женщин значительно больше. Это, кстати, тоже наше отличие. За рубежом умение танцевать оценивается как показатель успешности мужчины. Наши мужчины танцуют мало, но я думаю, что это всего лишь вопрос времени.

Люди считают, что танцы — это рафинированное увлечение, доступное только избранным. Это пройдет. Посмотрите, как много делается сегодня для повышения танцевальной культуры в стране! Например, есть замечательная программа «Танцы со звездами». Люди ее смотрят, начинают разбираться в танцевальных направлениях и движениях, понимать, что такое музыкальность и ритм. Появились сериалы о танцах, которые тоже пользуются популярностью. Многие из тех, кто сегодня смотрит эти передачи, накопив определенный базис знаний, вскоре решатся сделать первый шаг и пойдут учиться танцевать.

Думаю, лет через пять—десять россияне будут много и хорошо танцевать. Вообще, на мой взгляд, мы очень музыкальная и танцевальная нация, что очень сближает нас с итальянцами, испанцами.

— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет заниматься танцами, но пока не выбрал танцевальный клуб?

 

— Во-первых, подойдите к выбору клуба очень серьезно, это защитит вас от разочарований и ложных ожиданий. Лучше потратить время и силы на поиск клуба, чем выбрать первый попавшийся и впустую проходить в него два-три месяца. Если вам не повезет, вы потеряете не только время и деньги, но, может быть, и интерес к танцам.

Во-вторых, соберите как можно больше информации о существующих в вашем городе танцевальных клубах, посмотрите рекламу, поспрашивайте друзей и знакомых. Хочу обратить ваше внимание на то, что для меня как совладелицы GallaDance предметом особой гордости является то, что большинство наших клиентов, которые серьезно увлеклись танцами, это люди, которые пришли к нам в клубы по рекомендации своих знакомых. И, поверьте, это самая лучшая реклама!

Если вам не к кому обратиться, отберите несколько клубов. Не поленитесь зайти в каждый из них. Посмотрите, как оформлен клуб, какие там залы и какой свет, как выглядят раздевалки, есть ли в них индивидуальные шкафчики. Обратите внимание на работу администраторов, побеседуйте с тренерами. Обязательно запишитесь на пробный урок — это очень хороший показатель качества работы клуба.

И не бойтесь обращаться в большие клубы и известные танцевальные сети. Иногда людям кажется, что там очень дорого, а занятия проводятся только для VIP-клиентов. Это не так.

Ну а когда выберете танцевальный клуб — ходите на занятия, танцуйте, общайтесь с единомышленниками и получайте удовольствие! Танец — искусство уникальное, здесь вы получаете огромную радость и от самого процесса обучения, и от того, что у вас что-то получается. В танце время летит незаметно, более того, незаметно формируется и ваше тело — вы с хорошим настроением, в веселой атмосфере и под прекрасную музыку теряете лишние килограммы и становитесь пластичнее. Так что решайтесь, танцы — очень позитивное и полезное увлечение!


Ольга Владимировна Панченко, президент НАСКТ, совладелица сети танцевальных клубов GallaDance. Окончила международно-правовой факультет МГИМО. Владеет четырьмя иностранными языками.

Работала директором по маркетингу и PR в закрытом городском семейном клубе «Монолит», директором по маркетингу, PR и сервису в спортивно-развлекательном клубе «МультиСпорт». Опыт юридической практики приобрела работая в компании MBI International. В начале 2000-х годов вела информационно-развлекательную программу «Монитор» на REN TV.

В 2001 году Ольга Панченко совместно с Алексеем Минделем открыла танцевальный VIP-клуб «Лужники», его идея и наработки легли в основу сети танцевальных клубов GallaDance — самой крупной танцевальной сети в России.

Замужем, воспитывает двоих сыновей.