Образование пошло округами


Текст | Николай ГУЛЯЕВ


Формирование образовательных округов — перспективное направление развития образовательных систем.

Федеральный эксперимент по созданию образовательных округов был запущен еще в 2003 году Правительством России. Целью проекта стала модернизация региональных систем управления образованием на основе создания в субъектах Федерации образовательных округов, с использованием, в том числе, и дореволюционного опыта.

Основные задачи, которые решались в рамках данного проекта:

— повышение эффективности управления образованием в регионах и эффективности использования ресурсов;

— ориентация системы образования на местные рынки труда, в том числе путем усиления связи общего и профессионального образования;

— повышение качества и доступности образования (особенно в сельской местности) посредством оптимизации образовательной сети.

Эксперимент первоначально реализовывался на территории одного региона — Самарской области. С учетом позитивных результатов в 2005 году Правительство России приняло решение о пролонгации эксперимента и расширении состава его участников. В 2006—2008 годах в эксперименте принимали участие уже шесть регионов: Астраханская, Кировская, Самарская, Сахалинская, Ульяновская области и Чукотский автономный округ. Кроме того, ряд субъектов РФ (например, Алтайский край) приступили к такой трансформации самостоятельно, что свидетельствует о привлекательности идеи.

Экспериментальный опыт регионов, как свидетельствуют эксперты, позволил сформировать три модели образовательных округов.

1. «Жесткая государственная» модель — предусматривает передачу государственному органу управления образованием субъекта Российской Федерации большинства или ключевых функций муниципалитетов в управлении образованием.

2. «Мягкая государственная» модель — предполагает «приближение» государства к объектам управления (реализуется в Кировской области).

3. «Межмуниципальная договорная» модель — основана на повышении роли общественно-государственного управления, предусматривает объединение ресурсов нескольких муниципалитетов при участии государства для решения отдельных задач функционирования и модернизации образования на данных территориях (реализуется в Астраханской области и Алтайском крае).

Остальные регионы, вовлеченные в эксперимент (Сахалинская, Ульяновская области и Чукотский автономный округ) в настоящий момент проходят этап утверждения нормативно-правовых актов.

Введение образовательных округов возможно по разным моделям и не всегда требует значительных перестроек в системе управления образованием. Управление образованием на основании образовательных округов упрощает реализацию программ и проектов развития образования, гармонизирует государственное и муниципальное управление территориальными системами образования, сокращает административные и транзакционные издержки, способствуя тем самым модернизации системы российского образования.