Несовершеннолетняя реформа


Текст | Николай ФЕДОРОВ


Приближающийся День работников
жилищно-коммунального хозяйства (23 марта) — повод сделать внимательный анализ реформы ЖКХ.

«Уже недалек тот день, когда реформа ЖКХ отметит свое совершеннолетие, — замечает в блоге портала ‘’Реформа ЖКХ’’ главный редактор журнала ‘’Председатель ТСЖ’’ Сауле Беркимбаева. — За эти годы реформированию посвящено несметное количество статей, радио- и телепередач, конференций, конгрессов, круглых столов и т.д. А воз и ныне там. Так в чем же дело?»

По ее мнению, основное внимание реформаторов сконцентрировано лишь на одной из задач реформы — переводе жилищного и коммунального хозяйства на рыночные рельсы. При этом второй составляющей реформы — формированию ответственного собственника жилья и потребителя жилищно-коммунальных услуг — уделяется незначительное внимание.

«Именно этот перекос и является существенным тормозом, — отмечает Беркимбаева. — Вот и хромает реформа ЖКХ, изначально не заручившаяся поддержкой и пониманием со стороны граждан».

Реформы никогда не проводятся, когда все хорошо, замечает губернатор Кировской области Никита Белых. Более того, крайне редко реформы начинаются при первых кризисных явлениях.

В подавляющем большинстве случаев кардинальные преобразования начинаются тогда, когда отступать некуда. Как раз такая ситуация в России сложилась со сферой жилищно-коммунального хозяйства.

«В определенный момент всем стало понятно, что если ничего не предпринять, то коммунального коллапса не миновать», — замечает губернатор.

Основное смысловое наполнение реформы, по его словам, — перевод ЖКХ на рыночные правила работы, создание условий для конкуренции и частных инвестиций.

При этом, подчеркивает он, достаточно популярной была и остается точка зрения, что в такую социально значимую сферу нельзя впускать «частников». «На такие мнения смело можно отвечать, что у государства уже был прекрасный шанс доказать, каким эффективным собственником оно может быть. Как оно им воспользовалось — всем прекрасно видно», — подчеркивает Белых.

Реформой ЖКХ, по мнению Белых, задан абсолютно правильный тренд развития отрасли. Задача федеральных, региональных и муниципальных властей — следовать ему, не допуская отступления от принципов преобразований. Потому что нет ничего хуже реформ, остановившихся на полпути, когда старые механизмы и практики уже сломаны, а новые еще не созданы.

Конечно, на тех территориях, где формируется конкурентная среда, на коммунальном рынке тоже не всегда все гладко, подчеркивает Белых. Фиксируются, например, случаи финансовых махинаций со стороны управляющих компаний (УК), но это ни в коем случае не должно ставить под сомнение эффективность идеи в целом.

Финансовые злоупотребления, отмечает губернатор Кировской области, — поле для работы правоохранительных органов, поле для контроля со стороны гражданского общества, потому что сами жители ближе всего к УК. И, может быть, повод для совершенствования законодательства с точки зрения предъявления разумных квалификационных требований к УК для отсечения недобросовестных предприятий.

ТСЖ нуждаются в очищении

Реформа ЖКХ предполагает, в частности, что на место муниципалитетов в сфере оказания коммунальных услуг гражданам придут независимые управляющие компании или жители примут решение о создании ТСЖ, отмечает Никита Белых.

При этом рынок УК, отмечает он, должен стать действительно конкурентным. УК повышают качество, стремятся эффективнее расходовать средства, занимаются энергосбережением. Словом, всеми силами доказывают жильцам, что они самые замечательные и доверить управление жилым фондом стоит именно им.

«В теории картинка абсолютно правильная, соответствующая современному мировому опыту. Более того, для стимулирования процесса фонд содействия реформированию ЖКХ по программе капитального ремонта многоквартирных домов перечисляет деньги только ТСЖ или УК.

Но что мы имеем на практике? Муниципалитеты далеко не везде поспешили в соответствии с целями реформы уйти из сферы ЖКХ и отказаться от такого потенциально коммерчески выгодного дела, как обслуживание жилого фонда. А средства на рынке крутятся действительно очень внушительные», — отмечает Белых.

Иногда «правильные» УК создаются особо приближенными лицами, а независимых участников на рынок просто не пускают. Иногда муниципалитет может сам через несколько муниципальных учреждений выступать учредителем УК, формально не нарушая положений 185-го федерального закона, подчеркивает Никита Белых.

«Порой о создании жилищного объединения собственники в многоквартирных домах узнавали случайно, — отмечает Беркимбаева, — например, из письма страховой организации, которое попало не по тому адресу. Такие непродуманные действия властей отнюдь не способствуют продвижению реформы, а дискредитируют ее».

Результат же в том, что реального изменения ситуации жители не чувствуют, продолжает Белых, потому что сферой ЖКХ фактически занимаются те же самые люди. Потому что нет конкуренции. А это всерьез дискредитирует всю реформу — затраты каждого человека на коммуналку растут, а качество услуг остается на прежнем уровне.

В стране, отмечает Беркимбаева, началась волна процессов ликвидации «суррогатных» ТСЖ. По ее словам, в погоне за выполнением условий закона 185-ФЗ для включения в целевую федеральную программу капитального ремонта власти на местах, не ввязываясь в кропотливую работу с населением, не вырабатывая механизмов взаимодействия с собственниками, в спешном порядке провели регистрацию ТСЖ в многоквартирных домах с доминирующей долей муниципальных квартир. А зачастую и путем подделки подписей собственников.

Законодательные изменения

Депутат государственной думы Мартин Шаккум подчеркивает произошедшие в сфере ЖКХ важные изменения законодательства. «Все, кто серьезно занимается темой развития жилищно-коммунального хозяйства, разумеется, знают об изменениях в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации — в части сохранения в 2010 году сниженного размера долевого софинансирования проведения капитального ремонта за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также в части уточнения отдельных положений реализации региональных адресных программ», — подчеркивает он.

Как депутат и член наблюдательного совета фонда, Шаккум считает это очень своевременным и полезным шагом. «Госкорпорация успешно работает уже третий год, и, разумеется, за это время практика подсказала более эффективные решения реформы, хотя ее магистральное направление остается прежним — формирование собственника: активное участие в реформе региональных и муниципальных властей, приход в сферу ЖКХ эффективного частного капитала».

Итак, важным моментом стало решение о наделении субъектов РФ полномочиями по утверждению критериев включения многоквартирных домов в региональные адресные программы проведения капитального ремонта. При подаче заявки с 1 августа 2010 года вводится новое условие предоставления финансовой поддержки — наличие региональных адресных программ в области энергосбережения.

Введены также нормы, определяющие возможности переселения граждан, с их письменного согласия, из аварийного жилищного фонда за счет средств фонда ЖКХ в другие населенные пункты. Уточнен механизм увеличения с 2010 года лимитов финансовой поддержки за счет доходов от размещения временно свободных средств фонда — критерием такого увеличения будет являться реализация региональных адресных программ в объеме не менее 95% от рассчитанного изначально лимита.

Кроме того, допускается возможность внесения в фонд дополнительных имущественных взносов РФ за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и решениями Правительства РФ, предусмотрены изменения в Налоговый кодекс РФ в части освобождения от налога на прибыль субсидий из федерального имущества на восстановление имущества фонда в части средств, ранее переданных фондом в собственность Российской Федерации.

И последнее: уточнен механизм возврата регионами неизрасходованных на стимулирование рынка жилья средств. Средства от экономии при заключении субъектами РФ государственных контрактов на приобретение или строительство жилья возвращаться не будут. Эти средства субъекты РФ вправе будут использовать на переселение граждан из аварийного фонда в 2010 году.

Правильно осветить

Важный аспект — освещение реформы в прессе. По мнению Беркембаевой, приоритет в освещении происходящих процессов отводится скандальным случаям. «Серьезных аналитических материалов крайне мало. Мало потому, что редко кто из журналистов, так же как и большинство наших сограждан, изучавших правила дорожного движения перед покупкой автомобиля, взялся за изучение Жилищного кодекса перед приватизацией или покупкой собственной квартиры. Отсюда и дилетантский подход журналистов ко всем процессам, происходящим в жилищной сфере».

Эффективное управление как жилищной, так и коммунальной сферой немыслимо без осознанного понимания гражданами сути реформы, замечает она. Однако на сегодняшний день бизнес-сообщества, увлекшись созданием СРО, упускают из виду основу своей дальнейшей цивилизованной деятельности — формирование грамотного заказчика, потребителя оказываемых ими услуг, считает Беркембаева. За редким исключением, коммерческие структуры не предусматривают в своем бюджете средства на обучение населения.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Как отмечает эксперт Светлана Анопченко (Южный федеральный университет), в настоящее время производственная структура многопрофильного ЖКХ России включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство.

Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплуатационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы.

Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в ЖКХ. В первую очередь это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ — необходимое звено реформы ЖКХ.

Основными задачами Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ, являются:

• финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности и доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, жесткого выдерживания установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

• формирование инвестиционной привлекательности предприятий жилищно-коммунальной сферы путем создания эффективных процедур тарифного регулирования жилищно-коммунальных предприятий — естественных локальных монополистов, экономически заинтересованных в сокращении затрат и ресурсов;

• развитие деятельности по управлению муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры с привлечением частного бизнеса на условиях концессионных соглашений;

• обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса как путем предоставления бюджетных средств, в основном на возвратной основе, так и формирования финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Подпрограммой определены следующие организационно-управленческие и финансовые механизмы, обеспечивающие эффективную работу предприятий ЖКХ:

• реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКХ;

• обеспечение мер адресной социальной защиты населения с использованием социальных счетов;

• рыночные механизмы функционирования ЖКХ;

• формирование условий для привлечения инвестиций в модернизацию ЖКХ.

Главным условием успешной реализации основных положений ФЦП «Жилище» является создание единого информационного пространства, обеспечивающего доступ к достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах, претензиях к их качеству, учета потребителей услуг и финансовых потоках для всех поставщиков жилищно-коммунальных услуг и контролирующих инстанций любого уровня. Сейчас подобная информация доступна лишь из государственной и ведомственной отчетности за прошедший период, не всегда отражающей реальное состояние дел. Это затрудняет взаимоотношения между организациями, производителями услуг и организациями, предоставляющими услуги населению. Это же мешает оценить реальное положение дел и служит непреодолимым барьером привлечения инвестиций частного бизнеса в сферу ЖКХ.

Существует проблема: действующая система отчетности обеспечивает сбор основных сведений о деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса на территории РФ. Однако настоящее состояние системы отчетности характеризуется низким уровнем автоматизации, отсутствием оперативного обмена между органами управления и предприятиями ЖКХ, следствием чего является недостаточная оперативность получения информации, ограниченная возможность использования имеющейся информации органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и гражданами. Отсутствие оперативной достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности ЖКХ в органах государственной и исполнительной власти всех уровней приводит в масштабах страны к значительным финансовым потерям.

Кроме того, создаваемая система обеспечения адресной социальной защиты населения должна строиться на основе достоверной и оперативной информации, поступающей от предприятий ЖКХ (база данных о населении — потребителей услуг).

Необходимость получения актуальной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности на территории РФ предприятий ЖКХ настоятельно требует внедрения новых информационных технологий. Внедрение таких технологий не сводится только к установке вычислительной техники на предприятиях. Требуется решить достаточно сложные вопросы нормативно-правового обеспечения системы и обмена данными с другими внешними системами.

Другой проблемой, на решение которой направлено создание комплексной автоматизированной системы (КАС) ЖКХ, является проблема взаимодействия различных автоматизированных информационных систем (БТИ, Земельный кадастр, Государственный реестр населения, ГАС «Выборы», Казначейство и т.д.), используемых на муниципальном уровне. Создаваемые в органах исполнительной власти АИС формируются на основе выработанных каждым органом государственной власти методических принципов, технологий сбора и использования информации, неунифицированных информационно-лингвистических средств. Все это значительно усложняет автоматизированное информационное взаимодействие между различными АС муниципального и регионального уровня. КАС ЖКХ является территориально-распределенной информационно-телекоммуникационной системой, обеспечивающей в автоматизированном режиме формирование, ведение и использование баз данных финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ, баз данных потребителей услуг (населения и юридических лиц). Система должна обеспечивать информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения. Система должна осуществлять эффективное информационное взаимодействие с другими автоматизированными информационными системами, разрабатываемыми в рамках программы информатизации РФ. КАС ЖКХ включает: информационный ресурс; средства информатизации — программно-технический комплекс и телекоммуникационную систему, осуществляющие автоматизированный сбор и хранение данных и обеспечивающие доступ к ним; единое информационно-лингвистическое обеспечение; организационно-правовое обеспечение ее создания и функционирования.

К потребителям информации КАС ЖКХ относятся: население, органы государственной власти, предприятия жилищно-коммунального комплекса, инвестиционные компании, банки, любые другие организации и частные лица, имеющие интересы в данной области хозяйственной деятельности.

КАС ЖКХ строится на основе действующих государственных нормативных правовых актов, регламентирующих процесс хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса, и обеспечивает необходимую информационную поддержку принятия решений органами государственной власти. КАС ЖКХ не требует коренного изменения существующей нормативной базы и организационной структуры системы хозяйственной деятельности отрасли, а создает необходимые предпосылки для совершенствования этой системы.

КАС ЖКХ является значительной частью системы государственных информационных ресурсов Российской Федерации.


Директор Управляющей компании ООО «Уютный дом» (г. Салехард) Элина Маломуд:

— Наша компания выросла из службы по обслуживанию жилого фонда ОАО «Инвестиционно-строительная компания ЯНАО». На рынке услуг работает с 2007 года, став за это время одной из лучших компаний города и проводником современных идей в системе жилищно-коммунального хозяйства. В компании трудится команда профессионалов, считающих для себя обязательным высокое качество работы и индивидуальный подход к проблеме каждого жителя.

Сотрудники компании являются постоянными участниками различных форумов и семинаров, тем самым повышая свой профессиональный уровень. Компания непрерывно работает над внедрением новых технологий, направленных на более эффективное управление жилыми домами и уменьшение потребления коммунальных ресурсов как отдельными жителями, так и домами в целом. В данный момент разрабатывается и в летний период будет реализован пилотный проект «Умный дом», осуществление которого позволит заметно снизить потребление тепловой и электрической энергии. Для более активного диалога с жителями создан сайт компании — www.ukudom.ru, на котором любой желающий может ознакомиться с информацией в сфере ЖКХ или задать интересующий его вопрос.

Компания явилась одним из основателей Ассоциации управляющих организаций и собственников жилья, я избрана председателем этой ассоциации. При непосредственном участии нашей компании создана и успешно функционирует Школа активного жителя, работа которой направлена на выявление и обучение активных жителей города для создания более тесного контакта между управляющими организациями и собственниками жилья.